Формирование межэтнической толератности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:59, автореферат

Описание

Актуальность исследования обусловлена принятием на международном уровне толерантности как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995года 185 государствами-членами ЮНЕСКО и Россией. Участие в этом проекте отразилось на образовательной политике нашего государства. К числу приоритетных современных образовательных задач относится распространение норм толерантного поведения и профилактики экстремизма, внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка системы учебных программ по формированию межэтнической толерантности для всех типов образования.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат Межиной.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)








 

 

 



 




 






 

 


 

сочувствия и поддержки; вступления в контакт с представителем иноэтнической группы и отказа от него; знаниями национальной культуры, традиций, обычаев своего народа и этнических групп региона; 2) развитие эмоционально-мотивационной сферы  через позитивное отношение к своей национальной культуре; интерес к представителям иных этносов, их культурному наследию, традициям, обычаям; уважение к этническим ценностям; потребность в межэтническом взаимодействии; 3) формирование умений преодолевать этнические стереотипы; регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряженности; сопереживать и сочувствовать представителю другой этнокультуры; 4) обогащение опыта толерантного поведения - нормы и правила этнтолерантного поведения.

Процесс формирования межэтнической толерантности регулируется принципами: открытости, принятия, взаимоизучения, субъектности, индивидуализации, равенства, учета этнических особенностей воспитанников, влияния этнокультурных особенностей социума. Выделены три этапа формирования межэтнической толерантности: информационно-репродуктивный (становление когнитивной основы этнотолерантного сознания и поведения), активизационно-продуктивный (развитие и активизация межэтнической культуры на основе овладения навыками толерантного поведения), импровизационно-творческий (совершенствование и реализация межэтнической культуры в разноплановых ситуациях). Данным этапам соответствуют виды деятельности воспитанников: познание, сравнение, осмысление, принятие, общение.

Определены  внешние факторы, обусловливающие проектирование и осуществление данного процесса: 1) этнокультурные особенности  города Крайнего Севера (полиэтничность, поликультурность, наличие общего неэтнического интереса – экономического, перенос характера межэтнических отношений в систему социальных); 2) возможности УДОД (углубленное изучение национальной культуры этнических групп региона, формирование микрокультурных, разновозрастных и неэтнических объединений, привлечение для работы с воспитанниками представителей различных культур и др.); 3) педагогические условия (организация корпоративной деятельности субъектов процесса, активизация самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнтолерантного сознания и поведения, повышение компетентности педагогов в области создания этнотолерантной образовательной среды).

Во  второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей» представлены ход и результаты работы на основе предложенной модели.

Процесс формирования межэтнической толерантности подростков, составляющий содержание опытно-экспериментальной работы (ОЭР), включал четыре этапа: постановочный, констатирующий, формирующий, итоговый. На постановочном этапе ОЭР осуществлялись: перевод теоретической модели процесса в инновационный проект, включающий реализацию разработанных программ «Я и другой» и «Шаг в многонациональный мир»;  экспертиза инновационного проекта «Формирование межэтнической толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования детей»; подбор участников проекта; знакомство с целями, содержанием и планируемыми результатами проекта; организационное и ресурсное обеспечение проекта. Содержание модели адаптировалось с учетом полинационального состава воспитанников: в основу изучения легли те этнические традиции и обычаи, представители которых являются воспитанниками объединений; устанавливались связи с Центром национальных культур, учреждениями культуры и науки, занимающимися этнонациональными вопросами.

На констатирующем этапе ОЭР была разработана программа диагностики: критерии, показатели, уровни, методика диагностики и проведен констатирующий срез с помощью анкетирования. Разработанная нами анкета  включала блоки вопросов, направленных на оценку сформированности компонентов межэтнической толерантности. Когнитивный блок обеспечивал диагностику  информированности подростков в области культуры, обычаев, традиций родного народа и культуры этнических групп, населяющих регион; эмоционально-мотивационный - диагностику характера отношения к своей национальности и представителям иноэтнической культуры; поведенческий - диагностику сформированности умений толерантного общения с представителями иного этноса, эмпатии, устойчивости к этническим стереотипам. Результаты констатирующего этапа подтвердили наличие проблемы и показали недостаточный уровень сформированности межэтнической толерантности у подростков: высоким уровнем сформированности качества обладали 5,6% подростков, достаточно высоким – 11,9 % подростков, средним уровнем – 43,6% подростков, уровнем ниже среднего – 23,8% подростков, низким уровнем – 14,8% подростков.

