1.2 Педагогические идеи А.С. Симонович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 17:25, реферат

Описание

История российского дошкольного образования начинается с имени Аделаиды Симонович, основательницы первого отечественного детского сада.

Содержание

Введение 3
1 Идея обучения и воспитания в дошкольных учреждениях Симонович А.С. 4
1.1 Биография А.С. Симонович 4
1.2 Педагогические идеи А.С. Симонович 6
2 Анализ методик А.С. Симонович 8
2.1 Общепедагогические взгляды 8
2.2 Воспитательная работа в детском саду 14
2.3 Расписание в детском саду А.С. Симонович 19
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

симонович 1.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

     А. С. Симонович стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она указывала, что развитие личности ребенка в процессе воспитания идет непрерывно, воспитательно-образовательные задачи усложняются по возрастам. Задачи детского сада, вытекающие из особенностей возрастного развития детей, сформулированы ею следующим образом: “Пребывание в детском саду дает детям общий уровень развития... Детский сад подготовляет детей в школу. Между занятиями школы и детского сада проведена строгая черта: школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство для достижения цели... Ребенок в этом возрасте любит жизнь подвижную. Все вокруг него играет и все сотворено для игры... Всестороннее, гармоническое развитие всех органов тела — вот воспитание детского, сада”.

     Сравнение двух систем обучения − школьной и  дошкольной обусловлено тем, что первые дошкольные учреждения для богатых сословий ставили своей целью подготовку детей к школе (в частности, в программу включалось обучение грамоте и развитие речи). Как было описано выше, первые дошкольные учреждения работали по системе Ф. Фребеля. Обратимся к практике одного из таких первых дошкольных учреждений, чтобы ответить на вопросы: как обучали детей родному языку, как при этом развивалась речь детей, и ставилась ли такая цель. Понятно, что целостной системы обучения родному языку детей дошкольного возраста еще не могло быть. Но элементы этой системы уже имелись.        Одним из первых дошкольных учреждений в России был открывшийся в Петербурге платный детский сад А.С. Симонович. Вначале он работал по  системе Ф. Фребеля, т.е. все занятия и игры были строго систематизированы, построены на педантизме и шаблоне, которым славились немецкие дошкольные учреждения. Необходимо отметить, что явление фребелизма, только появившееся на небосклоне российского образования, вызывало неподдельный интерес у большинства дошкольных педагогов.[5]

     И если в 60-70 годы XIX столетия многие педагоги с энтузиазмом следовали системе Фребеля, то, начиная со второй половины 70-х годов, многие из его прежних почитателей, находя недостатки во фребелевской системе, пытались адаптировать ее к русским условиям. В педагогической  прессе того времени стали появляться публикации с критикой в адрес его системы.

     В журнале «Детский сад», редактором которого являлась А.С.Симонович, уже в 1866 году выходит статья «Самодеятельность моего ребенка» (1866, № 8), в которой подвергаются критике детские садыработающие по системе Фребеля, так как она губит личность воспитанника, не оставляя места инициативе и развитию способностей детей. Целью детского сада, по мнению автора статьи, является развитие творчества и самодеятельности ребенка. Поэтому, убедившись в несовершенстве системы Фребеля, А.С. Симонович отказалась от практики механического перенесения его системы в свои детские сады. Она старалась приспособить педагогические идеи Фребеля, творчески обработав их, в отечественную педагогику, применительно к русским условиям. Следуя идее народности Ушинского, Симонович ввела подвижные игры, которые отражали отдельные моменты из жизни русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами, вместо заунывных немецких песенок, которым учили детей некоторые отечественные педагоги, слепо следовавшие системе Ф. Фребеля.

     В отличие от многих педагогов второй половины XIX века, А.С. Симонович хорошо понимала важность планомерной и систематической работы с детьми, поэтому в своих дошкольных учреждениях считала обязательным      составление     воспитательно-образовательного    плана.

     Отступление от него допускалось лишь в случае какого-либо важного события, а необходимыми требованиями организации всей работы детского сада А.С. Симонович считала следующие: 1) работа садовницы с детьми 5-7 лет должна протекать по недельному расписанию; 2) занятия в элементарном классе должны приближаться к школьно-урочной форме (предметные уроки); 3) необходимо ввести разнообразное применение методов и приемов, а также обязательное чередование игр и занятий; 4) порядок и содержание занятий должны согласовываться с сезонными явлениями природы (принцип сезонности).

     Самое пристальное внимание А.С. Симонович  уделяла развитию речи детей дошкольного возраста, полагая, что родной язык является не только средством умственного развития, но и, что очень важно, нравственного становления личности. Интерес к проблемам изучения детской речи появился у нее еще во второй половине 1860-х годов, когда параллельно с работой в детском саду она посещала Бестужевские высшие женские курсы. Вопросам языкознания на курсах уделялось повышенное внимание, так как именно в то время возник повышенный интерес к родному языку как предмету обучения.

     Известный педагог Н.А.Рыбников отмечал в  своей работе «Детские дневники как материал по детской психологии», что именно А.С. Симонович первая из отечественных психологов еще с 1861 года вела наблюдения за речью детей, причем в этом эксперименте участвовали как ее собственные дети, так и воспитанники детского сада. Обобщением результатов этой работы стали статьи А.С. Симонович «Сравнение периодов индивидуального развития ребенка с эпохами человечества» и «О детском языке» (ж. «Мысль», 1880). Для развития речи детей в детском саду А.С. Симонович использовались занятия по рассматриванию раскрашенных картинок и рассказывание по их содержанию. Вводились также коротенькие рассказы руководительницы на разные темы, доступные пониманию детей младших групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Воспитательная  работа  в  детском  саду
 

     А. С. Симонович уделяла большое  внимание вопросам внутренней организации  детского сада. Она считала, что взаимоотношения  детей между собою и воспитателя с детьми в детском саду должны строиться по образцу семейных отношений.

     К личности воспитателя детского сада она предъявляла высокие требования. “Детская садовница,— писала Симонович,—  должна быть образованное лицо, преданное  воспитанию детей; она должна быть энергична, бодра, свежа, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей и различное ее проявление в жизни”.[8]

     От  степени умственного и нравственного  развития “садовницы зависит общая атмосфера и направление работы детского сада. Воспитатель должен быть знаком не только с практической работой, “техникой детского сада”, но и теорией — педагогической наукой и стоять на такой ступени развития, чтобы быть в состоянии влиять на детей. Личность воспитателя даст тон всему учреждению: “Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и поддерживает в нем неиссякаемую веселую деятельность”.

     Воспитатель должен учитывать возрастные особенности  детей, обстановку, которая окружает ребенка в семье, создавать в детском саду такие условия, чтобы дети “жили полной жизнью и готовились “к жизни в обществе”, чтобы у них развивалось чувство товарищества, дружелюбия, уважения к другим и т. д. Главными средствами в развитии чувства товарищества и дружелюбия Симонович считала игры и занятия детей.

     А. С. Симонович считала, что работа в детском саду должна вестись  по определенной системе, по ранее разработанному плану, содержащему перечень воспитательных задач, а также расписание игр и занятий детей; в отдельных случаях она допускала отступление от этого плана. Отступления от плана вообще целесообразны, говорила она, когда в жизни детского сада происходит какое-либо важное событие, которое полезно использовать в воспитательных целях, и когда дети хотят закончить ту или иную игру, ручную работу ранее положенного времени.

     Разрабатывая  свою систему работы детского сада, А. С. Симонович взяла за основу систему  Фребеля, дополнив ее отдельными занятиями, заимствованными из опыта русских детских садов. Методические разработки А. С. Симонович встретили в печати справедливую критику, однако ее заслуги в развитии. русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. несомненны: пропагандируя в России идею общественного дошкольного воспитания, она открыла опытный детский сад, углубленно работала над определением содержания и методики воспитательной работы в нем, над установлением связи детского сада со школой.[4]

     Так, А. С. Симонович считала, что музыка должна выполнять иллюстрирующую функцию к занятиям.  Например, при проведении занятий по «Родиноведению» нужно исполнят песни о погоде, в физкультурных занятиях использовать игры - забавы и игры с пением. Наиболее заметный вклад внесла А. Симонович в вопрос проведения детских праздников. Она признавала их педагогическую целесообразность при выполнении ряда требований: праздники должны оставлять глубокое впечатление, развивать чувство коллективизма, детям необходимо видеть красивое сочетание цветов, слушать прекрасную музыку, вся организация праздников призвана возбуждать в них самое доброе и хорошее.

     Основной  принцип музыкального воспитания А. Симонович - опора на желание дошкольников.

     В детском саду А. С. Симонович все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе.

     Следуя  идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. Изменились и строительные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, по свидетельству многих посетителей детского сада, очень увлекали детей, проходили дружно, оживленно, воспитывали у них чувство взаимопомощи и товарищества.

     В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович  строила работу, как в семье, проводила  с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия  детей в младшей группе были редкими. Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2—3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А. С. Симонович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступчивости и взаимопомощи.

     Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я. М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я. М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов — растений, камешков и т. п. На последующих занятиях Я. М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки. Я. М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготовляли их к школьному обучению.[3]

     Характерной особенностью детского сада Симонович  было отсутствие в нем религиозного воспитания детей. В журнале “Детский сад” не было напечатано ни одной статьи па религиозные темы.

     Из-за недостатка средств в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала “Детский сад” передано в другие руки.

     В период 1866—1869 гг. А. С. и Я. М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комиссии детских садов при С. -Петербургском педагогическом собрании, выступали с докладами по вопросам дошкольного воспитания, оказывали методическую помощь воспитательницам детских садов разных городов, например Воронежа. В этом городе при активном участии известного педагога Н. Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой.

     С 1870 г. Симоновичи переехали на Кавказ. В этом году А. С. Симонович открыла  в Тифлисе платный детский  сад и элементарную школу, которые  просуществовали до 1874 г. Там воспитывалось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет — грузины, армяне, русские. Плату за детей бедных родителей вносили благотворительные организации.

     В целях пропаганды идеи общественного  воспитания и некоторой помощи практическим работникам первых-детских садов в России А. С. Симонович издала в 1874 г. книгу “Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей” (т. I и II), состоящую частью из исправленных и дополненных статей, печатавшихся в журнале “Детский сад в период 1866—1869 гг. и частью написанных специально для этого издания. В 1907 г. ею была выпущена книга “Детский сад” (практическое руководство для детских садов) — переработанное издание вышеупомянутого сборника. Педагогическая деятельность А. С. Симонович продолжалась более сорока лет; она умерла в глубокой старости, уже при Советской власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе 1.2 Педагогические идеи А.С. Симонович