Чтение художественных произведений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения

Работа состоит из  1 файл

Чтение художественных произведений в начальной школе.doc

— 575.50 Кб (Скачать документ)

Продолжение таблицы

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

'

'

'

'

'

r

k

k

k

k

k

k

14.5

14.5

14.5

14.5

14.5

14.5

14.5

14.5

14.5

14.5

14.5

14.5

Продолжение таблицы:

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

'

'

'

'

'

'

'

'

'

'

k

k

k

k

k

K

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

Продолжение таблицы:

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

K

k

k

k

k

k

k

k

k

k

k

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

37

Вычислим сумму рангов по каждой группе:

SR1 = SR' = 3x4+14.5х11+37х10 = 12 +159.5 + 370 = 541.5

SR2 = SRk = 3 x 1 + 14.5х7 + 37 х 17 = 3 + 101.5 +629 = 733.5

 SR1  + SR2 = 1275

Проверка: сумма рангов определяется по формуле и сравнивается с выше найденной.

SR1  +  SR2 = (n1 + n2 + 1) x    n1 + n2    = 51 x 25 = 1275

                                                    2

25x26

    2

 

n1 (n1 +1)

            2

 

Используя значение  R1, определим эпирическое значение U – критерия:

Uэмп = n1n2 +                        -   SR1 = 25x25 +                  - 733.5 = 216.5

По таблице находим значение  U – критерия для случая n1 = 25 и n2 = 25, где n1   и n2  -  числа  замеров в контрольной и экспериментальной группах.

Сравним эмпирическое значение Uэмп, подсчитанное по формуле, с критическим значением Uкр, найденным по таблице.

Если Uэмп < Uкр, то Нo отклоняется и принимается Н1.

Uэмп = 216.5; Uкр = 227, т.е. Uэмп < Uкр.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: Но отклоняется, а принимается Н1, т.е.  существует статистически достоверная разница в результатах среза в контрольной и экспериментальной группах. Из этого следует то, что использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Выводы по третьей главе.

В данной главе особенности восприятия художественного произведения учащимися вторых классов, содержание и результаты экспериментального обучения. На основе проделанной работы были сформулированы следующие выводы:

1)   констатирующий срез показал, что большинство учащихся находятся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения (84% учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного класса);

2)   на основе констатирующего среза была доказана необходимость целенаправленного повышение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками, ведущим условием для которого был выбран творческий пересказ;

3)   с целью определения эффективности использования творческого пересказа для повышения уровней  восприятия художественного произведения была проведена контрольная срезовая работа;

4)   на  основе сопоставления данных первого и второго констатирующих срезов была доказана эффективность использования творческого пересказа как средства повышения уровней восприятия художественного произведения;

5)   для проверки достоверности изменений в уровнях восприятия художественного произведения второклассниками  был  использован  U – критерий Манна – Уитни, с помощью которого было доказано, что различие в результатах неслучайно.

 

Заключение.

В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

-          чтение и адекватное восприятие художественных произведений способствует всестороннему гармоническому развитию личности ребенка;

-          на различных этапах обучения уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками изменяется.

Для выявления уровней восприятия художественного произведения у учащихся вторых классов был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия, следовательно они не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней восприятия художественного произведения посредством использования различных видов творческого пересказа был проведен формирующий эксперимент.

Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись на уровень ''идеи''.

Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что творческий пересказ, взятый за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Для проверки достоверности данных измерений был использован U -  критерий Манна-Уитни, с помощью которого было доказано, что реакция в результатах не случайна.

В результате эксперимента подтвердилась гипотеза исследования: исследование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.

 

Список используемой литературы.

1.         Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1969. – с.167.

2.         Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с.215

3.         Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58

4.         Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20

5.         Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 – с.315

Информация о работе Чтение художественных произведений в начальной школе