Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:49, реферат

Описание

Цель: изучить возможности и особенности использования театрализованной деятельности для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего школьного возраста;
проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;
выявить уровень развития словаря у детей второй младшей группы детского сада.

Содержание

Пояснительная записка 3
1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 5
2.Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста 11
3. Выявление уровня развития словаря детей 2-й младшей группы 19
4. Система работы по активизации словаря детей 2-й младшей группы через театрализованную деятельность 25
Заключение 29
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 36
Приложение 4 37
Приложение 5 40

Работа состоит из  1 файл

metodicheskaya_razrabotka_2.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

Очень часто  используют включение слова в  предложение, показ его сочетаний  с другими словами. Например, при  рассматривании трамвая воспитатель говорит: «В задние двери трамвая пассажиры входят» и т. д. Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их создании нужного слова.

В некоторых  случаях интерес к слову можно  усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.

Для активизации  словаря хорош такой прием, как вопрос. Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?).

Для словарной  работы можно применять как прием  некоторые упражнения или дидактические  игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах.

 Важное место в педагогическом процессе активизации  словаря детей отводится сказке. Она становится одним из основных средств нравственного воспитания, имеет терапевтический аспект, так как ее образы обращены к самой душе ребенка. Велико значение сказки и в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Ведь все, что дети слышат от взрослых,    прежде всего они связывают со своей жизнью. Каждая сказка дает возможность побывать в своей фантазии кем угодно, и принцем, и злым драконом, и волшебником и феей, и бедной падчерицей и т.д., что в свою очередь взращивает в душе ребенка силы добра, справедливости, благородства и любви. 

Сказка рассказывается детям ежедневно. У нее есть свое определенное время  в ритме дня,  место и ритуал повествования. Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с миром народной культуры.

Существует ряд методических требований к рассказчику. Например, важно, чтобы сказка рассказывалась устно, а не читалась по книге. Важно сохранение народного текста, а не рассказывание сказок вольным образом. Важен процесс организации слушания, при котором идет концентрация слуха ребенка на речи рассказчика. Воспитатель должен владеть выразительной грамотной речью, так как дети, после или во время прослушивания сказки, произносят отдельные звуки и слова, ориентируясь  на то, что было услышано. Большой смысл заключается в особой спокойно – распевной манере сказителя, в ясном, четком звучании слова. Этим создаются максимально благоприятные возможности для древней мудрости, хранящейся в сказах, так как личность самого рассказчика отступает на второй план.

Сказка с детьми не анализируется, воспитатель не  комментирует ее сюжет, не анализирует его, не просит детей запоминать или специально пересказывать сказку. Вместе с тем, дети могут использовать сказочные сюжеты в своих играх. Перевоплощаясь в разных героев, они еще раз переживают смысл сказки. Благодаря неоднократному повторению, тексты сказок запоминаются детьми почти дословно.

Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов  должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду кукольный театр.

Содержательной  основой кукольного спектакля, показываемого  воспитателями детям, обычно является народная сказка, и кукольный театр  оказывается своеобразной формой ее преподнесения. Дети при этом переживают сказочные образы несколько иначе, чем при обычном ежедневном прослушивании сказки.

Показывает  кукольный спектакль  воспитатель. При этом требуется значительная подготовительная работа, в частности  для разработки сцены, на которой будет разворачиваться сказочное действие. Как правило, сцена организуется на одном – двух столах, а основным материалом для создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал.

Большое внимание должно быть уделено  куклам, персонажам спектакля, выразительности  их образов. Важным условием при создании театральной куклы является ее прообразность, избегание внешней детальной  проработанности, но, вместе с тем, хорошая  продуманность внутреннего персонажа. Аналогичное требование предъявляется и к театральному ландшафту. Его простота и выразительность, а также характерная цветовая гамма, понятные ребенку, будят его воображение, позволяют неосознанно проникать в моральную суть сказки. Прообразные куклы оставляют также достаточно большое поле для деятельности детского воображения. Для кукольного спектакля используются куклы-статуэтки, марионетки, куклы на руку и пальчиковые куклы.

Кукольный спектакль обычно длится 10-15 минут. Он проходит традиционно в определенное время дня и в определенном месте детской комнаты. Важно показывать кукольный спектакль не реже одного раза в месяц.

Кукольный спектакль  во время свободной игры - данный вид спектаклей разыгрывается самостоятельно детьми. Импульс к такой игре, своеобразной детской художественно – творческой деятельности, ребенок получает от целого ряда совместных занятий с воспитателем и, в первую очередь, от кукольных спектаклей, показываемых взрослыми. Маленький спектакль проводится перед свободной игрой. Один спектакль показывают в течение недели, текст – обычно ритмизированная сказка или стихотворение, сценой становятся стол, колени воспитателя или строится игровой ландшафт на полу. Первые дни воспитатель показывает и рассказывает сам, затем кто-либо из детей хочет помочь.

Дети, благодаря  развитой способности к подражанию, а также простоте выразительных  театральных средств, используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотренных кукольных спектаклей. Так, зачастую, перенимается сам сказочный сюжет. Вместе с тем, дети часто и охотно импровизируют, легко сочиняя свои собственные истории. Благодаря этому происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает различными речевыми формами, использует и прозаическую и стихотворную речь.

Такие спектакли  устраиваются детьми во время свободной  игры, то есть тогда, когда ребенку  предоставляется большое пространство для самовыражения в тех видах  деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.

Для того, чтобы  кукольный спектакль такого рода мог состояться, в распоряжении детей должно быть достаточное количество природного материала, лоскутков ткани разнообразного цвета и фактуры и, конечно, сами театральные куклы.

Спектакли-импровизации – сказки можно не только слушать и показывать, но и сочинять самим. Маленькие спектакли-импровизации после лепки, рукоделия с тем, что сделали сами дети, помогает оживить образ, наполнить смыслом свою работу. Дети становятся более уверенными в жизни, так как они понимают, что всё, что им нужно для игры, они могут создавать сами. В дальнейшем они в своей работе стараются более тщательно передать образ, работают над деталями. Например, в лепке чаще стали лепить не только персонаж, но и окружающие его атрибуты.

Ежедневная музыкально-ритмическая  игра, представляет собой вид занятий с детьми. Воспитатель как актер, используя стихи, мелодии, изображая движения людей, животных,  особенности других героев сюжета, проигрывает перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Такой «хоровод» включает в себя песни, стихи, пальчиковые, жестовые, народные подвижные игры, объединенные общим сюжетом. Содержанием игры становится сказка, процессы, происходящие в природе, либо события из жизни людей.

В музыкально-ритмической игре основная нагрузка ложится на ведущего воспитателя, на выразительность его исполнения, но от детей требуется только спонтанное подражание. В процессе формирования двигательного образа активизируется воображение. Ребенок, подражая движению взрослого, активно работает над созданием внутреннего образа и творчески выражает его в собственном движении.

С этой задачей сопряжена и необходимость  формирования выразительности движений. С помощью воображения ребенок  не только строит новый образ, проникает в него, но и передает смысловое значение другому человеку. Для любого предмета, явления и персонажа есть свои жесты и слова, которые дети вместе с воспитателями проигрывают, проговаривают, пропевают. Это помогает стеснительным, замкнутым детям почувствовать себя включенными в общую игру, а активных, нетерпеливых детей тормозить, помогает им двигаться вместе со всеми. Тема музыкально-ритмической игры всегда созвучна тому, что происходит в окружающем мире, природе, способствует подготовке к предстоящим праздникам, создавая определённое настроение. Играя, дети осваивают многие понятия и понятийные связи. А ежедневное проговаривание одних и тех же стихов в течение месяца позволяет даже самым маленьким запомнить довольно большой по объёму текст.

Играя каждый день в таком хороводе, дети легко и радостно подражают простым артистичным движениям воспитателя, естественным путем усваивают, запоминают стихи, песни, движения без специального заучивания. Такая ежедневная музыкально – ритмическая игра предоставляют многообразные возможности для речевого развития, благотворно влияет на сферу чувств ребенка, ритмическую систему организма, помогает оживить фантазию, развивает социальные способности.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод: словарная  работа в младшей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

2. Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Театрализованные  игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. 

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.  

Театрализованные  игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

 Для исполнения  роли ребенок должен владеть  разнообразными изобразительными  средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике  и интонации речью и т.п.). Следовательно,  подготовленность к театрализованной  игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять  желанию свои мимолетные аффективные  стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем  не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.  

Участвуя в  театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются  в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством  драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. 

Информация о работе Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности