Экономико-географическое и геополитическое положение Беларуси в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:53, реферат

Описание

Наша республика относительно недавно стала независимым государством. После распада СССР ей пришлось по-новому строить свои политические и экономические отношения. Произошли и происходят серьезные изменения и во внутренней жизни страны. Молодому поколению белорусов необходимо знать и изучать свою республику. Будущее за молодежью, ведь нам предстоит жить и работать в будущем.

Содержание

Аннотация
Рецензия

1. Становление государственности

2. Общие сведения о государстве

3. Природно-ресурсный потенциал

4. Международное сотрудничество
5. Инвестиционный климат

6. Внешнеэкономическая деятельность, сотрудничество с Российской Федерацией

7. Сотрудничество Республики Беларусь с международными финансовыми организациями

8. Главные принципы государственной политики Республики Беларусь

Заключение

Работа состоит из  1 файл

экономико-географическое и политическое положение беларуси.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

     Основные  страны, ввозящие капитал в Республику Беларусь в 2002 году:

     1. Великобритания — 105,256 млн. долларов США (14,57% от всего объема ИИ);

     2. Виргинские острова (Британ) — 89,704 млн. долларов (12,4:);

     3. США — 78,223 млн. долларов (10,8:);

     4. Россия — 75,678 млн. долларов (10,4:);

     5. Германия — 74,553 млн. долларов (10,3:);

     6. Кипр — 66,455 млн. долларов (9,2:);

     По  итогам I квартала 2003 года ситуация по странам, ввозившим капитал в Республику Беларусь, несколько изменилась и выглядела следующим образом:

     1. Швейцария — 47,718 млн. долларов США (17,8:);

     2. Виргинские острова (Британ) — 38,117 млн. долларов (14,2:);

     3. Австрия — 34,877 млн. долларов (13,04:);

     4. Россия — 34,754 млн. долларов (12,97:);

     5. Кипр — 19,792 млн. долларов (7,3:);

     6. США — 8,645 млн. долларов (3,2:);

     7. Великобритания — 5,675 млн. долларов США (2,1:);

     Учитывая  интересы частных инвесторов Республика Беларусь к настоящему дню заключила 47 двусторонних соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.

     В целях привлечения долгосрочного  стратегического капитала в республике установлена определенная система гарантий для предприятий с иностранными инвестициями. В первую очередь это беспошлинный ввоз иностранным инвестором имущества в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, трехлетнее освобождение от налога на прибыль для таких предприятий и другие. В республике созданы и работают 6 свободных экономических зон.

     В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского государства в отношении инвесторов.

     В 2001 году Правительством учрежден Консультативный  совет по иностранным инвестициям, в состав которого вошли представители иностранных компаний и международных организаций. Основными задачами Совета являются формирование и реализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание "зеленого коридора" для преодоления конкретных проблем иностранных инвесторов. Начиная с 2003 года намечается привлечение прямых инвестиций в основные производственные фонды общим объемом до 0,9 — 1,0 млрд. долларов США. Предполагается завершить формирование нормативно–правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности 

     6. Внешнеэкономическая  деятельность, сотрудничество  с Российской Федерацией. 
 

     Основными задачами внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь являются создание условий для обеспечения устойчивого  сбалансированного экономического роста и повышение уровня благосостояния народа.

     Реализация  этих задач предопределяет необходимость:

     - создания политических, экономических и правовых условий для интеграции белорусской экономики в мирохозяйственные связи;

     - дальнейшего развития взаимовыгодного многовекторного сотрудничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;

     - развития взаимоотношений с международными экономическими и финансовыми организациями;

     - привлечения иностранных инвестиций и новых современных технологий;

     - повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;

     - ускоренного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

     - совершенствования методов защиты национального рынка для обеспечения экономической безопасности страны.

     Приоритетным  направлением во внешнеэкономической  стратегии Республики Беларусь останется развитие внешнеторговых связей со странами СНГ, и прежде всего с Российской Федерацией. Участие Беларуси в различных региональных объединениях стран Содружества будет важнейшей формой развития экономического сотрудничества и в прогнозируемом периоде.

     Предусматривается последовательное и поэтапное формирование общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, единого научно-технологического, инвестиционного и информационного пространств, объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда. Проведение согласованной экономической политики в рамках общего экономического пространства будет осуществляться при обязательном соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов международного права.

     Дальнейшее  развитие интеграционных процессов  с Российской Федерацией будет осуществляться в рамках Договора о создании Союзного государства на основе Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации, которая предусматривает комплекс взаимосвязанных мероприятий в экономической, правовой, социальной, военной и иных сферах, направленных на их поэтапное объединение. Работа по формированию единой торговой и таможенно-тарифной политики Беларуси и России будет проводиться в три этапа.

     На  первом этапе (до 2002 г.) предусматривается:

     - обеспечить унификацию торговых режимов с третьими странами и организацию отношений с международными объединениями;

     - завершить формирование единого таможенного пространства;

     - унифицировать таможенные тарифы, систему предоставления преференций во внешней торговле, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.

     На  втором этапе (до 2004 г.) намечается завершить  унификацию: национальных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли; таможенного законодательства; нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту экономических интересов государств в торговле с третьими странами; правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле.

     На  третьем этапе (до 2005 г.) предполагается: принять идентичные нормативно-правовые акты государств-участников в области торговой и таможенной политики.

     Стержневой  основой этого будет являться ежегодная разработка совместных прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, балансов топливно-энергетических ресурсов Беларуси и России, разработка и осуществление совместных программ по созданию современных конкурентоспособных видов техники, что позволит обеспечить сбалансированное развитие взаимодополняющих отраслей хозяйства Беларуси и России, сохранить имеющийся научно-производственный потенциал, а главное – не допустить ненужных затрат на создание дублирующих производств.

     Перспективным направлением развития интеграции с Россией является создание финансово-промышленных групп, объединяющих связанные кооперацией труда различные предприятия и организации по всей технологической цепи – от заготовки сырья и его переработки до изготовления конечной продукции и ее реализации. Развитию экспортных возможностей двух государств будет способствовать усиление координации действий на внешних рынках экспортеров однотипной продукции, имеющей для Беларуси и России стратегическое значение (телевизоры, шины, грузовые автомобили, продукция химической промышленности и др.).

     Продолжится работа по унификации гражданского права  и законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность в Союзном государстве.

     Приоритетным  направлением углубления интеграционных процессов остается расширение сотрудничества на региональном уровне, непосредственно между хозяйствующими субъектами, при активной роли в этом территориальных органов управления. Особое внимание будет уделено развитию торгово-экономических отношений со стратегически важными для Республики Беларусь регионами Российской Федерации (поставщики энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий, сельскохозяйственной продукции и т.д.).

     Стратегическим  интересам Республики Беларусь отвечает долгосрочное сотрудничество с Украиной, которая располагает богатыми природными ресурсами и многоотраслевым промышленным потенциалом. Через ее территорию имеется выход к морским портам, что предопределяет важность установления взаимовыгодных отношений. Интересы Украины в экономическом взаимодействии с Беларусью могут быть связаны с приобретением продукции машиностроительной, нефтехимической и текстильной промышленности. Дальнейшее сотрудничество с Украиной будет осуществляться в соответствии с Договором об экономическом сотрудничестве на 1999–2008 гг. и Программой долгосрочного экономического сотрудничества, в которой предусмотрены и определены приоритетные направления развития взаимовыгодного сотрудничества во всех областях экономики, транспорта и сельского хозяйства.

     Сбалансированности и расширению взаимовыгодных экономических отношений будет способствовать развитие интеграционных связей в рамках Евразийского экономического сообщества. Предполагается создание унифицированной системы мер тарифного и нетарифного регулирования; выработка единых принципов осуществления валютного контроля и порядка регулирования торговли услугами, разработка предложений по механизму гармонизации торговых режимов государств-участников сообщества в отношениях с третьими странами.

     Для реализации принципа многовекторности во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь следует расширять торгово-экономические связи со странами дальнего зарубежья, региональными объединениями, союзами и международными организациями. Сотрудничество предусматривается осуществлять на основе соблюдения приоритета общенациональной экономической выгоды. Развитие интеграционных связей со странами вне СНГ в период до 2005 г. будет направлено на:

     - создание условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и освоения новых рынков сбыта;

     - продолжение процесса присоединения к Всемирной торговой организации;

     - активизацию сотрудничества с международными финансово-кредитными организациями с целью привлечения кредитов, займов, технической помощи для решения актуальных проблем развития экономики;

     - эффективное включение белорусской экономики в международные экономические структуры, углубление сотрудничества с Европейским Союзом, развитие межрегиональных хозяйственных связей, участие в многостороннем политическом диалоге в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных и региональных организаций;

     - привлечение прямых иностранных инвестиций, обеспечение участия в международных проектах в области транспорта, связи, энергетики;

     - приоритетное развитие форм международного сотрудничества, определяющих технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, торговля инжиниринговыми услугами, совместные НИОКР, лизинг оборудования);

     - реализацию международных проектов в области конверсии предприятий военно-промышленного комплекса;

     - расширение участия международного сообщества в решении долгосрочных социально-экономических, научно-технических и медицинских проблем, связанных с минимизацией последствий чернобыльской катастрофы на территории Беларуси.

     Предусматривается развитие внешнеторгового сотрудничества с соседними государствами – странами Балтии, Польшей, государствами Центральной и Восточной Европы, что обусловлено географической близостью и делает их рынки привлекательными для белорусских товаропроизводителей. Кроме того, страны Балтийского региона обеспечивают для Беларуси выход к морю, возможность транзита белорусских товаров и наращивания товарооборота.

     Перспективным является также расширение внешнеэкономических  связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Многие азиатские страны заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, электроники, научно-технических разработок.

     Развитию  внешнеэкономических связей и созданию условий для продвижения белорусских товаров на рынки стран дальнего зарубежья послужит реализация мер по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию, активное участие страны в работе международных экономических и финансовых организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития. Сотрудничество с такими экспертными международными организациями, как Европейская экономическая комиссия ООН, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный торговый центр ВТО/ЮНКТАД обеспечит накопление опыта в области внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Беларуси на мировых рынках. 
Основным фактором дальнейшего наращивания экспорта станет совершенствование механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Государственная политика в области тарифного и нетарифного регулирования должна обеспечить оптимизацию экспорта наиболее важных сырьевых товаров, усилить поддержку развития импортозамещающих производств, повысить эффективность внешнеторговых операций и обеспечить защиту внутреннего рынка.

Информация о работе Экономико-географическое и геополитическое положение Беларуси в современном мире