Формирование у детей в игре волевых черт характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание

Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем.
Воля является основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек должен обнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

 

Из таблицы  видно, что у многих детей преобладает решительность и самостоятельность; слабо развиты такие волевые качества как настойчивость, выдержка. Следует отметить, что некоторые дети не обладают достаточной дисциплинированностью и ответственностью.

Таким образом, выявлены следующие уровни сформированности волевых проявлений у детей:

1. Высокий - ребенок  самостоятельно ставит цель и  руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции  и непосредственные желания. У  ребенка сформированы такие волевые  качества как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, ответственность.

2. Средний - ребенок  самостоятельно ставит цель, но  не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции  и непосредственные желания. У  ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества: ответственность, выдержка, самостоятельность.

3. Низкий - ребенок не умеет самостоятельно ставить цель, руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформированы волевые качества.

У меня получилось следующее: 5 детей показали высокий уровень сформированности волевых проявлений; 10 - средний и 3 детей - низкий уровень. В процентном соотношении это выглядит так: высокий уровень - 28%; средний - 55%; низкий - 17%.

 

2 этап  исследования: составление и реализация системы работы с целью формирования у детей волевых качеств.

 

Игра в жизни  дошкольника занимает огромное место  и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств, это должна быть:

а) игра по правилам или с правилами;

б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так  и взрослые;

в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;

г) в игре должна ставиться цель - выиграть (т.е. это  всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

 

Мной разработана система игр для формирования волевых качеств.

 

Игра

Задачи  работы

«Зайцы в  огороде»

Развитие решительности, дисциплинированности, ответственности

«Белые медведи»

Развитие выдержки, настойчивости

«Компас»

Развитие честности, упорства, выдержки

«Горелки»

Развитие выдержки, дисциплинированности

«У медведя  во бору»

Развитие выдержки, решительности, дисциплинированности

«Узнай, кто  я»

Развитие выдержки, ответственности, дисциплинированности

«Чья команда  быстрее»

Развитие организованности, настойчивости, самостоятельности


 

 

2.2 Описание педагогической деятельности по реализации системы работы

 

Работа с  детьми включала широкое использование  подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств  дошкольника как ответственность, упорство, настойчивость, решительность. Такие игры строились на добровольных началах, предусматривали большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководстве со стороны старших. Знакомили детей с новыми для них играми. В теплые дни их проводили на открытом воздухе, на игровой площадке. Такие игры не требовали никакого специального оборудования или инвентаря. Вот описание игр, которые были использованы с целью формирования волевых качеств.

 

1. «Зайцы в огороде». В игре принимали участие все дети. На площадке начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего - 2 м. Выбрали водящего-«сторожа. «Сторожа» находился во внутреннем круге (огороде), остальные игроки - «зайцы» - во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах - то в огород, то обратно. По сигналу ведущего сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры – «зайцы» выпрыгивали из внешнего круга, «сторожа» ловили «зайцев» во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.

2. «Белые медведи». Площадка, на которой проводилась игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место - льдина. На ней стоял водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещались по всей площадке. Правила игры, которые были рассказаны детям, заключались в следующем: «медвежонок» не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»; при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что «медведь» рычал: «Выхожу на ловлю!» - и начинал ловить «медвежат». Сначала он ловил одного «медвежонка» (отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» брались за руки и начинали ловить остальных играющих. «Медведь» отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяли свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: «Медведь, на помощь!» «Медведь» подбегал, осаливал пойманного и отводил на льдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили «медвежат». Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все «медвежата». Последний пойманный игрок становился «белым медведем». Побеждал последний пойманный игрок. Игра была направлена на развитие таких волевых качеств как решительность, выдержку, настойчивость. Некоторые дети нарушали правила: выскальзывали из-под рук окружившей его пары, не дождавшись, пока осалит «медведь»; хватали играющих за одежду; толкали друг друга. Приходилось игру останавливать и напоминать правила игры, делать упор на выдержку, решительность.

3. «Компас». На земле нарисовали круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написали согласно направлению буквы «С» (север), «Ю» (юг), «3» (запад), «В» (восток). Сразу перед игрой объяснили правила: игру начинать по сигналу воспитателя; за каждое нарушение правил будут начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры, попросили двух человек повторить эти правила. После этого детям было предложено стать спиной к центру круга, и слушать команду воспитателя: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!» По команде: «Юг!» все должны были повернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивался на 180 градусов. Другим в это время надо было сделать пол оборота направо или налево, чтобы выполнить команду воспитателя. Это зависело от того, в каком положении находился тот или иной игрок. Руководитель подавал различные команды, и дети принимали соответствующие положения. Тот, кто ошибался (повернулся не в ту сторону), получал штрафное очко. Победителем считается тот, кто за время игры набирал меньше штрафных очков. Игра воспитывала честность (дети сами считали штрафные очки), упорство (надо было стараться четко выполнять команды, не ошибаться), выдержку.

Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности.

Для организации  и проведений игр (если проводилось 2 - 3 сразу) требовалось не менее 8 - 10 мин.

 

В игре «Горелки» перед детьми ставилась задача соблюдать следующие правила: игру начинать по сигналу взрослого; бег начинать можно было только по окончании речитатива. Дети становились парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3-4 м было место водящего. По сигналу взрослого дети начинали речитатив:

 

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца  не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи, тебе гореть, тебе гореть!

 

Как только ребята заканчивали речитатив, первая пара разъединяла руки и бежала вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где водящий уже не мог ловить. Он должен был поймать одного из ребят, иначе ему приходилось водить снова. Водящий становился сзади всех в пару с тем, кого поймал. Другой из этой пары становился водящим. В игре побеждали те, кто ни разу не были пойманы. Эта игра была для учащихся новой, поэтому ее разучивали, а потом уже дети играли самостоятельно.

 

Игра «У медведя во бору» детям была знакома. Но все равно некоторые не соблюдали правила, которые заключались в следующем: игру начинать по сигналу руководителя; водящий мог выбегать из «берлоги», только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналу руководителя дети подходили к «медвежьей берлоге» и начинали делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривали:

 

У медведя во бору

Грибы-ягоды  беру,

А медведь сидит,

На меня рычит.

 

Когда дети произносили  последнее слово – «рычит», «медведь» с рычанием выскакивал из берлоги и ловил кого-нибудь. Пойманного он отводил в берлогу. Игра заканчивалась с окончанием перемены. Победителями становились не пойманные дети. Как игра «Горелки», так и эта игра воспитывали выдержку, решительность, дисциплинированность.

 

Игры имели  свои особенности. Прежде всего, их организация  предусматривала добровольное участие  детей. Старались подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. После выявления победителей, состязания продолжались с новым составом игроков.

В случае плохой погоды (дождь, сильный ветер) игры организовывались в помещении. Заранее определяли время на активную двигательную деятельность детей. Отбирался требующийся для игр инвентарь, часто к его подготовке привлекали самих детей.

Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили  живее, использовали игротеку. На место  выносился небольшой ящик с мелким игровым инвентарем (игротека). Инвентарь раздавался всем желающим и предлагалось самостоятельно или совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами (мячами, обручами, скакалками). Подбирали игры, которые не носили конфликтный характер, не вызывали большой игровой азарт. Игры подбирали с простым сюжетом, давали возможность любому ребенку войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры были непродолжительны. Иногда некоторые дети просто наблюдали игру со стороны.

С детьми играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Это были игры:

 

«Узнай по голосу»

Ребята становились  в круг, в его середине находился  водящий, которому завязывали глаза. Играющие шли по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливались и говорили:

 

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку  отгадай,

Кто позвал тебя - узнай!

 

Воспитатель молча  указывал на одного из играющих, который  восклицал: «Узнай, кто я!» Водящий называл его имя. Если он угадывал, узнанный становился водящим, если ошибался, игра повторялась. Побеждал тот, кто ни разу не был водящим.

Дети должны были соблюдать правила: 1 вариант - слова произносит только тот, на кого укажет руководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей.2 вариант - играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» - делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), - угадай, чей голосок?» Игра была направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.

 

Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного  поведения, а также способствуют формированию волевых качеств. Было проведено спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах.

 

«Чья команда быстрее». Участники делились на две команды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке, находящейся в 8 - 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждала команда, первой закончившая эстафету.

С помощью игр-эстафет  у детей формировались такие  волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

В эстафете «Чья команда быстрее» некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство.

 

Вывод по 2 главе

 

В ходе исследования была проведена система игр, направленная на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных мною играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.

Игры показали, как важно для детей иметь  такие качества как упорство, настойчивость. Я старалась создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность.

Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот - проявить решительность, принять участие в игре.

 

После проведения формирующего этапа исследования мной была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала следующие результаты: 6 детей показали высокий уровень сформированности волевых проявлений (ранее было 5); 11 - средний (ранее 10) и 1 ребенок - низкий уровень (ранее 3 детей). В процентном соотношении: высокий уровень - 34% (ранее – 27%); средний - 61% (ранее – 55%); низкий - 5% (ранее 17%).

Таким образом, мы видим  улучшение результатов детей  при повторной диагностике, что говорит о том, что экспериментальная работа удалась.

Информация о работе Формирование у детей в игре волевых черт характера