Экономико-географическое и геополитическое положение Беларуси в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:53, реферат

Описание

Наша республика относительно недавно стала независимым государством. После распада СССР ей пришлось по-новому строить свои политические и экономические отношения. Произошли и происходят серьезные изменения и во внутренней жизни страны. Молодому поколению белорусов необходимо знать и изучать свою республику. Будущее за молодежью, ведь нам предстоит жить и работать в будущем.

Содержание

Аннотация
Рецензия

1. Становление государственности

2. Общие сведения о государстве

3. Природно-ресурсный потенциал

4. Международное сотрудничество
5. Инвестиционный климат

6. Внешнеэкономическая деятельность, сотрудничество с Российской Федерацией

7. Сотрудничество Республики Беларусь с международными финансовыми организациями

8. Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Заключение

Работа состоит из  1 файл

экономико-географическое и политическое положение беларуси.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

     Реализация  мер, предусмотренных Национальной программой развития экспорта по созданию условий для стимулирования производства продукции с использованием передовых и ресурсосберегающих технологий за счет привлечения инвестиций и эффективного использования валютной выручки, а также налаживание связей с ведущими мировыми фирмами будут способствовать повышению конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей. Соответствие экспортной продукции международным стандартам, улучшение качества управления предприятиями создаст дополнительные условия для роста конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

     В целях наращивания экспорта предусматривается  активизация инвестиционного процесса, концентрация инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективные высокотехнологические экспортные производства. Необходимо достигнуть опережающего роста объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом продукции промышленности, ВВП и направления значительной части экспортной выручки на инвестиционный импорт. Увеличение инвестиционного импорта ускорит техническое перевооружение и модернизацию производства, облегчит выход на новые рынки, даст экономию от участия в международном разделении труда.

     Важнейшим направлением увеличения экспорта продукции станет использование в этих целях местных сырьевых ресурсов. В предстоящем пятилетии предусматриваются меры по повышению качества местного сырья, снижению всех видов издержек производства с его использованием, а также освоению принципиально новых видов продукции.

     Поддержке экспорта будет способствовать намечаемое дальнейшее развитие инфраструктуры внешней торговли, включающей товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети, в том числе Интернет. Предусматривается более активное использование специального фонда поддержки экспортеров.

     Для повышения конкурентоспособности  экспортной продукции, снижения ее ресурсоемкости, а также создания эффективных экспортоориентированных производств намечается внедрение новых технологий, современного менеджмента и контролинга, ускорение структурных и институциональных преобразований.

     На  решение этих задач предполагается направить налоговую политику, предусматривающую  снижение налогов на вновь освоенную и серийную продукцию, либо льготирование новой продукции с направлением вырученных средств на ее освоение. Потребуется усовершенствовать систему ценообразования во внешней торговле способствующую созданию конкурентной среды, формированию эффективной политики торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами, проникновению на новые рынки и сдерживанию конкурирующего ввоза, а также упорядочению таможенных пошлин и условий трансграничной торговли.

     Главным направлением деятельности по-прежнему будет рационализация импортных закупок и развитие импортозамещающих производств. Это обусловит не только изменение структуры импорта, но и увеличение экспорта товаров, что создаст необходимые предпосылки для выравнивания торгового баланса.

     Социально-экономический, кадровый потенциал и географическое положение Республики Беларусь являются основой для интенсификации экспорта услуг – как важного источника валютных поступлений, не требующего больших инвестиций и времени. В структуре экспорта услуг приоритет будет отдан транспортным, деловым, строительным услугам и услугам связи. Намечается расширение новых видов услуг – финансовых, страховых, компьютерных и информационных, таможенных, интеллектуальных, образовательных, платежно-лицензионных, эколого-санитарных, медико-биологических, консалтинговых, инжиниринговых и технических.

     В целях развития экспорта услуг предполагается:

     - создать информационно-нормативную среду, способствующую повышению активности работы предприятий в сфере экспортной деятельности;

     - повысить конкурентоспособность белорусских услуг на внешних рынках;

     - продолжить работу по постепенной интеграции белорусских субъектов хозяйствования в сложившуюся мировую систему разделения труда путем создания совместных предприятий и производств;

     - совершенствовать рекламную и выставочно-ярмарочную деятельность предприятий за рубежом;

     - освоить новые формы внешнеэкономической деятельности, в том числе лизинг, франчайзинг, полнее использовать возможности экспорта услуг, предоставляемые свободными экономическими зонами;

     - продолжить работу по привлечению в экономику иностранных инвестиций в различных формах с целью форсировать решение вышеперечисленных задач.

     Увеличение  объема экспорта транспортных услуг  планируется осуществить за счет увеличения и обновления парка автотранспортных средств, в том числе на условиях лизинга, упорядочения системы сборов за транспортные перевозки и развитие межгосударственного сотрудничества в области международных перевозок. Необходимым условием организации международных перевозок является обмен на паритетных условиях разрешениями между Республикой Беларусь и другими государствами на проезд автотранспортных средств. В свою очередь, для этого потребуется создание для иностранных перевозчиков соответствующих благоприятных условий (сервисных, пограничных, визовых и т. д.) для поездок по территории Республики Беларусь (взаимное освобождение от сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования, обеспечение своевременного пограничного и таможенного оформления, формирования сети сервисного обслуживания международных перевозчиков), что также будет способствовать росту транзитных перевозок.

     С введением в эксплуатацию газопровода  “Ямал-Европа” возрастут услуги по транзиту газа. К 2005 г. предусматривается увеличить данный вид услуг в 2,2 раза по сравнению с 2000 г.

     Строительные  услуги предусматривается экспортировать посредством участия предприятий  Минстройархитектуры в проводимых за рубежом тендерах по строительству объектов, обеспечения долгосрочных программ с Российской Федерацией по возведению объектов в счет возмещения задолженности по газу.

     Рост  экспорта услуг связи предусматривается  осуществить за счет внедрения новых прогрессивных технологий и видов связи.

     Решение указанных выше задач позволит увеличить  объем экспорта услуг в 2005 г. в 1,6 раза к уровню 2000 г.

     Прогноз основных параметров внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь на 2001–2005 гг. разработан с учетом показателей  Национальной программы развития экспорта, развития промышленного производства и роста ВВП. Реализация поставленных задач в совокупности с мерами, намеченными в области совершенствования налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, повышением инвестиционной привлекательности белорусской экономики позволит существенно улучшить состояние платежного баланса. Этому будет способствовать ежегодный прирост экспорта товаров на 7–8% и рост экспорта услуг на 9–10%. За пятилетие экспорт товаров и услуг возрастет в 1,5 раза. Дефицит внешнеторгового оборота (с учетом услуг) по отношению к ВВП в 2005 г. существенно снизится и составит (-1,3)% против (-1,5)% в 2000г. 

     7. Сотрудничество Республики Беларусь с международными финансовыми организациями. 
 

     Начиная с сентября 2000 года, наблюдается  прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.

     Возобновлены  консультации с Международным валютным фондом (МВФ). Правительство Республики Беларусь совместно с МВФ подготовили Программу мониторинга Международным валютным Фондом, которая реализовывалась в республике в период с 1 апреля по 30 сентября 2001 года.

     Заключено новое Кредитное соглашение с  Международным банком реконструкции и развития (МБРР) по займу на проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере республики размером в 22,6 млн. долларов США. На Совете директоров Всемирного банка 14 марта 2002 г. утверждена новая Стратегия сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2002–2004 финансовые годы. Завершается подготовка кредитного проекта "О предотвращении эпидемии туберкулеза, ВИЧ/СПИД–инфекции, заболеваний, передаваемых половым путем и реформировании системы здравоохранения".

     Только  в 2001 году по линии Всемирного банка  Республике Беларусь выделена техническая  помощь на различные проекты в  сумме более 1,2 млн. долларов США.

     А, в целом, за период членства республики в данной организации стране была оказана безвозмездная помощь в  ряде областей за счет грантов, предоставленных Всемирным банком из различных специальных фондов на сумму более 15 млн. долларов США.

     3 мая 2002г. Совет директоров Европейского  банка реконструкции и развития утвердил Страновую стратегию ЕБРР для Беларуси, которая создала предпосылки для дальнейшего развития сотрудничества с Банком, в том числе наращивания проектной деятельности в Республике Беларусь». 

     8. Главные принципы государственной политики Республики Беларусь. 
 

     Главные принципы нашей государственной  политики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.

     Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:

     В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

     Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране — важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику.

     Планомерность государственного курса находит  свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала.

     Беларусь  сделала выбор в пользу эволюционного развития и отказалась от рецептов Международного валютного фонда в виде шоковой терапии и обвальной приватизации. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель социально–экономического развития, которая сочетает преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой. Наша концепция построена на учете исторической преемственности и традиций народа. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская экономическая модель содержит в себе элементы преемственности в использовании государственных институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность.

     Последовательный  курс государства реформирования экономики  не позволил сложиться в Беларуси олигархическим структурам, не привел к массовой безработице и обнищанию людей, к разрыву традиционных экономических связей со странами СНГ.

     Преемственность в политике – важнейший принцип руководства страны. Приоритеты в деятельности руководства страны — экспорт, жилье, продовольствие — также основаны на принципе преемственности, прежде всего потому, что нам в наследство от СССР досталась экономика, ориентированная на экспорт.

     Преемственность государственного курса выражается в целенаправленной политике на развитие интеграционных процессов со странами СНГ и, в первую очередь, с Россией.

     Беларусь  является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую. Корни народа — материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне и продолжает поддерживать сельского производителя.

     Государство придерживается курса не менять устоявшиеся  механизмы и традиции, совершенствует отдельные грани проводившейся  ранее политики с целью придания ей большей эффективности и последовательности.

     Принцип последовательности находит свое выражение  в реализации сильной государственной  власти. В стране создана эффективная  президентская власть, которая не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать.

     В социальной сфере – сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.

     Принцип социальной справедливости находит  свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

     Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

     Планомерность государственного курса заключается  и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Информация о работе Экономико-географическое и геополитическое положение Беларуси в современном мире