Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:49, реферат

Описание

Цель: изучить возможности и особенности использования театрализованной деятельности для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего школьного возраста;
проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;
выявить уровень развития словаря у детей второй младшей группы детского сада.

Содержание

Пояснительная записка 3
1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 5
2.Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста 11
3. Выявление уровня развития словаря детей 2-й младшей группы 19
4. Система работы по активизации словаря детей 2-й младшей группы через театрализованную деятельность 25
Заключение 29
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 36
Приложение 4 37
Приложение 5 40

Работа состоит из  1 файл

metodicheskaya_razrabotka_2.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

Заключительная  диагностика показала, что малыши, ранее плохо  владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинками.

 

 

 

№ п/п

 

Имя

Ребенка

Возраст

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Сумма баллов

Уровень

Илья М.

3г 1м

3

3

3

3

3

3

3

3

2

26

I

Рома Б.

3г 2м

2

3

3

2

2

3

3

2

2

22

I

Степан С.

3г 5м

2

3

3

3

2

3

2

2

3

23

I

Таисия М.

3г 1м

3

3

3

3

3

3

3

3

3

27

I

Яна Д.

3г 6м

3

3

3

3

2

3

2

2

3

24

I

Андрей Д.

3г 3м

3

2

2

3

2

2

2

3

3

22

I

Лиза М.

3г 1м

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

II

Варя Л.

3г 2м

3

3

3

3

3

3

3

2

2

25

I

Тимур Л.

3г 2м

3

2

2

2

3

2

2

2

2

20

II

Вася Б.

3г 4м

3

3

3

2

3

3

3

3

2

25

I

Поля Т.

3г 1м

2

2

2

2

3

2

2

3

2

20

II

Софья Ш.

3г 6м

3

3

3

3

3

3

3

3

2

26

I

Егор Б.

3г 5м

3

3

3

2

3

3

3

3

3

26

I

Сергей П.

3г 4м

3

3

3

2

3

3

3

3

2

25

I

Тихон С.

3г 4м

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

II




 

 

Распределение количества детей с высоким, средним  и ниже среднего уровнем развития словаря по методике О.С. Ушаковой в конце второго полугодия.

Уровень развития словаря

Количество  детей, %

 I уровень

(высокий)

73,3%

II уровень

(средний)

26,7%

III уровень

(ниже среднего)

-


 

         73,3% детей (11 человек) показали высокий уровень развития словаря – эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что  это?». Они могут самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также свободно употребляют в речи обобщающие слова.

26,7% (4 человека) детей показали средний уровень  развития словаря – эти дети  допускают незначительные неточности  при употреблении слов, обозначающие  предмет, выраженные именем существительным  и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что  это?». Они могут с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут с помощью взрослого называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также неточно употребляют в речи обобщающие слова.

Детей с низким уровнем  развития словаря – в  группе к концу года нет.

4. Система работы, проведенная по активизации словаря детей 2-й младшей группы через театрализованную деятельность.

Одна из главных  задач дошкольной педагогики — это создание естественной среды для развития фантазии, воображения, творчества, развитие коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность позволяет воплотить это в жизни.

Одним из важнейших способов активизации  словаря детей младшего дошкольного  возраста является театрализованная деятельность, в основе которой лежат такие  компоненты, как ежедневное рассказывание  и постановка сказок воспитателем и детьми, ежедневные музыкально-ритмические игры, постановка спектаклей к праздникам года с детьми второй младшей группы.

Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, мы систематизировали и адаптировали уже имеющиеся методики по словарной работе детей младшего дошкольного возраста. 

 Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознано воспринимать окружающий мир и вместе с тем является средством общения. Поэтому в группе создается развивающая речевая среда (чтение художественных тексов, пение небольших песенок, игры с текстами и др.). Использую специальные диалоги разной степени сложности.

Дети все  понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они  эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

В этот период маленький  человек активно познает окружающий мир. Результатом накопленного опыта  становятся сюжетно-отобразительные  игры, а важнейшее достижение этого  возраста – овладение активной речью. Правильно организованная развивающая  среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка. В группе организован уголок развивающих игр.  Все игрушки и пособия, которые окружают малыша оказывают влияние на его развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

 

Схема речевой среды:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  речевой активности

Работа с  родителями.

Успех работы зависит  от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия:

  • объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
  • сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
  • уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.

Поэтому важно  сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе проводим следующую работу:

  • индивидуальные встречи с родителями.

Их мы выстраиваем  в процессе общения с каждой семьей в течение всего года. Проводилось  анкетирование родителей и детей  «Особенности вашего ребенка». Прослеживается динамика речевого развития каждого ребенка, обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка.

  • участие родителей в семинарах по обмену опытом.

На таких  семинарах родители имеют возможность  познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом.

  • участие родителей в речевых традициях группы.

«Копилка слов». Традиция направлена на расширение, закрепление, активизацию словаря.

«Я дарю тебе словечко». Говорить одному имениннику ласковые слова, которые подбирают  с родителями дома.

  • устраиваем выставку развивающих игр.
  • подбор литературы по вопросам речевого развития.
  • оформление стенда «Поговорим серьезно».

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.

 

План работы с родителями

 

Квартал

Содержание  работы с родителями

I.

  1. Родительское собрание на тему: «Проблема формирования словаря у детей младшего возраста в психолого-педагогической литературе.
  2. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка.
  3. Оформление раскладушки «Наши пальчики играют».
  4. Анкетирование «Особенности вашего ребенка».

II.

  1. Консультация для родителей «Как работать с детьми по предметным и сюжетным картинкам».
  2. Оформление альбома «Игротека в кругу семьи».
  3. Рекомендации для родителей «Учите, играя».
  4. Выставка «Новогодние игрушки делаем вместе».

III.

  1. Родительское собрание «Играя – оздаравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать».
  2. Консультация для родителей «К любознательности малыша следует относиться бережно!».
  3. Раскладушка «Мама, папа, я – вместе дружная семья».
  4. Разучивание речедвигательной игры «На прогулке».

IV.

  1. Консультация для родителей «Игра помогает развиваться».
  2. Тематический опросник «Посмотри и назови».
  3. Семинар родителей по обмену опытом «Играем дома»

 

 

Заключение

Несомненно, что  развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры-драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованные  игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку.

Работа с  детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности  речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время.

Нами был  изучен механизм руководства театрализованной деятельностью и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения театрализованной деятельности в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

 

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М., 1997. — Гл. 6.
  2. Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. –  М.: КНОРУС, 2003.
  4. Бородич A.M. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  5. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. –  Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.   - 470 с.
  7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 56 с.
  8. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1997. – 136 с.
  9. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2004.
  10. Елагина М. Как помочь ребенку научиться говорить // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 9. — С. 39—43.
  11. Елагина М. Почему ребенок не говорит // Дошкольное воспитание. 1988.—№4. —С. 44—52.
  12. Ершова А.П. Вреден ли дошкольнику театр? //Обруч. – №4. – 1999.
  13. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
  14. Компетентностно-ориентированные педагогические технологии: сб. науч. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2009. - 146 с.
  15. Корнев А.Н., Старосельская Н. Е. – Как научить ребенка говорить, читать и думать. – Спб.: Издательство Дом «МиМ», «Паритет», 1999.
  16. Максаков А. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1988. - 159с.
  17. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  18. Меличева М.В. Культура здоровья дошкольника. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
  19. Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. – М.: А.П.О., 1994.
  20. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000
  21. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.
  22. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей второй младшей группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.
  23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
  24. Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы: материалы международной науч.-практич. конференции, посвященной 80-летию Ф.А. Сохина, 15-16 мая 2008 г., г. Рязань / Федеральное агентство по образованию, Ин-т развития дошкольного образования РАО, Упр. по делам  образования, науки и молодежной политики Ряз. обл., Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2008. – 319 с.
  25. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ В.И. Рождественская, Е.И. Радина. - М., 1994.
  26. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004.
  27. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддъякова и Ф.А. Сохина. – М., Просвещение, 1984.
  28. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. – 256 с.
  29. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: РАО, 1984.
  30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

Информация о работе Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности