Формирование мотивов к занятиям по физическому воспитанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:01, реферат

Описание

Мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом у учащихся является очень важной и необходимой сферой деятельности тренера-преподавателя.
Мотивацию, интерес к занятиям физическими упражнениями у детей следует различать на внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация, если она даже очень сильная, формируется лишь в результате внутренней мотивации, которая возникает лишь тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными ( не слишком трудными и не слишком легкими) и когда ребенок понимает субъективную ответственность за их реализацию.

Содержание

Введение 3
1. Мотив, организация средств воспитания 4
2. Мотивация физкультурно-спортивных занятий 12
3.Заключение 16
4.Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

уср2 сдать.docx

— 48.29 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная управляемая работа №2

Тема:

«Формирование мотивов к занятиям по физическому воспитанию»

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент(ка) магистратуры

511группы

Валуева В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск – 2012

Содержание:

Введение                                                                                          3

1. Мотив, организация средств воспитания                                   4

2. Мотивация физкультурно-спортивных занятий                               12

3.Заключение                                                                                             16

4.Список использованной  литературы                                                   18                   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Мотивация  к систематическим занятиям физической  культурой и спортом у учащихся  является очень важной и необходимой  сферой деятельности тренера-преподавателя.

Мотивацию, интерес к занятиям физическими упражнениями у детей  следует различать на внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация, если она даже очень сильная, формируется лишь  в результате внутренней мотивации, которая возникает лишь тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными ( не слишком  трудными и не слишком легкими) и когда ребенок понимает субъективную ответственность  за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у ребенка вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес.

Внутренняя мотивация  возникает также тогда, когда  учащийся испытывает удовлетворение от самого процесса и условий  занятий, от характера взаимоотношений с  тренером-преподавателем, членами коллектива.

   Удовлетворение интереса  не приводит к его исчезновению, а, наоборот интерес может укрепляться,  развиваться, становиться более  глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение физических упражнений, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремленности.

  Для поддержания активного  интереса к физической культуре  спорту необходимо систематически  давать учащемуся соответствующую  информацию как при обучении  движению, так и при его совершенствовании.  Эта информация должна обязательно  раскрывать важность того или  иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают координацию движений.

Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого  в  обучение  нужно включать  личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений.

 

 

  1. Мотив, организация средств воспитания

Мотив – это внутренняя движущая сила, которая побуждает человека к действию. В работах формирование морально-ценностного отношения к своему здоровью, здоровых навыков и здорового образа жизни в целом – одно из приоритетных направлений в воспитании молодежи [6]. В основу всего мотивационно-формирующего процесса положен принцип сознательности и активности: ничто не может быть введено в сознание человека при его пассивном или негативном отношении .

Одной из наиболее сложных  структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически  все ученые педагоги и психологи. В исследованиях, формирование мотивов  рассматривается как основа самоорганизации  личности.

Рассмотрим одну из педагогических технологий, которая объединила основные позиции, представленные в теоретическом  описании технологий: их проблематику, постановку целей, выбор принципов, средства моделирования содержания и создания условий гуманистического воспитания. Это технология развития мотивационных основ самоорганизации личности старшеклассника в процессе физического воспитания.

Главным фактором становления  основ самоорганизации здесь  выступает разработка педагогических условий, создающих благоприятную  среду для востребования ценностного  потенциала личностных структур сознания учащихся. В качестве приоритетной рассматривалась личностная структура  мотивирования, определяющая эффективность  востребования смыслотворческой основы самоорганизации физической культуры сознания.

Самоорганизация - наиболее гуманное средство становления субъектности. Но используемые в практике технологии физического воспитания направлены на ценности внешне привносимых способов формирования необходимых детскому организму качеств: устойчивости, выносливости, способности к сопротивлению различным физическим нагрузкам, волевых усилий, двигательных качеств и т.д. без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними, ценностными основами сознания учащегося. Такое противоречие снимает возможность смысловой самоорганизаций личности в процессе физического воспитания, как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик.

Физическая культура сознания - это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным  присутствием в человеческом сознании потребностей использовать физическую силу как для сохранения жизни, так и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми.

Основным показателем  физической культуры сознания является цивилизованность. Важнейшая функция  цивилизации - приучение человека к  культурным действиям по отношению  к себе и себе подобным. Физическая культура сознания, как одно из проявлений цивилизованности, самоорганизует гуманные, т.е. сообразные понятию "человек" отношения к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо менее сильных окружающих.

