Основные виды и формы организации внутренней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание

Реализация продукции производственного назначения и потребительских товаров ( то есть движение готовой продукции от производителя к потребителю) осуществляется в сфере торговли.
Торговля как отрасль хозяйства включает наряду с собственно торговыми операциями такие виды деятельности, как оптовая ( то есть крупными партиями) закупка товаров у производителей, их транспортировка, складирование, хранение, подготовка к продаже (сортировка, расфасовка, упаковка).

Содержание

Основные виды и формы организации внутренней торговли
Региональные различия в уровне развития торговли
Оборот розничной торговли по Дальневосточному Федеральному округу
Оборот розничной торговли на душу населения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

 

  1. Основные виды и формы организации внутренней  торговли
  2. Региональные различия в уровне развития торговли
  3. Оборот розничной торговли по Дальневосточному Федеральному округу
  4. Оборот розничной торговли на душу населения
  5. Список литературы

 

 

 

 

Основные виды и формы организации внутренней торговли

Реализация продукции производственного  назначения и потребительских товаров ( то есть движение готовой продукции  от производителя к потребителю) осуществляется в сфере торговли.

Торговля как отрасль хозяйства включает наряду с собственно торговыми операциями такие виды деятельности, как оптовая ( то есть крупными партиями) закупка товаров у производителей, их транспортировка, складирование, хранение, подготовка к продаже (сортировка, расфасовка, упаковка).

За рубежом внутренняя торговля составляет важное звено экономики, что подтверждается ее высоким удельным весом в ВВП и численностью занятых. В США, Канаде, Великобритании, Японии в сфере торговли трудится примерно 1/5 экономически активного населения. В России же этот показатель немногим превышает 1/10.

Еще сравнительно недавно в России внутренняя торговля была представлена в двух основных формах- государственной (получившей преимущественное развитие в городах) и кооперативной (преобладающей в сельской местности), а также колхозным рынком. С переходом к рыночным отношениям в системе торговли начал формироваться новый сектор, основу которого составили приватизированные (арендные, частные) предприятия- магазины, снабженческо-сбытовые организации( смотреть таблицу 1)

С 1990–х гг. в стране возрождаются такие формы оптовой рыночной торговли, как биржевая и ярмарочная. Ярмарки – наиболее традиционная форма внутренней торговли в России.

К концу 19 в. В России действовало  свыше 16,5 тыс. ярмарок, правда, большинство из них были не продолжительными по срокам ( от одного до нескольких дней) небольшими по обороту. Крупных ярмарок насчитывалось не более 20 среди них по торговому обороту выделялись Нижегородская (в 1898 г. ее оборот составил 285 млн. руб.) и Ирбитская на Урале (69 млн. руб.).

Торгово-промышленные ярмарки и выставки в настоящее время становятся местом демонстрации  достижений отечественных и зарубежных товаропроизводителей, предложения перспективных образцов продукции, заключения производственных и торговых контрактов. Вновь открылись ярмарочные центры в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт – Петербурге, Самаре, Казани, Уфе, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Владивостоке и других городах. Создан международный союз выставок и ярмарок с участием России.

Биржевая торговля также уходит корнями в дореволюционный период. Первая в России биржа по европейскому образцу была создана по указу Петра 1 в 1703 г. в Санкт – Петербурге. Вторая биржа была открыта в Одессе лишь в конце 18 в, а в Москве – в 1837 г. В период с 1860 по 1900 год товарные биржи возникли более чем 2–х десятках городов. Кроме (общих) бирж в некоторых городах ( для потребности местных рынков) были открыты еще и специальные биржи, например хлебные в Санкт – Петербурге, Москве и Воронеже. К 1913 г. в России уже функционировало уже более 90 бирж, а в1925 г. свыше 100, однако такое усиление государственного контроля и регулирования в сфере экономики привело в 1930 году к ликвидации всех товарных бирж.

В настоящее время в России происходит формирование цивилизованного биржевого рынка, биржа действует во многих регионах России.

К концу 2004 года в стране насчитывалось 35 бирж, количество заключенных в  течении года сделок достигло 29000, а  биржевой оборот составил свыше  6000 млн. рублей., что однако не превышало 0.1 процент от общего оборота оптовой торговли. В структуре биржевой торговли также произошли изменения: если в 1990 гг. в ней преобладала продукция производственно-технического назначения (3/5 от суммарной), то в первой половине 2000 гг. 4/5  всего биржевого оборота приходилось на потребительские товары, главным образом продовольственные.

 

Организация крупнооптовой и биржевой торговли, ярмарок и выставок способствует укреплению национального рынка, созданию конкурентной среды, предотвращению монополизма  в сфере торговли.                                      Таблица №1

 

  1. Розничная- магазины, торговые центры (супермаркеты, гипермаркеты,)киоски и др.
  2. Бартерная- непосредственный обмен одного вида товара на другой
  3. Рыночная- городские рынки, ярмарки, по продаже сельскохозяйственных продуктов, вещевые и продовольственные (мелкооптовые) рынки
  4. Оптовая-крупнооптовая- предприятия (фирмы) оптовой торговли
  5. Оптовая-биржевая- регулярно функционирующий оптовый рынок товаров массового производства, осуществляющий торговлю по образцам и стандартам
  6. Оптовая-ярмарочная- регулярно проводимые выставки образцов продукции различных предприятий с заключением контрактов на их производство и поставку.

 

 

Региональные различия в уровне развития торговли

 

В настоящее время практически вся розничная торговля в Росси сосредоточена в частном секторе. В ее структуре непродовольственные товары составляют немногим более половины. Свыше 2/3 всего объема реализуемых населению товаров народного потребления сосредоточена в регионах Центральной России и Урала- Поволжья.

На территориальную  организацию торговли оказывают  влияния различные факторы: накопленный  социально-экономический потенциал  территории, численность населения, особенности расселения и уровень  урбанизации, развитие транспорта и т.д.

В городах формируется  более плотная торговая и снабженческая  сеть. Здесь получила развитие специализация  на торговле отдельными видами промышленных товаров ( хозяйственные, спортивные, мебель, аудио и видео техника, бытовая  электроника, одежда, обувь, ткани, книги и другие). Работают крупные универмаги и супермаркеты с годовым товарооборотом, исчисляемым сотнями миллионов рублей. Постоянно расширяется фирменная торговля, осуществляемая непосредственными производителями продукции в своих фирменных магазинах. В сельской местности, напротив, торговая сеть значительно разрежена, а продажа товаров осуществляется, как правило, не большими по объему товарооборота торговыми предприятиями. Причем, в одном магазине могут реализоваться товары самого разного назначения ( как продовольственные, так и промышленные).

Успешное развитие торговли во многом зависит от того, насколько полно учитывается  спрос населения на те или иные виды товаров. В такой огромной стране, как Россия, потребности населения  в различных товарах и услугах заметно различаются по регионам.

 

 

 

Дальневосточный Федеральный округ  имеет в Российской Федерации  самую маленькую численность  населения (4,6%), но за то занимает самую  большую площадь (36,4%).

 

Мы рассмотрим это более подробно ,согласно таблицы № 2 «Основные социально-экономические показатели»- численность населения по Дальневосточному ФО на конец 2004 года по субъектам составляет:

  1. Приморский край- 31,8%
  2. Хабаровский край- 21%
  3. Республика Саха (Якутия)-14%
  4. Амурская область- 13 %
  5. Сахалинская область- 8%
  6. Камчатская область-5%
  7. Еврейская автономная область-3%
  8. Магаданская область-3 %
  9. Чукотский автономный округ-1%
  10. Корякский автономный округ -0,2%

            Эти данные отображены в диаграмме № 1 и очевидно, что наибольшая численность населения проживает   на юге Дальневосточного Федерального округа, а именно в Приморском и Хабаровском краях.

Большой процент население концентрируется  в агломерации Владивостока, особенно в ближайших пригородах – г. Артем, Шкотовском и Надеждинском районах., а также в районе города Уссурийск , и округе столицы Дальневосточного Федерального округа г. Хабаровска.

Оборот  розничной торговли по Дальневосточному Федеральному округу

Дальневосточный Федеральный округ имеет самый низкий процент по обороту розничной торговли (4.1%), самый высокий процент в Центральном Федеральном округе (38,6%), который имеет и самый высокий процент по численности населения (26,2%)

        Согласно диаграммы № 2 мы рассмотрим оборот розничной торговли по Дальневосточному Федеральному округу.