Для проведения формирующего этапа ОЭР было сформировано три группы, которые отличались создаваемыми педагогическими условиями: в контрольной группе (КГ) осуществлялась воспитательная работа по повышению межэтнической информированности; в экспериментальной группе (ЭГ-1) реализовывалась программа «Я и другой» и два педагогических условия (повышение межэтнической компетентности педагогов; организация корпоративной деятельности субъектов процесса); в ЭГ-2  реализовывалась программа «Я и другой» и все педагогические условия.

Экспериментальная работа проводилась по двум направлениям. Первое направление предполагало формирование межэтнической толерантности в ЭГ-1 и ЭГ-2 посредством программы «Я и другой», включающей разделы «Ступень к себе», «Ступень в многонациональный мир», «Ступень к другим», «Ступень к   взаимопониманию», «Ступень   в   мир национальных  праздников». Образовательная деятельность осуществлялась поэтапно: становление когнитивной основы этнтолерантного сознания и поведения воспитанников (информационно-репродуктивный), развитие и активизация толерантного поведения (активизационно-продуктивный), совершенствование и реализация межэтнической культуры в разноплановых ситуациях (импровизационно-творческий).

На  информационно-репродуктивном этапе формирования межэтнической толерантности воспитанники овладевали элементарными представлениями о психологии человека и психологии межэтнического общения, положительным самоотношением, индивидуальной системой ценностей, умениями самоанализа эмоциональных состояний через реализацию раздела «Ступень к себе». Это подготовило подростков к адекватному восприятию элементов материальной и духовной культуры этнических групп, проживающих в регионе, преодолению этнических стереотипов, развитию рефлексивных умений. При изучении раздела «Ступень в многонациональный мир» воспитанники погружались в поликультурные познавательные ситуации, способствующие повышению межэтнической информированности. Для воспроизведения теоретических знаний самоанализа эмоциональных состояний и поведения, саморегуляции эмоциональных проявлений использовались учебно-демонстрационные игры и тренинги. Основными формами педагогической деятельности стали теоретические занятия в объединениях (вокальном, танцевальном, театральном, ИЗО-студии др.) и занятия с педагогом-психологом.

На  активизационно-продуктивном этапе формирования межэтнической толерантности подростки усваивали основные понятия этики, философии, способы адекватного поведения в ситуациях межэтнического конфликта, познакомились с межэтнической толерантностью как социальным феноменом, научились позитивно воспринимать межнациональное взаимодействие как таковое, сочувствовать и сопереживать носителям иноэтнической культуры. В процессе реализации разделов «Ступень к другим» и «Ступень к взаимопониманию» применялись тренинги в сочетании с проблемными беседами, рассказом, проводились диспуты для обучения подростков гибкости мышления в преодолении этнических стереотипов и  формирования рефлексивных умений. Работа над индивидуальной системой ценностей была связана с обсуждением и анализом таких понятий, как «вечные» и индивидуальные ценности в процессе проведения дискуссий, круглых столов. Положительное влияние на формирование отношения к этническим культурам оказывало разучивание элементов национальных танцев, игр, фольклора, инсценирование обрядов.

На  импровизационно-творческом этапе формирования межэтнической толерантности активизировалась самостоятельная деятельность воспитанников посредством вовлечения в совместную межкультурную деятельность.  Участие в мероприятиях, коллективных творческих делах (посещение и организация национальных праздников, этнических фестивалей, спартакиад этнических игр) требовало от подростков самостоятельного обогащения знаниями о традициях и обычаях различных этносов, разучивания национальных песен, танцев, изготовления национальной атрибутики. Это способствовало приобретению воспитанниками опыта  социально-значимой  и  личностно-значимой   деятельности. Формирование норм этнотолерантного поведения осуществлялось с помощью методов, связанных с выбором различных этнических решений, к примеру, анализ проблемных межэтнических ситуаций.