Некоторые уровни самоорганизации  личности могут быть достигнуты благодаря  использованию новых средств  физического воспитания. К ним  отнесены педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и определяется как процесс самоорганизации  физической культуры сознания, осуществляемой при педагогической поддержке со стороны учителя.

В основе технологии - управление педагогическим влиянием на положительную  мотивацию посредством создания условий, востребующих ее деятельность как личностной структуры, опосредованно влияющей на физическую культуру сознания.

Это оказалось возможным  при определении воспитательного  потенциала урока физкультуры. Он состоит  в возможностях прикладного решения  проблемы воспитания цивилизованного  отношения к ценностно-культурному  слою сознания учащихся, как внутренней, субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации личности.

Гуманистическая парадигма  образования выдвигает новое  требование к современному учителю  физической культуры: он должен сформировать субъектно-личностные, ценностные отношения  к преподаваемому предмету у своих  учеников. Ему необходим достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней позиции уверенности  в необходимости здорового образа жизни. В связи с этим, проблема физического воспитания переходит  в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно  новых, более тонких и гибких отношений  общения между учителем и учеником.

1. Определение целей. Взаимно  выработанная цель обеспечивает  удовлетворяющую обе стороны встречу внешних воздействий (педагогических требований учителя) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания ученика). В связи с этим, развитие творчества в весьма специфичных видах отношений, возникающих в процессе создания личностно ориентированной ситуации на уроке физкультуры между учителем и учениками, рассматривается как возможность для культурного изменения мотиваций.

Общая цель - это воспитание творческой личности, определяемая особой атмосферой общения, возникающей в  процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности. В  процессе занятий по физической культуре востребование творческого потенциала происходит крайне редко. Обычно учителя  ссылаются на необходимость научить  выполнять упражнения, где творческий элемент попросту неуместен.

Однако творчество необходимо в игровых видах спорта, наиболее привлекательных для школьников. Традиционно не используется обращение  учителя к аспекту физической культуры сознания. В частности, он состоит в наличии задатков цивилизованного  понимания личностью многих преимуществ, которыми обладает физически развитый и сильный человек по отношению  к другим людям.

Наибольшую опасность  в плане нравственного здоровья и нецивилизованного понимания  физкультуры представляют учащиеся, более сильные в физическом и  наименее сильные в своем умственном развитии. В данном случае происходит мотивационная переакцентуация смысла образования, благодаря чему внимание обращается на развитие только физических качеств, а познавательно-смысловой сектор сознания блокируется. Как правило, такая группа немногочисленна, однако ее представители не участвуют в спортивных специализациях. Они предпочитают специализироваться на явном проявлении силы, устанавливая таким образом свое неявное господство над более слабыми учениками, а зачастую и над учителями.

Цивилизованность может  быть воспитана, если учителю удается  поставить частную цель для каждого  урока, ориентирующую и учителя, и учеников на создание условий для  востребования деятельности личностных структур сознания учащихся.

Частная цель - поэтапное  и вариативное изменение мотивации  занятий физкультурой.

2. Определение принципов,  содержащих ориентиры для построения  технологии: принцип личностной  деятельности - ориентация на деятельность  личностных структур сознания, наиболее  значимых в контексте поставленных  целей (мотивирование, цивилизованная  автономность, смыслотворчество); принципы субъектного контроля, самореализации в творчестве, открытости учебно-воспитательной информации, диалогичности, нравственности убеждающей коммуникации, неявной педагогической этнокультуры.

3. Выбор условий:

а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых  стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о  спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив  и т.д.;

б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией  недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния  педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых  талантов" и т.д.

4. Разработка содержания. Развитый самоконтроль - это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания старшеклассников. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при обращении к технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга. 

Обретению личностного смысла содержащейся в общении информации в процессе взаимодействия с ней  личности способствует создание ситуаций совместного творческого поиска, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру. Такие ситуации выстраиваются на уроках. В качестве содержания для  их построения использовались ценностно- смысловые и ценностно-эмоциональные компоненты педагогических условий, развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения учащимися нового опыта общения.

5. Организация средств воспитания. С организационной стороны технология представлена этапами деятельности учителя в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Данные этапы, наполненные новым содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации), представляют целостный ориентировочный алгоритм.

Диагностический - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа - создание условий для осознания учеником сути проблемы ("прояснение сущности", вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смысло-творческая функция сознания).

Одним из средств оказания поддержки является вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать  вслух то, чем он обеспокоен, какое  место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней  относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы. Не менее важным средством  является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения ее значимости для школьника.

Информация о работе Формирование мотивов к занятиям по физическому воспитанию