1.2 Педагогические идеи А.С. Симонович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 17:25, реферат

Описание

История российского дошкольного образования начинается с имени Аделаиды Симонович, основательницы первого отечественного детского сада.

Содержание

Введение 3
1 Идея обучения и воспитания в дошкольных учреждениях Симонович А.С. 4
1.1 Биография А.С. Симонович 4
1.2 Педагогические идеи А.С. Симонович 6
2 Анализ методик А.С. Симонович 8
2.1 Общепедагогические взгляды 8
2.2 Воспитательная работа в детском саду 14
2.3 Расписание в детском саду А.С. Симонович 19
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

симонович 1.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение                                                                                                                   3

1 Идея  обучения  и  воспитания  в  дошкольных  учреждениях  Симонович  А.С.                                                                                                                            4

    1. Биография  А.С. Симонович                                                                         4
    2. Педагогические идеи А.С. Симонович                                                        6
  1. Анализ  методик А.С. Симонович                                                                    8
    1. Общепедагогические  взгляды                                                                     8   
    2. Воспитательная  работа  в  детском саду                                                 14
    3. Расписание в  детском  саду А.С. Симонович                                          19

Заключение                                                                                                             20

Список  литературы                                                                                               22  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт - Петербурге. В том же году А.С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции.

     К началу ХIХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией А. Симонович. Авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К.Д. Ушинского.

     В 1871 году было создано Санкт-Петербургское  общество содействия первоначальному  воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 — 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года. 
 

     
  1. Идея  обучения  и  воспитания  в  дошкольных учреждениях  Симонович  А.С.
    1. Биография  А.С. Симонович
 

     История российского дошкольного образования  начинается с имени Аделаиды Симонович, основательницы первого отечественного детского сада.

     Аделаида  Семеновна родилась в Москве в 1844 году. Образование свое Симонович  получала в те годы, когда для  женщины это представляло довольно сложную задачу. Женских гимназий еще не существовало, а в российские университеты женщинам вообще был закрыт доступ. Аделаида Семеновна закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Этого ей казалось недостаточно, и она пыталась получить разрешение посещать лекции в Московском университете. Аделаиде Семеновне отказали — довольно грубо. И, как сообщают биографы, Симонович ничего не оставалось делать, как поехать учиться в Швейцарию. Швейцарские университеты в то время уже принимали женщин. В период своей швейцарской жизни супруги Симоновичи познакомились с системой дошкольного воспитания Ф.Фребеля, и этот факт положил начало истории российских детских садов. [4]

     Вернувшись  в Петербург в 1866 году, Аделаида Семеновна  при поддержке своего мужа открыла первый в истории России детский сад. В это время ей было 22 года. Одновременно супруги Симоновичи стали издавать первый российский журнал «Детский сад», посвященный вопросам дошкольного воспитания.

     Через четыре года Симоновичи по семейным обстоятельствам переселились в Тифлис и там тоже открыли детский сад — на этот раз «интернациональный». Его посещали русские, армянские и грузинские дети. Так что с проблемами многонациональности и двуязычия отечественный детский сад столкнулся на заре своего развития. Правда, слово «толерантность» тогда не употребляли. Дети представлялись педагогам-шестидесятникам «единым народом». Этот детский сад просуществовал шесть лет. Затем Симоновичи снова вернулись в Петербург, где муж Аделаиды получил место врача детской больницы.[7]

     А в 1878 году просвещенное женское население  России наконец дождалось своего часа: в Петербурге открылись Бестужевские высшие женские курсы.

     К этому времени у Симоновичей  было уже шестеро детей. Кроме  собственных, Аделаида Семеновна воспитывала еще и своего племянника, впоследствии знаменитого художника Валентина Серова, а также руководила небольшой частной школой. Тем не менее она стала посещать лекции на историко-филологическом факультете (в возрасте 34 лет).

     Организация детских яслей — тоже начинание Симонович. После смерти мужа Аделаида Семеновна поселилась в имении своего зятя в Тверской губернии и стала преподавать в Калачаевской сельской школе. Летом, когда школа не работала, Симонович устраивала в школьном помещении ясли и дошкольную площадку.

     Итогом  педагогической деятельности Аделаиды Симонович стала книга «Детский сад», в основу которой легли материалы  когда-то издаваемого ею журнала. Иллюстрации  к книге делали ее дети и внуки, ставшие к этому времени художниками.[6]

     Умерла  Аделаида Симонович в 1933 году, в возрасте 90 лет. 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Педагогические  идеи А.С. Симонович
 

     Видная  деятельница общественно-педагогического  движения 60-х гг. XIX в. Аделаида Семеновна  Симонович, предварительно ознакомившись  с работой детских садов Швейцарии, в 1866 г. вместе с мужем открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад и начала издавать первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К. Д. Ушинским. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д.