Второе  направление ОЭР обеспечивалось созданием педагогических условий эффективности формирования межэтнической толерантности. Проводилась методическая работа по повышению межэтнической компетентности педагогов, которая включала следующие направления деятельности: 1) овладение педагогами знаниями о сущности и структуре межэтнической толерантности, процессе ее формирования; 2) повышение уровня сформированности межэтнической толерантности (тренинговая работа); 3) развитие умений самоанализа профессиональной деятельности. В процессе ОЭР организовывалась корпоративная деятельность педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, социальных педагогов, родителей, которая обеспечивала интеграцию усилий по развитию межэтнической толерантности воспитанников. Для этого нами были определены и сопоставлены цели, разграничены полномочия участников процесса; координировалась их совместная деятельность через проведение расширенных педагогических советов, методических объединений, взаимопосещение педагогов.

Для активизации  самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнотолерантного сознания и поведения была разработана программа летнего отдыха «Шаг в многонациональный мир», которая реализовывалась на базе УДОД г.Ноябрьска на протяжении трех смен. Подростки объединялись в отряды и в соответствии с тематикой смены организовывали свой досуг. Например, в 1-ю смену - «Союз непридуманных республик» изучалась культура одного из существующих этносов и на отчетных мероприятиях представлялась презентация выбранной национальности (шоу-программа «Фольклорное разноцветье», «Азбука нашей национальности» и др.); в 3-ю смену - «Республика «СССР (создай свою совершенную республику)» воспитанники должны были придумать модель несуществующей республики и представить ее как отдельное действующее государство. Такие формы работы содействовали самовоспитанию подростков посредством самонаблюдения, самоизучения, совершенствования коммуникативной культуры в совместной поисковой, спортивной и творческой деятельности этнической направленности.

Итоговый  этап экспериментальной работы заключался в обработке результатов констатирующего и формирующего этапов и оформлении выводов. Для получения информации о результатах ОЭР мы использовали разработанную программу диагностики, позволяющую оценивать сформированность межэтнической толерантности по компонентам с помощью авторского диагностического инструментария (анкеты, карты-характеристики, дидактические карты). Результаты формирующего этапа ОЭР подтвердили существенные позитивные изменения в уровнях сформированности компонентов межэтнической толерантности у подростков экспериментальных групп (таблица).

Таблица

Распределение подростков по критериям сформированности компонентов межэтнической толерантности (%)

Критерии

 

Группы

Уровни

Высокий

Достаточно высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

исх.

ур.

дост.

ур.

исх.

ур.

дост.

ур.

исх.

ур.

дост.

ур.

исх.

ур.

дост.

ур.

исх.

ур.

дост.

ур.

Когнитивный

КГ

4,0

16,0

12,0

28,0

44,0

40,0

28,0

12,0

12,0

4,0

ЭГ-1

4,3

26,2

13,1

34,8

34,8

30,4

30,4

4,3

17,4

4,3

ЭГ-2

7,7

26,9

15,4

38,5

34,6

30,8

30,8

3,8

11,5

0

Эмоционально-мотивационный

КГ

4,0

20,0

8,0

24,0

48,0

44,0

24,0

8,0

16,0

4,0

ЭГ-1

4,3

26,1

13,1

30,4

43,5

34,8

21,7

4,3

17,4

4,3

ЭГ-2

7,7

30,8

15,4

38,5

34,6

23,1

19,2

3,8

23,1

3,8

Деятельностный

КГ

8,0

24,0

12,0

24,0

48,0

44,0

16,0

4,0

16,0

4,0

ЭГ-1

4,4

26,1

8,7

30,5

47,8

34,8

26,1

4,3

13,0

4,3

ЭГ-2

7,7

34,6

11,5

34,6

38,5

27,0

23,1

3,8

19,2

0

Информация о работе Формирование межэтнической толератности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера