Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:49, реферат

Описание

Цель: изучить возможности и особенности использования театрализованной деятельности для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего школьного возраста;
проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;
выявить уровень развития словаря у детей второй младшей группы детского сада.

Содержание

Пояснительная записка 3
1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 5
2.Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста 11
3. Выявление уровня развития словаря детей 2-й младшей группы 19
4. Система работы по активизации словаря детей 2-й младшей группы через театрализованную деятельность 25
Заключение 29
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 36
Приложение 4 37
Приложение 5 40

Работа состоит из  1 файл

metodicheskaya_razrabotka_2.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.  

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок  свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» [цит. по 12, с.9].

Развитие речи теснейшим образом связано с  формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.  

Театрализованная  деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в  создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом  сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в  исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать  художественный образ с помощью  разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в  оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. 

Театрализованная  деятельность интегрируется со следующими видами деятельности: литературной, музыкальной  и изобразительной.

Анализ методической литературы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие речевых навыков. В результате были найдены интересные методические приемы, например:

  • предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);
  • предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).

По мнению М.Н. Маханевой [17] целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Игры- драматизации;
  • Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • Отдельные упражнения по этике;
  • Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

  Занятия по театрализованной  деятельности должны преследовать  одновременное выполнение трех основных целей:

      1. Развитие речи и навыков театрализовано-исполнительской деятельности;
      2. Создание атмосферы творчества;
      3. Социально- эмоциональное развитие детей.

Занятия  в основном строится по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Под театрализованными  играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные  представления по готовым сценариям».

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы [12, с.3].

Л.В.  Артемова предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации [2]. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

  Драматизация основана на  собственных действиях исполнителя  роли, который при этом может  использовать куклы. Театрализованные  игры как разновидность сюжетно-ролевой  игры сохраняют их типичные  признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но в отличие от сюжетно-ролевых игр, «театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию в основе которого- содержание сказки, стихотворения, рассказа» [2,с.14].

Задачи  работы по театрализованной деятельности в детском саду включают:

  • Вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
  • Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
  • Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
  • Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
  • Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
  • Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
  • Научить управлению простейшей куклой – марионеткой с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров [2,с.11].
  • Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными.

Т.Н. Доронова в книге «Играем  в театр» предлагает следующие методы и приемы для работы с детьми 2-й младшей группы [9, с.42].

Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для  инсценировки, и выразительно исполняет  его. Затем спрашивает у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает ребятам.

Работа над ролью

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует  у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
  • После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
  • Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит?» и т.п.).

 

 Если детям создать  условия для самостоятельных  театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.   

Основные направления  развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной  игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и  «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы:  

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. 

В дальнейшем важно  стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игрдраматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная игpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»,

К. Чуковский  «Цыпленок»). 

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. 

Информация о работе Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности