Формирование межэтнической толератности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:59, автореферат

Описание

Актуальность исследования обусловлена принятием на международном уровне толерантности как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995года 185 государствами-членами ЮНЕСКО и Россией. Участие в этом проекте отразилось на образовательной политике нашего государства. К числу приоритетных современных образовательных задач относится распространение норм толерантного поведения и профилактики экстремизма, внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка системы учебных программ по формированию межэтнической толерантности для всех типов образования.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат Межиной.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Выявлены этнокультурные особенности городов Крайнего Севера, содействующие процессу формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения: полиэтничность, поликультурность, наличие общего неэтнического интереса - экономического, перенос характера межэтнических отношений в систему социальных. Определены этносоциальные особенности, которые усложняют развитие межэтнической толерантности: национальная разобщенность, территориальная оторванность от основного этноса, состояние маргинальности жителей, опасность потери этнической идентичности, возникающее внутри диаспор стремление к обособлению.

Доказано, что в условиях полиэтнического социума северных городов могут быть расширены возможности учреждений дополнительного образования для эффективного формирования межэтнической толерантности подростков за счет варьирования содержания деятельности, которое позволяет углубленно изучать традиции, обычаи коренных жителей и миграционных этнических групп; создания разновозрастных, неэтнических и микрокультурных объединений; привлечения представителей различных национальностей к работе в объединениях; организации толерантного межэтнического взаимодействия подростков на мероприятиях этнической направленности.

Разработана модель формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера, которая включает когнитивную основу формирования этнотолерантного сознания, эмоционально-мотивационные ориентиры развития толерантного поведения, умения и навыки, обогащающие опыт межэтнического взаимодействия; этапы, обеспечивающие единство этнотолерантного сознания и поведения (информационно-репродуктивный, активизационно-продуктивный, импровизационно-творческий); внешние факторы влияния (этнокультурные особенности северных городов, возможности учреждений дополнительного образования и педагогические условия), определяющие принципы, содержание, способы формирования межэтнической толерантности.

Определены педагогические условия успешности формирования межэтнической толерантности подростков в условиях дополнительного образования: организация корпоративной деятельности субъектов процесса, активизация самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнтолерантного сознания и поведения, повышение компетентности педагогов в области создания этнотолерантной образовательной среды.

Теоретическая значимость исследования:

- сформулированы принципы формирования межэтнической толерантности подростков: открытости, принятия, равенства, взаимоизучения этнической культуры, субъектности, адекватности, индивидуализации, учета особенностей этнического сознания и поведения воспитанников;

- обосновано содержание процесса формирования межэтнической толерантности, нашедшее отражение в пятиступенчатой образовательной программе «Я и другой», направленной на организацию совместной деятельности подростков, являющихся представителями различных этносов, по овладению межнациональными культурными ценностями в условиях учреждений дополнительного образования;

- разработан критерально-оценочный комплекс сформированности межэтнической толерантности, включающий когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный критерии и их показатели: полнота и осознанность знаний; ориентированность на общечеловеческие ценности; устойчивость взаимного интереса к инокультуре; эмпатийность; этническая идентичность; соответствие поведения принципам межэтнической толерантности (взаимоуважения, терпимости, сотрудничества); определены уровни сформированности данного качества (высокий, достаточно высокий, средний, ниже среднего, низкий).

Практическая  значимость исследования состоит в разработке: образовательных программ «Я и другой» и «Шаг в многонациональный мир», направленных на формирование этнтолерантного сознания подростков и обогащение опыта толерантного  межэтнического взаимодействия; методических рекомендаций по формированию межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера, которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, педагогами-психологами; программа информационно-образовательного курса по повышению межэтнической компетентности педагогов дополнительного образования.

Апробация и  внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях: международных – (Курган 2005, 2006; Ижевск, 2007); всероссийской – (Волгоград, 2008); на межрегиональном методологическом семинаре – (Тюмень, 2008), областных конференциях и семинарах по проблеме межличностной и межэтнической толерантности (2004 – 2008); на заседаниях кафедры педагогики Курганского государственного университета (2004 – 2008); методических объединениях педагогов дополнительного образования Управления по делам семьи и молодежи города Ноябрьск (2006 - 2008).

На защиту выносятся  следующие положения

1.Проблемы полиэтнического социума Крайнего Севера (ассимиляция коренных этносов, снижение значимости этнических традиций, замыкание на своей культуре) и этносоциальные особенности (искусственный характер формирования социума, территориальная оторванность от основного этноса, состояние маргинальности жителей, стремление к обособлению внутри диаспор) усложняют процесс формирования межэтнической толерантности подростков.

2. Формирование межэтнической толерантности как интегративного качества необходимо осуществлять на двух уровнях: этнотолерантное сознание и этнотолерантное поведение посредством вовлечения воспитанников в совместную познавательную, поисковую, спортивную, творческую и самостоятельную деятельность.

3. Содержание процесса формирования межэтнической толерантности, разработанное на основе культурологического подхода, имеет инвариантное ядро развития когнитивной основы этнотолерантного сознания, включающее изучение культурного наследия, ценностей, традиций, обычаев, фольклора, танцев, языковых элементов этносов, составляющих контингент воспитанников. Вариативная часть представлена в педагогической деятельности, направленной на обогащение опыта толерантного межэтнического взаимодействия воспитанников.

4. Механизмы формирования межэтнической толерантности у подростков: идентификация (положительное этническое самоопределение), диалогизация (взаимодействие с представителями иного этноса), разрушение этнических стереотипов, интериоризация (освоение этнотолерантных образцов мышления и общения, демонстрируемых педагогами, подростками и взрослыми - представителями разных этнокультур) работают на основе передачи и усвоения межэтнических знаний и обеспечивают развитие умений этнотолерантного поведения.

5.Эффективность формирования межэтнической толерантности подростков обеспечивается расширением возможностей учреждений дополнительного образования (создание микрокультурных центров, разновозрастных и неэтнических объединений, варьирование содержания и др.) и созданием педагогических условий (организация корпоративной деятельности субъектов процесса, активизация самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнтолерантного сознания и поведения, повышение компетентности педагогов в области создания этнотолерантной образовательной среды).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 204 наименований, 9 приложений; содержит 152 страницы, 4 рисунка и 38 таблиц.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, освещена степень научной разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, представлены положения, выносимые на защиту, формы апробации и внедрения результатов. 

В первой главе «Теоретическое обоснование формирования межэтнической толерантности подростков как педагогической проблемы» определены этапы становления проблемы межэтнической толерантности; раскрыты теоретические основы процесса формирования межэтнической толерантности;  обоснованы особенности города Крайнего Севера и возможности учреждений дополнительного образования по воспитанию этнотолерантной личности.

В диссертационном исследовании межэтническая толерантность рассматривается как интегративное качество личности, проявляющееся в единстве этнотолерантного сознания и поведения, обеспечивающее паритетное межэтническое общение представителей различных этносов на основе взаимного интереса. Структура межэтнической толерантности включает когнитивную основу этнтолерантного сознания, выражающуюся в межэтнической информированности; эмоционально-мотивационную основу, проявляющуюся в уважении национальных ценностей, взаимном интересе к инокультуре, ценностных ориентациях, потребности в межэтническом общении; поведенческую основу, предполагающую устойчивость к этническим стереотипам, умения сопереживать и сочувствовать представителю иной национальности, регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряженности и осуществление деятельности на основе принципов межэтнической толерантности.

Формирование межэтнической  толерантности трактуется нами как педагогический процесс, направленный на передачу и усвоение межэтнических знаний, умений, навыков межкультурного толерантного взаимодействия, национальных ценностей и формирование положительной этнической идентичности. Отличительные признаки процесса обусловливаются особенностями северного города, ярким примером которого является г. Ноябрьск.

Социум города Ноябрьска представляет собой смешение крупных этнических групп: русской, украинской, татарской, башкирской, азербайджанской, белорусской, молдавской.  Также здесь проживают представители  других национальностей (немцы, грузины, поляки и др.) и коренные этносы.

Нами выделены этнокультурные особенности города Крайнего Севера, способствующие процессу формирования межэтнической толерантности в условиях дополнительного образования: 1) полинациональность и поликультурность позволяют использовать традиции и обычаи этносов как средство повышения межэтнической информированности подростков; 2) экономическая основа формирования межэтнических отношений в социуме способствует мирному сосуществованию представителей различных этнических групп, что положительно влияет на этническое сознание подрастающего поколения и является примером для формирования толерантного поведения; 3) повышенная ответственность представителей этноса за формирование положительных межэтнических отношений связана с условиями проживания миграционных этнических групп на обособленной территории страны, где люди находятся в территориальной, социально-производственной и бытовой замкнутости, поэтому возникает необходимость развития социальных и межэтнических отношений на основе принципов толерантности: взаимоуважения, принятия и равенства; 4) наличие общего неэтнического интереса (экономического) проявляется в стремлении к материальному благополучию жителей северных городов, что способствует  менее пристальному вниманию к этническим различиям и социальному объединению представителей разных народов. Рассмотренные особенности свидетельствуют о накопившемся опыте толерантного межэтнического взаимодействия в социуме северных городов, который необходимо передавать подрастающему поколению для преодоления межэтнической нетерпимости.

Важной особенностью городов Крайнего Севера является развитая сеть учреждений дополнительного образования  детей. В силу повышенной занятости родителей и необходимости предупреждения безнадзорности детей и подростков в таких городах функционируют разнообразные учреждения дополнительного образования. К примеру, в г.Ноябрьске за достаточно короткий срок (15 лет) под руководством Комитета по делам семьи и молодежи была создана система учреждений (14 учреждений и 13 клубов по месту жительства), которая включает однопрофильные и многопрофильные учреждения дополнительного образования. Опыт данных учреждений является значимым и может применяться для формирования межэтнической толерантности у воспитанников.

В диссертации представлен  сравнительный анализ особенностей общего и дополнительного образования, который показал наличие потенциала учреждений дополнительного образования в воспитании этнотолерантной личности: свободный, творческий характер деятельности, разнообразие содержания образовательных программ, отсутствие обязательного контроля и оценок, неформальное общение, сотрудничество с творческими личностями, дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, обращенность к процессам самопознания и самореализации, опосредованность воспитания. В условиях полиэтнического социума можно расширять возможности учреждений дополнительного образования по формированию межэтнической толерантности: создавать разновозрастные и неэтнические объединения по интересам; микрокультурные центры; углубленно изучать культуру, традиции, обычаи этнических групп региона; привлекать представителей различного этноса для работы с детьми; взаимодействовать с Центрами национальных культур, учреждениями культуры и науки, занимающимися этнонациональными проблемами.

Опираясь на существующие практико-ориентированные  подходы в дополнительном образовании по воспитанию толерантной личности (О.О. Кащенко, Г.Г. Абдулкаримов, Л.Н. Егизарьянц), мы разработали модель формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей (УДОД) города Крайнего Севера (схема).

Учитывая интегративный  характер межэтнической толерантности, мы разработали содержание ее формирования, которое включает в себя: 1) овладение знаниями о проявлениях межэтнической толерантности и интолерантности; реагировании в ситуациях критики и конфликта; способах проявления

Схема

Модель  формирования межэтнической толерантности  подростков в условиях УДОД города Крайнего Севера


 

Информация о работе Формирование межэтнической толератности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера