Формирование у детей в игре волевых черт характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание

Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем.
Воля является основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек должен обнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

Это игры-соревнования, игры с правилами, совместные игры со сверстниками.

В играх-соревнованиях  правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет  ребенок правила игры или нарушает их - это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования - наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, быть первым и лучшим. Постепенно нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.

Игры с правилами  хороши тем, что в них четко  предусмотрены требования к поведению  детей. Ребенок вынужден подчиняться  этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру. К играм с правилами целесообразно также привлекать и недисциплинированных дошкольников. Под воздействием игровых правил безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируются, а их место занимают новые, желательные качества: выдержка, организованность, ответственность. Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с импульсивным поведением, потому что присущие им индивидуальные особенности (торопливость, необдуманность действий, выражений, желание непременно добиться успеха) со временем уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений. Вхождение такого ребенка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремленности, а необходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.

Вайнер рассматривает  народные игры как универсальное  средство устранения недостатков личностного развития.

Одно из главных преимуществ народной игры - обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные персонажи не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки всеми детьми легко осознаются. Этика народной игры усваивается дошкольниками без участия педагога, что и позволяет детям незаметно для себя приобретать навыки саморегуляции и самоконтроля.

Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что ей предшествует зачин. Таким зачином может быть, например, считалка. Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей. Другая разновидность зачина - жеребьевка. Например, дети испытывают друг друга в молчании, т.е. бросают жребий: кто дольше всех промолчит, тому и водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для детей с импульсивным поведением.

В народной игре агрессивным  детям приходится делать усилие над  собой. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить свое поведение.

Народные игры эффективны и в работе с застенчивыми, робкими  детьми. Народная игра привлекает этих детей тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи. Коршун, который нападает, ловит, безусловно, ведущий персонаж. Исполнение этой роли требует инициативы, смелости, сноровки, творчества.

Преподаватель педагогического колледжа №6 г. Москвы Н. А. Тимошкина считает подвижные игры средством формирования готовности детей к обучению в школе.

Тимошкина полагает, что  многих родителей, педагогов и психологов волнует в последнее время  увеличение количества слабоуспевающих  и неуспевающих учащихся в начальной школе. Это обусловлено тем, что не все занятия, проводимые перед поступлением ребёнка в школу, способствуют формированию необходимых для обучения качеств.

Н. А. Тимошкина считает, что нервное напряжение, излишнюю тревожность и раздражительность хорошо снимают подвижные коллективные игры, которые предлагает нам народная педагогика.

Особенно детям нравятся игры «Молчанка», «Иголка и нитка», «Перехватчики».

Перед началом игры «Молчанка» все играющие произносят слова какой-нибудь песенки. Как только скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий стареется рассмешить играющих движениями или смешными словами. Кто засмеётся или скажет хотя бы одно слово, отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты. Эта игра способствует развитию выдержки и воли.

В игре «Иголка и нитка» выбирается водящий - «иголка». Дети встают друг за другом , кладут руки на пояс. «Иголка» бегает, огибая препятствия, а «нитка» - дети, - ухватившись за «иголку» и  стараясь не отставать, бегает следом.

Вывод по 1 главе

 

Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра как способ познания действительности есть одно из главных условий развития детского воображения и самостоятельности. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, его самостоятельность. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Подвижные игры для дошкольников - любимая форма деятельности. В подвижных играх формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Игровой метод включения  дошкольника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог  ориентирован на личностный подход в  целом, а не только на его функции.

Игра - не развлечение, а  особый метод вовлечения детей в  творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка - это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Формирование волевых  качеств дошкольника является одним  из условий его развития в обучении. Необходимо взаимодействие педагогов и родителей по программе формирования волевых качеств детей. Спонтанно развиваемые волевые качества могут влиять на появление аффекта неадекватности, своеволия и отклоняющегося поведения.

Формирование волевых  качеств дошкольников в процессе игровой деятельности - процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и педагоги, и психологи, и родители.

Подвижные игры и физические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей.

 

Глава 2. Практическое исследование роли игры в воспитании у детей самостоятельности, настойчивости, решительности, выдержки, дисциплинированности

2.1 Система работы по формированию  у детей в игре волевых черт характера.

 

Совершенствование волевой регуляции поведения  у дошкольников связано с их общим  интеллектуальным развитием. Поэтому  воспитывать волю у ребенка в  отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Значительная роль в психологическом развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, а также морально-волевых качеств отводится игре. Известно, что возрастной особенностью дошкольника является общая недостаточность воли. Поэтому правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует формированию таких волевых качеств, как ответственность, упорство, настойчивость, решительность, выдержка.

Исследование  по формированию волевых качеств личности в процессе игровой деятельности была проведена с дошкольниками старшей группы МОУ начальная школа-сад №7 г. Волгограда (ул. Таращанцев, 19а). В группе 28 человек, в исследовании принимали участие 18 человек данной группы.

 

Исследование  проходило в несколько этапов:

 

1этап: изучение сформированности волевых качеств у детей.

 

На этом этапе моего исследования дошкольникам были предложены подвижные игры. Это было сделано в целях создания условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры выявляли доброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая игра помогала определить, насколько развита у детей согласованность движений, действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также волевые качества: выдержка, упорство, настойчивость.

 

Игра «Перетягивание в парах».

Играющие делились на две команды и строились  около средней линии одна команда  лицом к другой. За каждой командой в двух метрах была проведена еще  одна линия. Играющие крепко брались за правые руки, левая на поясе или за спиной. По сигналу участники перетягивали игроков другой команды за линию, находящуюся за спиной. Игра продолжалась до тех пор, пока все игроки не были перетянуты в ту или иную сторону.

Выигрывала  команда, которая сумела перетянуть.

 

Анализ проводился по схеме:

1.Умеет ли  ребенок удерживать и достигать  цели, поставленные взрослым.

2. Умеет ли  самостоятельно ставить цель  и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.

3. Умеет ли  ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и  непосредственные желания (помочь  дежурным, воспитателю, когда хочется  играть; не выкрикивать, а подождать  своей очереди).

4.Какие волевые  качества у ребенка сформированы:

1) ответственность - самостоятельно ставить цель, и руководствуется ею в деятельности, достигает результата. Выполняет требования взрослого и делает все это точно.

2) настойчивость - проявляет стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

3) решительность - своевременно и, когда это нужно, быстро принимает решения и смело проводит их в жизнь. Отсутствуют излишние колебания и сомнения при борьбе мотивов. Быстро и продуманно выбирает цель и находит способы ее достижения.

4) выдержка - проявляет способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. В случае необходимости умеет проявлять сдержанность, внешнюю невозмутимость, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.

5) дисциплинированность - подчиняется ребенок общественным правилам поведения и деятельности; осознанно выполняет общественные правила поведения и деятельности;

6) самостоятельность - умеет действовать без посторонней помощи, выполнять деятельность по своей инициативе.

 

Результаты  исследования были помещены в таблицу.

 

Фамилия, имя ребенка

какие волевые качества сформированы

ответст-венность

настой-чивость

решитель-ность

выдержка

дисципли-нирован-ность

самостоя-тельность

1

В. Ксения

+

-

-

+

+

+

2

А. Виктория

-

+

+

-

-

+

3

С. Ксения

+

+

+

-

-

+

4

Р. Денис

+

+

+

+

-

+

5

К. Михаил

-

+

+

+

-

+

6

М. Екатерина

+

+

+

+

+

-

7

В. Полина

+

-

-

+

+

+

8

К. Алина

-

-

-

+

+

-

9

Д. Снежана

+

+

+

-

+

+

10

Д. Дмитрий

-

+

+

+

+

+

11

А. Роман

+

+

+

-

-

+

12

Ф. Егор

-

-

-

+

+

+

13

И. Анастасия

+

+

-

+

+

+

14

Б. Максим

-

-

-

-

+

-

15

Г. Артур

-

+

+

+

-

+

16

Е. Александра

+

+

+

-

-

+

17

К. Артем

+

-

+

+

-

+

18

Б. Диана

-

-

-

+

+

-

Информация о работе Формирование у детей в игре волевых черт характера