     А. С. Симонович считала, что до 3 лет  дети должны получать воспитание в  семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет семье  должен помогать детский сад.[2]

     Рассматривая  детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

     Успех работы детского сада во многом зависит от личности воспитательницы, к которой А. С. Симонович предъявляла большие требования. По ее словам, «детская садовница» должна быть образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей. По мнению А. С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада.

     Установив определенную систему игр и занятий  с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А. С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания. Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.

     Деятельность  А. С. Симонович оказала положительное  влияние на развитие русской дошкольной педагогики.[6]

     Она пропагандировала идею общественного  дошкольного воспитания детей, редактировала журнал “Детский сад” и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1866 г. А. С. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. Она работала в тесном содружестве со своим мужем врачом Я. М. Симоновичем (1840—1883), который был соредактором журнала “Детский сад и автором ряда статей по дошкольному воспитанию. 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Анализ  методик А.С. Симонович
    1. Общепедагогические  взгляды
 

     А. С. Симонович делила педагогику как  науку на теоретическую, определяющую цель, задачи и сущность процесса воспитания, и на практическую — искусство, цель которого, по ее словам, поставить ребенка в наиболее выгодную среду для развития его индивидуальности. Руководствуясь взглядами К. Д. Ушинского, А. С. Симонович считала, что теоретическая педагогика должна строиться на изучении физического и психического развития ребенка.

     Как и многие русские педагоги, она  давала абстрактное, слишком широкое  определение главной цели воспитания, считала ее неизменной для всех времен. “Цель,— писала она,— воспитать поколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся как о самом себе, так и о благоденствии других людей, поколение, не стоящее в противоречии с самим собой, т. е. поколение счастливое и стремящееся постоянно к усовершенствованию в жизни”.[8]

     А. С. Симонович указывала, что первоосновы  развития самобытной личности будущего полезного члена общества закладываются  матерью в семейном воспитании детей. Роль и задачи . матери в воспитании ребенка она определяла также в духе высказываний К. Д. Ушинского: “Мать должна внушить ребенку те воззрения, которые заставят его всецело отдаться жизни и работать на общую пользу, и работать так, как требует личный взгляд на состояние общества, а не взгляд наиболее выгодный. Мать должна воспитать у ребенка дух честности, самоотверженности”.

     Воспитание  детей следует начинать с рождения и постоянно усложнять, считала  Симонович; важное значение имеет дошкольный возраст, когда происходит усиленное  развитие всех жизненных сил и  способностей детей и подготовка их в процессе воспитания к школьному обучению. 
 
А. С. Симонович высказывалась за единство процесса воспитания и обучения. “Обучение — одно из вспомогательных средств воспитания,— писала она.— Посредством обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные способности и нравственные силы ребенка”.

     А. С. Симонович не отрицала значения наследственности в развитии личности, однако она  и не преувеличивала ее роли. Родившийся ребенок, утверждала она, обладает известной индивидуальностью, имеет наследственные задатки, для развития которых необходимы внешние благоприятные условия и воспитание, иначе они останутся неразвитыми, зачахнут; путем воспитания к тому же многое можно изменить в прирожденных индивидуальных задатках.

     А. С. Симонович правильно указывала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей и что для правильного  ее выполнения требуются соответствующая  обстановка и надлежащие материальные условия жизни, а также хотя бы элементарное знание родителями педагогической науки.[7]

     Учитывая  важность дошкольного периода в  развитии личности ребенка, А. С. Симонович  считала, что воспитание детей до школы должно протекать дома и  в детском саду. “От трех лет дальнейшее пребывание в семье оказывается уже вредно для ребенка. Он нуждается в товарищах для игр и занятий”. В этом возрасте необходимо ребенку посещать детский сад.

     Находясь  под влиянием идей 60-х годов XIX в. о праве женщин на самостоятельный  общественный труд, А. С. Симонович настаивала на том, чтобы женщины не замыкались в узкой сфере семейной жизни: “Женщина должна работать непосредственно не для одной семьи, а для всех”. На помощь женщине в деле воспитания детей дошкольного возраста должны прийти детские сады. А. С. Симонович следующим образом определила цель и назначение детского сада: “Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили. Цель детского сада — физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой”. Исторически прогрессивными положениями в данной формулировке цели и назначения детского сада были указания на прием детей без различия пола и вероисповедания, на установление связи детского сада с семьей и школой.

Информация о работе 1.2 Педагогические идеи А.С. Симонович