Государственное регулирование экономики Австралии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:42, реферат

Описание

Экономика Австралии – развитая рыночная система западного образца. Уровень ВВП на душу населения близок к основным западноевропейским странам. Страна была признана третьей из 170 по индексу развития человеческого потенциала и шестой по качеству жизни по методике журнала «Экономист» (2005). Рост экономики продолжается, несмотря на мировой экономический кризис.

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики Австралии.docx

— 30.55 Кб (Скачать документ)

    Экономика Австралии – развитая рыночная система западного образца. Уровень ВВП на душу населения близок к основным западноевропейским странам. Страна была признана третьей из 170 по индексу развития человеческого потенциала и шестой по качеству жизни по методике журнала «Экономист» (2005). Рост экономики продолжается, несмотря на мировой экономический кризис. Одной из основных причин успеха являются экономические реформы – приватизация (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление)), дерегуляция (отмена мер, сдерживающих свободную конкуренцию на финансовых рынках) и реформа налоговой системы, проводимые правительством Ховарда.

    В Австралии не было рецессии с начала 1990-х годов. В апреле 2005 безработица  снизилась до 5,1 %, достигнув самого низкого уровня за период с 1970-х годов. Сейчас безработица составляет 4,3 %. Сектор услуг, включающий туризм, образование  и банки, составляет 69 % ВВП. Сельское хозяйство и добыча природных  ресурсов – 3 % и 5 % ВВП, но при этом составляют заметную долю экспорта.

    Преимущества  экономики Австралии: широкая производственная база. Сильная промышленность, особенно химическая и нефтехимическая, электротехника, текстильная промышленность, деревообработка. Квалифицированная рабочая сила. Туризм как важный источник валюты.

    Слабые  стороны: почти нет природных ресурсов. Зависимость от импортируемого сырья, в первую очередь нефти и газа. Задержка в переходе к усилению конкуренции и дерегулированию.

       Инфляция

    Одним из важнейших факторов девятилетнего  роста было решение правительства  добиться профицита бюджета и его приверженность цели удержания инфляции в установленных рамках. Инфляция оказывает воздействие на всю экономику в целом, но больше всего заботит правительство ее обратное воздействие на внешний баланс, экономический рост и уровень занятости. Последние три составляют главную часть макроэкономических целей правительства, поскольку эти три показателя непосредственно влияют на уровень жизни населения страны. Соответственно, снижение и поддержание относительно низкого уровня инфляции является важнейшим приоритетом австралийского правительства. Одновременно, поскольку уровень инфляции является фактором, воздействующим на международную конкурентоспособность страны, австралийское правительство стремится обеспечить стабильность цен на уровне, сопоставимом с тем, что есть у ведущих торговых партнеров Австралии.  Безусловно, любые попытки удержать общий уровень цен на постоянном уровне обречены на неудачу. Таким образом, цель ценовой стабильности реализуется путем ограничения движения цен на "приемлемом уровне инфляции" вместо того, чтобы добиваться нулевой инфляции. Устанавливая цели ценовой стабильности и ее уровни, правительство исходит из текущей экономической ситуации и складывающихся в экономике ожиданий. Для того чтобы обеспечить нормальное движение экономического цикла, уровень ценовой стабильности определяется как средний для определенного периода цикла. Соответственно, уровень инфляции может меняться относительно заданного уровня. Начиная с 1993 года, целевой уровень ценовой стабильности в Австралии устанавливается между 2 и 3 процентами. Функционирование австралийской экономики после восточноазиатского валютного и банковского кризиса 1997 года превзошло большинство ожиданий. Однако неизбежные негативные эффекты экспортного спроса в ослабленном региональном и глобальном экономическом окружении, ухудшение торгового баланса Австралии из-за падения мировых цен на товары и значительного роста импорта в связи с устойчивым внутренним спросом привели к расширению дефицита по текущим счетам, который вырос до 5,5% от ВВП за 1998–1999 финансовый год в целом и 6% за первую половину 1999 года. В девяностые годы австралийский экспорт товаров и услуг значительно вырос, и, соответственно, выросла в номинальном и реальном выражении доля внутреннего производства, направляемого на экспорт. Экспорт промышленных товаров и услуг рос быстрее, чем экспорт сельхозпродукции и сырьевых товаров. Эти изменения отражают долгосрочную тенденцию усложнения экспортной структуры Австралии. Одновременно изменилось географическое распределение экспорта - если прежде он главным образом шел в европейские страны, то в 1997–1998 финансовом году три четверти австралийского экспорта направлялось партнерам по форуму Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC). После тридцати лет относительной стабильности экспортная доля внутреннего производства Австралии в девяностые годы выросла. С конца пятидесятых годов до середины восьмидесятых этот показатель находился на уровне 15%, в 1997–1998 году он достиг 21%.

       Безработица

    В 1997–1998 финансовом году темп инфляции в Австралии был равен нулю, тогда как в 2002 году он составлял 2,8%. Однако безработица держалась  на относительно высоком уровне: 8,3% в 1997–1998 году, а в 2002 году – 6,3%, то есть чуть меньше, чем в 1996–1997 годах (8,7%). Для сравнения отметим, что в 1998 году уровень безработицы в странах Организации экономического сотрудничества и развития в среднем достигал 7%, а в США 4,5%. В Австралии существует система принудительного арбитража, где специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке.

       Государственное регулирование экономики

    Государственное регулирование экономики в Австралии, где не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями, менее развито, чем в Европе. Однако, государственное регулирование экономики здесь играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

    Австралия всегда зависела от заморских рынков, куда сбывалась продукция ее ранчо, ферм, рудников и – с недавних пор – предприятий обрабатывающей промышленности. В 2002 году стоимость экспорта составила почти 66,3 млрд. австрал. долл., в том числе готовые изделия – 61,4%, минеральное сырье – 22,7% и сельскохозяйственные продукты – 13,6%. В том же году 75% экспорта Австралии направлялось в страны азиатско-тихокеанского бассейна. Главным покупателем австралийских товаров была Япония (19% стоимости экспорта), затем следовали Южная Корея (9%), Новая Зеландия (8%), США (7%), Тайвань (4,6%), Китай (4,5%), Сингапур (4,3%), Индонезия (4,2%) и Сянган (Гонконг) (3,9%), а на долю Великобритании приходилось всего 3%.

    Торговый  баланс Австралии в 1995–1996 году в целом характеризовался незначительным дефицитом: экспорт – 78,885 млрд. австрал. долл., импорт – 78,997 млрд. австрал. долл. Главными предметами импорта были компьютеры, самолеты, автомашины, химические продукты (включая нефть), телекоммуникационное оборудование, лекарства, одежда, обувь и бумага. Торговый баланс Австралии с разными странами складывался по-разному. Например, имелось активное сальдо баланса с Японией (экспорт 15,3 млрд. австрал. долл., а импорт – 10,2 млрд. австрал. долл.), и большой дефицит с США (экспорт 5,5 млрд. австрал. долл., а импорт – 17,6 млрд. австрал. долл.). Кроме того, отмечены активное сальдо баланса с Южной Кореей, Новой Зеландией, Сянганом (Гонконгом), Индонезией, Ираном и Южной Африкой и значительные дефициты в торговле с Великобританией, Германией и Италией.

    Экономические связи Австралии и США привлекают особое внимание. Австралия считается  активным союзником США, но по линии  внешней торговли баланс складывается не в пользу Австралии – точно так же, как в торговле между США и Японией в выигрыше остается последняя (которая в свою очередь уступает Австралии). Австралия и США являются конкурентами в сфере экспорта некоторых товаров, например зерна. Государственные субсидии, предоставляемые американским фермерам, которые производят экспортную продукцию, рассматриваются в Австралии как проявление нечестной конкуренции.

    Несмотря  на относительно сбалансированные показатели внешней торговли, у Австралии  имеется проблема хронического дефицита ее общего международного финансового  баланса. Это можно объяснить  за счет последовательных дефицитов, образующихся за счет неторговых факторов – таких, как выплата процентов по иностранным  займам, выплата дивидендов иностранным  инвесторам, расходы по страхованию  и за фрахт судов. В 1996–1997 финансовом году «дефицит текущего платежного баланса» Австралии достигал 17,5 млрд. австрал. долл., или 3,4% ВВП, что намного меньше уровня 1994–1995 года, когда он составлял 27,5 млрд. австрал. долл., или 6% ВВП.

    В 1996–1997 финансовом году весь внешний  долг Австралии оценивался в 288 млрд. австрал. долл. Принимая во внимание стоимость  австралийских инвестиций за рубежом (кроме акций), чистый внешний долг Австралии равнялся 204 млрд. австрал. долл. Общее международное инвестиционное положение страны можно установить путем сложения этого внешнего долга  с чистыми инвестициями в виде акций. В 1996–1997 году валовые обязательства Австралии по иностранным акциям составляли 217 млрд. австрал. долл., а чистое обязательство по иностранным акциям – 105 млрд. австрал. долл. В целом международное инвестиционное положение Австралии, с учетом долга и акций, характеризовалось дефицитом в 309 млрд. австрал. долл.

    Экономика Австралии всегда сильно зависела от иностранных капиталовложений. При  постоянной рыночной ориентации правительства, здоровой экономике и крупномасштабных проектах развития не прекращался приток иностранных капиталов. В 1996–1997 финансовом году общий объем иностранных  капиталовложений составил 217 млрд. австрал. долл., а объем австралийских капиталовложений за рубежом – 173 млрд. австрал. долл. В целом около 29% акций австралийских  компаний принадлежало иностранцам, а  в частных торговых компаниях  этот показатель достигал 44%. Особенно велико участие иностранного капитала в горнодобывающей промышленности.

    На  протяжении 20 века Австралия пыталась защитить свою промышленность путем введения пошлин на импортные товары, одновременно пытаясь наладить свободный экспорт товаров. С начала 1970-х годов таможенные пошлины резко сократились, что существенно повлияло на производство и занятость в ряде отраслей хозяйства, например, в обрабатывающей промышленности – в производстве автомобилей, одежды и обуви. В результате такой политики экономика Австралии стала более конкурентоспособной, и в экспорте значительно возросла доля готовых изделий. Благодаря более устойчивой структуре экономики Австралия к концу 1998 года смогла без особых потерь преодолеть сильные потрясения, разразившиеся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Австралия упрочила свои позиции в так называемой Кэрнской группе торговых партнеров и в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве, отстаивая принцип свободной торговли. В конце 1990-х годов правительство Австралии, озабоченное высоким уровнем безработицы и нежеланием других партнеров по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству продолжать политику снижения таможенных пошлин, само ввело мораторий на дальнейшее сокращение пошлин до 2004 года.

    В настоящее время около 50% условно-чистой продукции, произведенной в Австралии, контролируется иностранными компаниями. Этот уровень меняется от одной отрасли  к другой. Например, около 100% условно-чистой продукции контролируется иностранными компаниями в таких секторах экономики, как добыча бокситов, производство автомобилей, около 90% –в производстве фотографического и оптического оборудования, мороженого, косметики и туалетных препаратов, около 80% – в нефтепереработке, около 70% – в добыче нефти и газа.

    Эксперты  увязывают возросшую стабильность экономической системы Австралии  в период после 1945 года с тем, что  в ее экономике все больше снижается  важность таких "ненадежных" в  современном понимании отраслей, как сельское хозяйство и горнодобывающая  промышленность. В отличие от обычных  представлений Австралии удалось  добиться большого прогресса в развитии постиндустриальной экономики, базирующейся на услугах. Последние годы наиболее быстро растущими секторами были торговля недвижимостью и предоставление бизнес-услуг, и, как ожидается, именно эти сектора станут крупнейшими в ближайшие несколько лет. Экономический рост девяностых годов характеризовался высокой производительностью труда, размещением капитала в сферах наибольшей доходности и быстрой инновацией. Несколько важных решений экономической политики, таких как дерегуляция рынка, политика конкуренции и децентрализация рынка труда, стали основой этого процесса.

       Экономический рост и экономические  циклы

    В начале 1990-х годов экономика Австралии  переживала спад. В начале 1999 года австралийская  экономика вступила в период подъема  с низкими темпами инфляции.  Так же, как в других развитых промышленных странах, в Австралии  все большее значение приобретают  финансовая деятельность и сфера  услуг.

    Изменения последних 20 лет отражаются в перечне  крупных компаний, которые в настоящее  время доминируют в экономике  страны. В 1980 году восемь из десяти ведущих  монополий Австралии были связаны  с добычей полезных ископаемых и  использованием природных ресурсов. Две компании из этой десятки, не связанные  с добывающей промышленностью, были представлены крупными банками, которые  занимали восьмое и девятое места. В конце 1998 года только две из десяти ведущих монополий были связаны  с добычей полезных ископаемых и  использованием сырья. Остальные восемь мест принадлежали «Ньюс Корпорэйшн» – конгломерату средств массовой информации, зрелищных организаций и информационных служб (первое место), четырем банкам, компании АМП – крупному финансовому институту, не связанному с банками, полуприватизированной телекоммуникационной корпорации «Телстра» и компании недвижимости «Ленд лиз».

      Развитие  экономики. В период 1901–1914 население Австралии выросло с 3,75 млн. почти до 5 млн. чел. Развитие экономики всячески поощрялось, и правительство демонстрировало уверенность в будущем, беря кредиты на проведение общественных работ, особенно на строительство железных дорог, сеть которых за эти годы увеличилась на 8 тыс. км. Число предприятий и рабочих возросло. К 1914 в профсоюзах страны состояла большая часть населения, и в этом отношении Австралия опережала другие страны.

       Первая мировая война. Когда в 1914 году разразилась война, лейбористский премьер-министр Австралии Эндрю Фишер обещал помогать Великобритании «до последнего человека и до последнего шиллинга». На Версальской мирной конференции в Париже по окончании войны премьер-министр Хьюз представлял интересы Австралии в весьма ультимативной форме и настаивал на максимальных репарациях.

       Межвоенный период. После войны страна переживала экономический бум. Развитие получили автомобилестроение и другие новые отрасли промышленности, в том числе электроэнергетика.

    В 1927 профсоюзы объединились в Австралийский  совет профсоюзов.

    Во  время послевоенного бума усилился приток эмигрантов в страну.

Информация о работе Государственное регулирование экономики Австралии