Формирование у детей в игре волевых черт характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание

Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем.
Воля является основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек должен обнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Заключение

 

В период старшего дошкольного  возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Без волевых качеств  и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес  для формирования волевых качеств  дошкольников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют  возможность ребенку проверить  и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра дошкольника  носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых  качеств, это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель - выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

В организованных мною играх для дошкольников в целях формирования волевых качеств был использован материал: речевой, реальные предметы или знания о них, физкультурное оборудование. Игрой был любой вид деятельности (интеллектуальный, изобразительный, речевой, двигательный).

Работа с детьми включала широкое использование подвижных  игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств учащихся как ответственность, упорство, настойчивость, решительность. Игры проводили на открытом воздухе на игровой площадке. Знакомили детей с новыми для них играми: «Зайцы в огороде», «Белые медведи», «Компас», «Горелки», «У медведя во бору» и другими.

Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку. В случае плохой погоды (дождь, сильный ветер) игры организовывались в помещении.

Игры с мячом проводили  на игровой площадке. С помощью  игр-эстафет у детей формировались  такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Я пришла к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.

 

Список литературы:

 

  1. Губанова Н,Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008
  2. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. – СПБ.: Речь; М.: сфера, 2010
  3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. – Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983
  4. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду/Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М.: Просвещение, 1983
  5. А.В. Крутецкий. Психология. М.: Просвещение, 1980
  6. И.Р. Жуковская. Воспитание ребенка в игре. – М.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
  8. Основы дошкольной педагогики/Под редакцией А.В. Запорожцева, Т.А. Марковой. – М.: педагогика, 1980
  9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991
  10. Игра дошкольника/Под редакцией С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989
  11. Бабаева Т.И. В игре ребенок развивается, познает мир, общается//Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПБ.: Детство-Пресс, 2008
  12. Менджерицкая Д. В., Воспитателю о детской игре, М.: Просвещение, 1982
  13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии, Просвещение, 1995
  14. Хейзинга И. «Человек играющий», М.,1992
  15. Эльконин Д. В. «Психология игры», М.,1978.

Информация о работе Формирование у детей в игре волевых черт характера