Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:49, реферат

Описание

Цель: изучить возможности и особенности использования театрализованной деятельности для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего школьного возраста;
проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;
выявить уровень развития словаря у детей второй младшей группы детского сада.

Содержание

Пояснительная записка 3
1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 5
2.Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста 11
3. Выявление уровня развития словаря детей 2-й младшей группы 19
4. Система работы по активизации словаря детей 2-й младшей группы через театрализованную деятельность 25
Заключение 29
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 36
Приложение 4 37
Приложение 5 40

Работа состоит из  1 файл

metodicheskaya_razrabotka_2.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

Обогащение  игрового опыта возможно только при  условии развития специальных игровых  умений:

  • Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
  • Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
  • Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

 

 Реализация названных  задач и содержания работы с детьми младших групп требует учета  основных принципов организации  театрализованной игры. 

1. Важнейшим  является принцип специфичности  данной деятельности, объединяющей  игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты 

2. Принцип комплексности  предполагает взаимосвязь театрализованной  игры с разными видами искусства  и разными видами художественной  деятельности ребенка. 

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные  выше принципы находят свое  выражение в принципе интегративности,  в соответствии с которым целенаправленная  работа по развитию театрализованной деятельности включается в целостный педагогический процесс.  

Итак, возможности  театрализованных игр как средства активизации и развития речи младших  дошкольников достаточно широки. Они  позволяют добиваться совершенствования  выразительности речи ребенка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.

В работе с детьми театрализованной деятельности следует  уделять  должное внимание, так  как именно она предоставляет  уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.    

Формирование  речевой активности, диалогической  и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении  в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.

3. Выявление уровня развития словаря детей 2-й младшей группы

Данная исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №12 в группе «Золотая рыбка» (вторая младшая группа).

 Экспериментальная работа проводилась  в течение 2 месяцев – с ноября  по декабрь 2010 г.

В исследовании приняли участие 15 детей (9 мальчиков и 6 девочек) в возрасте 3-3,5 лет, посещающих группу «Золотая рыбка».

Для оценки уровня развития словаря нами были использованы задания из методики комплексных речевых занятий, разработанных в лаборатории развития речи Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии образования под руководством О.С. Ушаковой [8].

В настоящем  исследовании мы использовали Задание № I «Словарь» методики О.С. Ушаковой. Правильность выполнения задания оценивалась по следующим критериям:

  • Умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кукла) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»;
  • Умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (красивая) и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?»;
  • Умение называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»;
  • Умение употреблять обобщающие слова («одежда», «игрушки»).

Оценка по всем  заданиям  дается в количественном выражении (по баллам).  При условности количественных оценок за высказывания разной  полноты и правильности они (оценки) помогают выявить

уровни  речевого развития:

I (высокий)

II (средний)

III (ниже среднего).

3 балла –  ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла –   получает ребенок,  допустивший  незначительную неточность, отвечающий  по наводящим вопросам и уточнениям  взрослого.

1 балл – ставится  ребенку, если он не соотносит  ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого  задания в следующей последовательности: 

1) правильный  ответ (3 балла);

2) частично правильный (2 балла);

3) неточный ответ  (1 балл).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 – это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2 – это средний уровень, а с оценкой  1 – уровень ниже среднего.

По результатам  диагностики развития словаря дети второй младшей группы могут быть отнесены к разным уровням развития:

I уровень – высокий – 22-27 баллов

II уровень – средний – 17-21 баллов

III уровень – ниже среднего – 9-16 баллов.

 

Материал  для обследования: кукла (которая может сидеть,  стоять, поднять руку, идти); отдельные предметы: одежды, мебели).

 

Ход обследования

Задание 1. Кукла

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1. Как зовут куклу. Придумай ей имя.

  1. Называет  имя в предложении («Я хочу назвать ее Марина») – 3 балла
  2. Дает имя (одним словом) – 2 балла.
  3. Не дает имя (повторяет слово «кукла») – 1 балл.

2. Скажи какая Марина?

  1. Называет два слова и более («красивая, нарядная») – 3 балла.
  2. Называет одно слово («хорошая») – 2 балла.
  3. Не называет качеств,  признаков (повторяет слово «кукла») – 1 балл.

3. Что на ней (Марине) надето?

  1. самостоятельно называет более двух предметов одежды («в зеленом платье, белых носочках») – 3 балла.
  2. с помощью вопросов педагога:  «Что это? Покажи... .» («Это - носочки, это – платье») – 2 балла;

3) показывает предметы одежды, но не называет – 1 балл.

4. Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носки,

это ...?);

  1. называет обобщающие слова («одежда», «вещи») – 3 балла;
  2. называет другие виды одежды (трусики,  колготки,  кофта…) – 2 балла;

3) повторяет  слова,  которые назвал педагог  (платье,  носочки) – 1 балл 5. Какая одежда надета на Марине?

1) называет более двух слов (рубашка, майка, брюки) – 3 балла;

2) называет два предмета одежды («сарафан», «майка») – 2 балла;

2) называет только одно слово («платье»; или перечисляет 
обувь («тапочки, туфли») – 1 балл.

6. Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею).

  1. ребенок называет все действия – 3 балла;
  2. называет два действия («встала, подняла руку») – 2 балла;
  3. называет одно слово – действие («стоит» или «сидит») -  1 балл.

7. Что можно  делать  с  куклой?

  1. более двух слов («укладывать спать, качать ее, играть») – 3 балла;
  2. называет два действия («катать в коляске»,  «кормить куклу») – 2 балла;
  3. одно слово («играть») – 1 балл.

8. Попроси Марину вежливо, чтоб она встала, села.

  1. использование прямой речи и вежливых форм («Марина, встань, пожалуйста») – 3 балла ;
  2. название двух глаголов в повелительной форме («встань, сядь») – 2 балла;
  3. название действий не в требуемой форме («встать, сесть») – 1 балл.

9. Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть ... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть).

  1. ребенок заканчивает все предложения – 3 балла;
  2. заканчивает два предложения – 2 балла;
  3. называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу) – 1 балл.

Результаты  выполнения методики О.С. Ушаковой детьми 2-й младшей группы представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

Результаты  выявления уровня развития словаря  детей 2-й младшей группы

№ п/п

 

Имя

Ребенка

Возраст

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Сумма баллов

Уровень

Илья М.

3г 1м

3

3

3

3

3

3

3

3

2

26

I

Рома Б.

3г 2м

2

2

3

2

2

2

2

2

1

18

II

Степан С.

3г 5м

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

II

Таисия М.

3г 1м

3

3

3

3

3

3

3

3

3

27

I

Яна Д.

3г 6м

2

2

2

2

2

2

2

2

1

17

II

Андрей Д.

3г 3м

2

2

2

1

2

2

2

2

2

17

II

Лиза М.

3г 1м

1

1

1

1

2

1

2

1

1

11

III

Варя Л.

3г 2м

2

2

2

2

2

2

2

1

1

18

II

Тимур Л.

3г 2м

2

1

1

1

2

1

1

1

1

11

III

Вася Б.

3г 4м

3

3

3

2

3

3

3

3

2

25

I

Поля Т.

3г 1м

1

1

1

1

2

1

1

2

1

11

III

Софья Ш.

3г 6м

2

2

2

2

2

2

2

2

1

17

II

Егор Б.

3г 5м

3

3

3

2

3

3

3

3

3

26

I

Сергей П.

3г 4м

2

2

2

1

2

2

2

2

1

17

II

Тихон С.

3г 4м

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

III




 

 

В таблице 2 представлено количество детей с разным уровнем развития словаря в процентном соотношении.

 

Таблица 2.

 

Распределение количества детей с высоким, средним и ниже среднего уровнем развития словаря по методике О.С. Ушаковой

Уровень развития словаря

Количество  детей, %

I уровень

(высокий)

  27%

II уровень

(средний)

46%

III уровень

(ниже среднего)

  27%


 

 

 

         27% детей (Илья М., Таисия М., Вася Б., Егор Б.) показали высокий уровень развития словаря – эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что  это?». Они могут самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также свободно употребляют в речи обобщающие слова.

46% детей (Рома Б., Андрей Д., Степан С., Яна Д., Варя Л., Софья Ш., Сергей П.) показали средний уровень развития словаря – эти дети допускают незначительные неточности при употреблении слов, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что  это?». Они могут с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут с помощью взрослого называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также неточно употребляют в речи обобщающие слова.

27% детей (Лиза М., Тимур Л., Поля Т., Тихон С.) показали низкий уровень развития словаря – эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания – они не могут ни самостоятельно, ни с помощью взрослого  называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что  это?». Они не могут самостоятельно или с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они не могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также не употребляют в речи обобщающие слова.

Информация о работе Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности