Формирование мотивов к занятиям по физическому воспитанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:01, реферат

Описание

Мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом у учащихся является очень важной и необходимой сферой деятельности тренера-преподавателя.
Мотивацию, интерес к занятиям физическими упражнениями у детей следует различать на внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация, если она даже очень сильная, формируется лишь в результате внутренней мотивации, которая возникает лишь тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными ( не слишком трудными и не слишком легкими) и когда ребенок понимает субъективную ответственность за их реализацию.

Содержание

Введение 3
1. Мотив, организация средств воспитания 4
2. Мотивация физкультурно-спортивных занятий 12
3.Заключение 16
4.Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

уср2 сдать.docx

— 48.29 Кб (Скачать документ)

Задача учителя на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что самостоятельная  вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за школьника формулирует его проблему. Важно получить согласие ученика на помощь и поддержку в данной ситуации.

На этом этапе были получены диагностические данные, свидетельствующие  о том, что значительная часть  учащихся испытывает потребность в  педагогической поддержке.

Группа с низким уровнем  развитости физической культуры сознания (около 40%): крайне радикальные значения по отношению к своим физическим способностям (недооценка, переоценка) и к спорту в целом; к способности  преодолевать сомнения, рисковать, быть независимым; привлекательны жесткие  виды спорта, требующие большой мускульной силы, сочетаемой с определенным изяществом (восточные единоборства, бокс, кик-боксинг), однако участие в них весьма сомнительно; проявляется в импульсивном поведении, отрывистой и грубой речи, агрессивности; определяется выборами экстернальных смысловых мотиваций, их низким ценностным уровнем, полным отсутствием настойчивости, способностей к сопереживанию, самообладанию и самоконтролю.

Низкий уровень волевой  и ценностно-смысловой организации  личности; проявляется в ориентациях  на "сильные" в физическом отношении  личности киногероев и героев местного фольклора, сочетаемых с недифференцируемой оценкой их поступков на нравственные и безнравственные.

Группа с высоким уровнем  физической культуры сознания (около 14%). Проявляется в осмысленном отношении к занятиям физкультурой как к средству сохранения собственного здоровья и самоактуализации, к возможности оказания помощи слабым и в желании это делать не по принуждению; данный уровень определяется в целом интернальными ориентациями в сферах спортивных и интеллектуальных достижений, стремлением в большей степени полагаться на свои силы, не уходить от сложностей; привлекательны те виды спорта, в которых есть возможность проявить свои физические возможности, но небезинтересны и многие другие, в особенности те, где необходимы быстро вводимые элементы творчества, как на уровне моментальной реакции на ситуацию (хоккей, футбол), так и на уровне стратегического планирования сил (большой теннис, шахматы).

В целом уровень физической культуры сознания проявляется в  ориентациях не на базовые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так и в обыденной жизни. Высокая ценностно-смысловая и волевая организация личности. Готовность к риску на разумном уровне, способность к принятию взвешенных решений, целеустремленность, умение планировать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.

Для диагностики физических идеалов используется прием смыслопорождающего включенного примера: одновременно с объяснением порядка выполнения новых упражнений вводятся словесные иллюстрации, увязывающие то или другое движение с известным ученикам фильмом. При этом вводится только название боевика или триллера, обращение к ученикам с просьбой развернуть описываемый эпизод.

Основное внимание при  проговаривании ими содержания эпизода  обращается на исключение жаргонизмов  и особенно резких, грубых выражений. В дальнейшем этот прием усиливается  в зависимости от сложности последующих  этапов введением новых ценностно-смысловых  и ценностно- эмоциональных структур.

Поисковый - организация  совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных  последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами  ребенка", так и при помощи синергетического принципа "выхода в стороннюю  позицию". Целью поискового этапа  является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение фокуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных  с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению.

Обсуждение возможных  последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и  отсроченный период - после школы, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку  в определении цели предстоящего выбора - по ходу выявления фактов и  причин появляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения цели, как выхода из проблемы.

На поисковом этапе  устанавливался неявный источник нравственной характеристики автора введенной ранее  информации. В качестве педагогических средств поддержки использовались: проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ  от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога - поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

Договорный - проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности по решению проблемы, например - прием  уточнения сущности и смысла, привлекательных  образцов физической развитости). В  соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает  позиции поискового этапа в направлении  решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность  ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика  самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы нравственного самоопределения является важным результатом педагогической работы.

Деятельностный - для обеспечения успеха педагог должен поддерживать ученика и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы нравственного выбора требует привлечения новых примеров, выступающих в двух качествах: поддержки или "расшатывания" избранной позиции.

Прием "расшатывания" избранной позиции определяется внесением в описание действий образца для подражания элементов неявных, зачастую негативных характеристик, присутствующих в поведении "героев". Ученикам предлагалось построить модель дальнейшего развития ситуации, где сказались бы последствия их действий, будь они на месте того или иного персонажа. Это необходимо для формирования позиции устойчивости или отказа от избранного образца.

Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.

Обсуждая с учеником продвижение  к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется  чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством  выражения собственных чувств. Педагог  создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, самооценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может и пронизывать всю деятельность поддержки.

Приведенная структура приближает учителя к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой  сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры. Одновременно она приближает и старшеклассников к новому пониманию смысла занятий  физической культурой не только как  средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как  средства, способствующего становлению  нравственного здоровья личности.

 

  1. Мотивация физкультурно-спортивных занятий 

Изучение мотивов  занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Её исследованием занимались А.Ц. Пуни, Ю.В. Палайма, В.А.Соколов и др. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей  обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно,  видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности.

В ряде психолого-педагогических работ указанного направления сделана попытка, раскрыть, как внешние педагогические воздействия становятся  (или могут стать)  реальными факторами физкультурно-спортивной активности школьников, превращаясь из объективных условий в объективный психологический ее регулятор. Следует отметить, что работ данного направления очень немного.

Многие авторы сходятся во мнении, что большое значение на формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, имеет работа учителя физической культуры. Указывается также, что работе по формированию у школьников потребности в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы школы.

Использование игрового и  соревновательного методов для  повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками  физической культуры.

Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском  саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые  учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем  более, не зависимо от того возраста, в  котором они находятся.

Одна из главнейших функций  игры – педагогическая, она издавна  является одним из основных средств  и методов воспитания.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры.

Играющим  предоставляется простор для творческого решения двигательных задач,  внезапное изменение ситуации по ходу игры  обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией  двигательных способностей.

В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей,  вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной  мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает положительное отношение детей  к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод  обладает такой  же способностью создавать положительный эмоциональный  фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод.

Соревновательный метод  в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой  форме. В первом случае речь идет о  нем, как о подчиненном элементе общей  организации занятия,  во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий.

Основная определяющая черта  соревновательного метода - сопоставление  сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества  в процессе состязаний, а также  условия организации  и проведения создают особый эмоциональный  и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных  возможностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил  ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итог.

В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный  метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной  мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.

Игра и соревнование, в силу присущих им психологических  особенностей,  вызывают сильный эмоциональный отклик  у  учащихся.Еще Р.Ф.Лесгафт,  говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякое желание заниматься /12  /. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотомии и психического пресыщения.

Первое характеризуется снижением активности, потерей  интереса к деятельности, развитием скуки и ослаблением внимания. Второе наоборот, характеризуется усилением психического возбуждения, появлением отвращения, раздражительности,  озлобленности.

Опыт также  показывает, что использование игрового и соревновательного методов упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим  поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому не все  учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интереса  учащихся к занятиям на уроках физической культуры.

Информация о работе Формирование мотивов к занятиям по физическому воспитанию