Роман А Толстого "Петр 1"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:28, реферат

Описание

Исторический роман "Петр 1" - это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего- это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни.

Работа состоит из  1 файл

Петр1.docx

— 46.16 Кб (Скачать документ)

Исторический роман "Петр 1" - это неисчерпаемый  источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о  социальных конфликтах, государственных  и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И  что важнее всего- это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни. Продолжая традиции великой реалистической литературы, Алексей Толстой создает исторический роман, в котором органически сочетаются историческая правда /факты, события, подлинные герои историй/ с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя, писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени. Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись, создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и он сам искал- применения своим силам. Здесь было взаимодействие. Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до Урала, это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа - Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных изменений .в жизни. Это-ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки зрения художественного раскрытия роли личности в истории, противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Писатель показывает, как история "выбирает" Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий. Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского времени доживают под пером замечательного художника. Центром своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы. Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое: ропща и осуждая царя - "мироеда", "антихриста", простые люди видят в нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России эпохи Петра 1 ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа. Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе - эта справедливый и объективный суд народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают неповторимую картину петровской эпохи. Художественным мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое широкое признание в нашей стране.

В романе "Петр I" продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой — Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого — неизменно волновал образ  великого реформатора.

    Писатель  воссоздает политическую и культурную  жизнь, бытовой и национальный  колорит, нравы, обычаи, социальные  и религиозные конфликты переломного  времени. Картины народной жизни  представлены и в конкретных  образах. Это — Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что "колокол лить", что "шпагу калить", что "пистолет делать" — все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов — "редкой умелости человек", мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и "ярыжек" (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состояний.

    Над этой  пестрой и многоликой, со скрежетом  и стоном сдвинувшей-я с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и "поступь" Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.

    Образ  Петра Великого характеризуется  стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.

    Военные  походы, кампании были неотъемлемой  частью политики Петра. И хотя  они очень изнуряли государство,  вести их приходилось вслед ствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. "От беды и позора под Азо-вом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек: зол, упрям, деловит".

    В Воронеже  возводятся верфи, поспешно строится  флот. На следующий год Петр  берет Азов: "... в первую голову  это была победа над своими: Кукуй одолел Москву". Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр "не умывался, ел на ходу". С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане — таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.

    Третья  книга романа не была окончена  из-за смерти писателя. Здесь Петр  изображен несколько иным, чем  в первых двух книгах. Главный  герой становится опытным, зрелым  властителем. Ощущением уверенности  дышит его крупная фигура, лишенная  резких, порывистых движений, которые  подмечались прежде. Но выпуклые  глаза царя по-прежнему "строгие,  страшноватые", у него еще случаются  вспышки необузданного гнева,  однако во всем облике уже  больше сдержанности, характерной для государственного мужа — дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.

    На страницах  романа, запечатлевших победный  штурм Нарвы, Петр олицетворяет "грозное величие" монарха,  вдохновленного высокой государственной  целью: "Дело было европейское:  шутка ли — штурмом взять  одну из неприступнейших крепостей в свете". Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.

    С большим  художественным мастерством воссозданы  и другие исторические деятели:  Меньшиков, Лефорт, Ромодановский,  царевна Наталья. Но центром  романа, к которому стягиваются  все нити повествования, является  образ Петра, вылепленный Алексеем  Толстым крупно, выпукло, мощно.  В его натуре воплощены основные  противоречия того времени. Петр Первый — национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.

    Писатель  не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.

    Но по  отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим  к старому укладу жизни, деспотизм  царя вполне оправдан. Толстой  рисует в романе запоминающиеся  типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя.

    Высоко  оценив значение петровских реформ  для развития и процветания  России, Толстой указал на негативные  явления эпохи правления Петра.  Через весь роман проходят  картины нищеты, забитости, угнетения  и бесправия народа. Мы видим  крестьян, холопов, солдат, беглых  людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.

    В роман  Алексея Толстого отражено все  многообразие проблематики петровской  эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России.

    Замечательно, что не только Россия, но и  европейский театр военных действий  захвачен автором. Европейская  дипломатия, интриги королей и  куртизанок, жизнь купцов и ремесленников  также отражены в романе со  всей полнотой. Работая над большим  эпическим полотном, Алексей Толстой  использовал большое количество  исторических документов: "пыточные" записи, старинные судебные акты, так называемые материалы "Слова  и дела", фольклорные источники.  Все это помогало передать  колорит далекой эпохи, воссоздать  язык русского народа XVIII века.

    Роман  Алексея Николаевича Толстого  дает яркое и обширное представление  о личности великого преобразователя  России и самом российском  государстве той поры. Это художественный  памятник великому императору  Петру 1 и его эпохе. 

  «Чтобы понять  тайну русского народа, -  писал   Л.Н.  Толстой,  -  нужно

хорошо и глубоко  узнать его  прошлое:  нашу  историю,  коренные  узлы  её…».

Отсюда становиться  понятным,  почему,  именно  эпоха  Петра  Первого,  время

бурных и решительных  преобразований и перемен в России,  могла  так  надолго

приковать  к  себе  творческое  внимание  А.Н.  Толстого.  Над  историческим

романом «Пётр Первый», над подготовкой его отдельных томов Алексей  толстой,

как известно, работал  на протяжении примерно двух десятилетий.[4]

    Следует  обратить внимание на то, что  художник  стремится  нарисовать  в

романе целостную  картину жизни России конца XVII века, обращая  внимание  на

жизнь всех слоёв  населения: от царя до  крестьянина.  Роман  охватывает  все

классы  и  группы  общества,  в  нём  представлены   крестьяне,   землекопы,

ремесленники, стрельцы, солдаты, духовенство, раскольники,  бояре,  дворяне,

придворные, царская  семья. Привлекает также широкий  размах действия,  обилие

нарисованных в  романе событий, которые передают колорит  эпохи.

    В центре  повествования романа  –  Пётр,  становление  его  личности  от

испуганного стрельцами мальчишки до победителя  грозных  шведов,  мудрого  и

умелого государственного деятеля.

    В первой  книге романа Пётр как преобразователь  показан тесно  связанным

со своим временем и средой. Роман, отражающий  жизнь  России  конца  XVII  –

начала XVIII веков, содержит  значительное  количество  устаревшеё  лексики,

передающей реалии и понятия своей эпохи.  В  основном  это  историзмы,  т.е.

слова, вышедшие из употребления в наше время.

    Они   делятся  на  несколько  семантических   групп:  слова  обозначающие

должности, военную  лексику, одежду, помещения и их части, предметы быта.

         1.   Первую   лексико-семантическую   группу   составляют    слова,

            обозначающие должности и звания.  В  эту  группу  входят  слова,

            обозначающие высокое общественное положение лиц:  царь,  боярин,

            князь, помещик, воинские звания:  мушкетёр,  оружейник,  ратник,

            рында,  стольник,  стрелец,  слова,  обозначающие  род  занятий:

            челядь, холоп, ярышки.

    Царь –  1. Единовластный государь, монарх,  а  также  официальный   титул

монарха. 2. Тот, кто  безраздельно обладает чем-нибудь, властитель (с.  303).

Пример: - Встретил в  лесу человека: царь, говорит, помирает (с. 7).

    Боярин  – в России до XVIII века: крупный  землевладелец, принадлежащий к

высшему слою господского  класса (с.56). Пример: А в Москве бояре  в  золотых

возках стали ездить (с.6).

    Князь  – имеет два значения: 1. В феодальной  Руси: предводитель войска и

правитель области. 2. Наследственный  титул  потомков  таких  лиц  или  лиц,

получивших его при царизме в награду,  а также лицо,  имеющее этот  титул

Информация о работе Роман А Толстого "Петр 1"