  1. Приморский край- 27,8%

Оборот розничной  торговли составил 64,6 млрд. руб.,. По уровню оборота розничной торговли на душу населения край занял 34 место в  Российской Федерации (в 2003 г. – 35 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 46,7%, непродовольственных товаров – 53,3% (в 2003 г. – соответственно 45,2 и 54,8%).

  1. Хабаровский край- 20%

Оборот розничной  торговли составил 47,6 млрд. руб. По уровню оборота розничной торговли на душу населения край так же, как и в 2003 г., занял 25 место в Российской Федерации. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 54,1%, непродовольственных товаров – 45,9% (в 2003 г. – соответственно 52,1 и 47,9%).

  1. Республика Саха (Якутия)-19%

Оборот розничной  торговли составил 45,1 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения республика так же, как  и в 2003 г., заняла 7 место в Российской Федерации. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 53,5%, непродовольственных товаров – 46,5% (в 2003 г. – соответственно 53,3 и 46,7%).

  1. Амурская область- 10 %

Оборот розничной  торговли составил 23,6 млрд. руб.. По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 49 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 56 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 51,6%, непродовольственных товаров – 48,4% (в 2003 г. – соответственно 54,8 и 45,2%)

  1. Сахалинская область- 11%

Оборот розничной  торговли составил 24,4 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 8 место  в Российской Федерации (в 2003 г. – 10 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 53,5%, непродовольственных товаров – 46,5% (в 2003 г. – соответственно 52,5 и 47,7%).

  1. Камчатская область-5%

Оборот розничной  торговли составил 12,3 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 21 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 15 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 57,9%, непродовольственных товаров – 42,1% (в 2003 г. – соответственно 56,2 и 43,8%).

  1. Еврейская автономная область-3%

Оборот розничной  торговли составил 5,8 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 35 место  в Российской Федерации (в 2003 г. – 38 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 52,3%, непродовольственных товаров – 47,7% (в 2003 г. – соответственно 50,4 и 49,6%).

  1. Магаданская область-3 %

Оборот розничной  торговли составил 6,0 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 23 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 19 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 58,2%, непродовольственных товаров – 41,8% (в 2003 г. – соответственно 59,6 и 40,4%).

  1. Чукотский автономный округ-1%

Оборот розничной  торговли составил 2,1 млрд. руб., По уровню оборота розничной торговли на душу населения автономный округ занял 12 место в Российской Федерации (в 2003 г. – 9 место). В структуре оборота  розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 69,4%, непродовольственных товаров – 30,6% (в 2003 г. – соответственно 73,8 и 26,2%).

  1. Корякский автономный округ -0,2%

Оборот розничной  торговли составил 0,7 млрд. руб., В структуре  оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 74,9%, непродовольственных товаров – 25,1% (в 2003 г. – соответственно 76,3 и 23,7%).

Оборот  розничной торговли на душу населения

Дальневосточный Федеральный округ  занимает в России 4 место, а первое и второе  место принадлежат Центральному Федеральному округу и Уральскому Федеральному округу соответственно.

       Согласно диаграммы № 3   оборот розничной торговли на душу населения по Дальневосточному Федеральному округу распределяется:

  1. Сахалинская область- 13% ( 8 место)
  2. Чукотский автономный округ-12%  ( 12  место)
  3. Республика Саха (Якутия)-12%  ( 7 место)
  4. Магаданская область-10% (23 место)
  5. Камчатская область- 10% ( 21 место)
  6. Приморский край- 9% (34 место)
  7. Хабаровский край- 9% (25 место)
  8. Еврейская автономная область-9% ( 45 место)
  9. Амурская область- 8 % ( 49 место)
  10. Корякский автономный округ -8% (47 место)

 

 Жители северных территорий  предъявляют повышенный спрос  на теплую одежду и обувь,  мясные плодовоощные консервы. Население  крупных промышленных центров отдает предпочтение товарам, обладающим высокими потребительскими свойствами: высококлассной аудио- и видеоаппаратуре, персональным компьютерам, сложным электробытовым приборам (автоматические стиральные машины, морозильники, электроплиты и т.п.) В сельских районах, особенно там, где получили развитие фермерские хозяйства, растет спрос на технику по обработке небольших участков земли ( мини-тракторы, культиваторы, другой технический инвентарь), по переработке сельскохозяйственной продукции ( сепараторы, электросушильное и коптильное оборудование)

Информация о работе Основные виды и формы организации внутренней торговли