Формирование межэтнической толератности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:59, автореферат

Описание

Актуальность исследования обусловлена принятием на международном уровне толерантности как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995года 185 государствами-членами ЮНЕСКО и Россией. Участие в этом проекте отразилось на образовательной политике нашего государства. К числу приоритетных современных образовательных задач относится распространение норм толерантного поведения и профилактики экстремизма, внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка системы учебных программ по формированию межэтнической толерантности для всех типов образования.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат Межиной.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Сравнительный критеральный анализ свидетельствует об эффективности формирования когнитивной основы этнотолерантного сознания и опыта толерантного межэтнического взаимодействия, так как когнитивный и поведенческий компоненты межэтнической толерантности имеют большую степень сформированности по представленным критериям. Положительные результаты в формировании данных компонентов можно объяснить: 1) содержанием изучаемого материала: национальная культура различных этнических групп города, их традиции и обычаи, собственная национальная культура  способствовали повышению познавательного и межличностного интереса у подростков; 2) использованием разнообразных методов и форм педагогической деятельности – «сократического диалога», создания конкретных ситуаций, учебно-демонстрационных игр и др., выбор которых соответствовал возрастным и этническим особенностям воспитанников.

Анализ  изменений в ЭГ-1 и ЭГ-2 показал преимущества сформированности межэтнической толерантности у воспитанников ЭГ-2, где реализовывалась не только программа «Я и другой», но и программа летнего отдыха «Шаг в многонациональный мир». Это позволяет утверждать о необходимости активизации самостоятельной деятельности подростков по формированию собственного этнотолерантного сознания и поведения посредством вовлечения в совместную межкультурную и межэтническую деятельность.

В заключении можно сделать следующие выводы.

Востребованность  формирования межэтнической толерантности  подростков в северных городах обусловлена возникновением этнических проблем: повышенные требования к  представителям некоторых национальностей (азербайджанцы, татары и др.), ассимиляция коренных этносов, утрата этнических традиций, проявляющихся в межэтнической интолерантности. Вследствие этого в диссертационном исследовании рассматриваются этносоциальные и этнокультурные особенности городов Крайнего Севера, затрудняющие развитие толерантного межэтнического взаимодействия и способствующие процессу формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения.

Формирование  межэтнической толерантности необходимо осуществлять через повышение межэтнической информированности, развитие интереса и уважения к иноэтнической культуре, эмпатии, положительной этнической идентичности, усвоение общечеловеческих ценностей и обогащение опыта этнотолерантного поведения посредством включения воспитанников в совместную межкультурную деятельность и самовоспитания.

Процесс формирования межэтнической толерантности подростков должен регулироваться принципами открытости, принятия, взаимоизучения, равенства, индивидуализации, субъектности и обеспечивать работу механизмов развития единства этнотолерантного сознания и поведения: идентификация, диалогизация, разрушение этнических стереотипов, интериоризация.

Содержание формирования межэтнической толерантности имеет инвариантное ядро, разработанное с учетом полиэтничности и поликультурности социума города Крайнего Севера: изучение национальной культуры, традиций, обычаев миграционных этнических групп, которое обеспечивает успешность развития когнитивной основы этнотолерантного сознания.

Наиболее эффективной  образовательной средой формирования этнотолерантных свойств личности являются учреждения дополнительного образования, возможности которых расширяются в условиях полиэтнического социума северного города и способствуют варьированию содержания образования (изучение традиций и обычаев коренных этносов и этнических групп региона), использованию разнообразных форм (этнокультурные экскурсии, встречи с представителями различных национальностей и их привлечение к работе с воспитанниками), созданию микрокультурных и неэтнических центров, обогащению опыта толерантного межэтнического взаимодействия.

Необходимыми педагогическими условиями формирования межэтнической толерантности подростков в УДОД являются: организация корпоративной деятельности субъектов процесса, активизация самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнтолерантного сознания и поведения, повышение компетентности педагогов в области создания этнотолерантной образовательной среды.

Разработанная модель формирования межэтнической толерантности подростков в условиях УДОД города Крайнего Севера представляет собой многоуровневое единство взаимосвязанных компонентов: поликультурных знаний, умений и навыков этнотолерантного поведения, факторов влияния, этапов развития этнотолерантного сознания, что способствует повышению уровня сформированности межэтнической толерантности подростков и обеспечивает педагогически значимый результат: высокий уровень межэтнической информированности, сформированность ценностных ориентаций, устойчивого интереса к иноэтнической культуре и опыта этнотолерантного поведения у подростков, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы.

 

Основные  положения диссертации отражены в следующих публикациях автора

  1. Межина, О.Ю. Формирование межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей базового города Крайнего Севера / О.Ю. Межина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: научный журнал. - Санкт-Петербург, 2008. № 27 (61). С. 427-433 (издание, рекомендованное ВАК).
  2. Межина, О.Ю. Проблема этнического самоопределения подростков базового города Крайнего Севера / О.Ю. Межина // Деструкции самоопределения личности и способы их коррекции: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Курган: Изд-во Курган. ун-т, 2006. С. 54-55.
  3. Межина, О.Ю. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности подростков в образовательной среде / О.Ю. Межина // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: материалы междунар. науч.-практ. конф., 14-16 ноября 2007 г. / под ред. А.А. Баранова, Э.Р. Хакимова, Я.С. Сунцовой. - Ижевск: ГОУ ВПО «УдГУ», 2007. С.446-450.
  4. Межина, О.Ю. Образовательный аспект формирования межэтнической толерантности подростков / О.Ю. Межина // Толерантность в России: история и современность: материалы всеросс. науч.-практ. конф., 23 ноября 2007 г. / отв. ред. А.Н. Долгенко [и др.]. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. С.191-194.
  5. Межина, О.Ю. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности подростков / О.Ю. Межина // Дополнительное образование и воспитание, 2008. № 2 (100). С.15-20.
  6. Межина, О.Ю. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей по реализации технологии формирования межэтнической толерантности подростков / О.Ю. Межина. - Курган: Изд-во Курган. ун-т; Академическая лаборатория УрО РАО, 2008. – 32 с.
  7. Межина, О.Ю. Образовательная программа «Я и другой» (дополнительное образование подростков 14-15 лет в области формирования межэтнической толерантности)/ О.Ю. Межина. - Курган: Изд-во Курган. ун-т; Академическая лаборатория УрО РАО, 2008. – 24 с.

 


Информация о работе Формирование межэтнической толератности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера