Формирование рациональных внешнеторговых транспортно-экономических связей на примере приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель выполнения курсового проекта – систематизация студентами теоретических знаний в области географии транспорта стран мира и овладение практическими навыками разработки рациональных схем перевозок грузов в международном сообщении.
Основными задачами курсового проекта являются:
исследование и анализ экономико-географической и транспортной характеристик региона Российской Федерации и зарубежной страны;
выявление и установление рациональных международных транспортно-экономических связей по заданной корреспонденции.
Объектом исследования является экономико-географическая и транспортная характеристика одного из регионов Российской Федерации и зарубежная страна.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Исходные данные…………………………………………………………………3
Аналитическая часть. Экономико-географическая и транспортная характеристика региона Российской Федерации (зарубежной страны)………4
Экономико-географическая характеристика региона Российской
Федерации………………………………………………………………….4
Географическое положение региона Российской Федерации………5
Территориальная организация региона Российской Федерации……7
Анализ показателей, характеризующих экономическое развитие региона Российской Федерации…………..….11
Перспективы экономического развития региона Российской Федерации………………………………………………………..….…14
Транспортная характеристика региона Российской Федерации………..14
Состав транспортной системы региона Российской федерации как организованной совокупности видов транспорта…………………...14
География путей сообщения региона Российской Федерации……..15
Анализ показателей, характеризующих уровень развития .транспортной системы региона……………………………………...18
Перспективы развития видов транспорта региона Российской Федерации…………………………………………………………...….19
Экономико-географическая характеристика зарубежной страны…...….22
Географическое положение зарубежной страны…………….…….…22
Территориальная организация зарубежной страны…………………24
Анализ показателей, характеризующих экономическое развитие зарубежной страны…………………………………………………….26
Перспективы экономического развития страны……………………..30
Транспортная характеристика зарубежной страны…………..…………..31
Состав транспортной системы зарубежной страны………………….31
География путей сообщения зарубежной страны…………………….32
Анализ показателей, характеризующих уровень развития транспортной системы зарубежной страны…………………………..40
Перспективы развития видов транспорта зарубежной страны……...41
Проектная часть. Формирование рациональных схем перевозок грузов
по заданной корреспонденции……………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………....46
Литература……………………………………………………………..……………...…47

Работа состоит из  1 файл

нормальный курсач.docx

— 518.68 Кб (Скачать документ)

Увеличить грузопоток и загрузить  транспортные мощности могут следующие  проекты строительства нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн. тонн и завода по производству сжиженного газа. Развитие транспорта края и интеграция в международную  транспортную систему не может ограничиваться только экспортом сырья. Важнейшими задачами являются освоение транзита и развитие сервиса для обслуживания товародвижения. Перспективными направлениями  перевозок в развитии Приморья являются сухопутные (Транссиб, Транскорея - Транссиб; МТК "Приморье-1" и "Приморье-2", и другие) и морские (традиционные направления на Северную и Южную Америку, Японию, Китай, Южную и Северную Кореи, Вьетнам, Таиланд, Австралию, перевозки по Севморпути и другие).

Основные портовые узлы, имеющие  перспективы развития:

  • порты Восточно-Находкинского транспортного узла (ВНТУ), основной порт - Восточный, с подключением портов Находки и нового Нефтепорта "Козьмино". Основное преимущество порта Восточный - его расположение за пределами городских земель; 
  • терминалы Владивостокского транспортного узла (ВТУ). Здесь развитие предполагает техническую модернизацию, разгрузку городской транспортной системы, развитие логистических и дистрибуционных терминалов за пределами городских земель;
  • порты Хасанского транспортного узла (ХТУ) с исторически сложившейся перспективой, вызывающей интерес у всех транспортных специалистов. Это морской порт в бухте Троицы

 

2.3. Экономико-географическая характеристика Японии.

 

2.3.1. Географическое положение Японии.

По размерам территории Япония составляет 378 тыс. км2 Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырёх крупных (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку) и почти 6 тыс. мелких островов. Протяжённость береговой линии составляет почти 30 тыс.км. Берега сильно изрезанны и образуют множество заливов и бухт. Япония отделена от материка Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями. С востока и юго-востока страну омывают воды Тихого океана. Между островами Хонсю, Сикоку и Кюсю расположено Внутреннее Японское море. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны огромное значение, как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Связь Японии с другими странами мира осуществляется морским путём. Положение Японии на стыке материка Евразия и Тихого океана, находящейся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, открывает очень большие возможности для участия страны в международном разделении труда.

Япония  – горная страна (75% территории). Для  расширения жизненного пространства используется прилежащая к суше акватория: на искусственных  полуостровах и островах, созданных  путём засыпки мелководий, размещаются  жилые и промышленные зоны. Основная часть населения страны проживает на прибрежных равнинах (в основном по тихоокеанскому побережью островов). Значительное влияние на хозяйственное освоение оказывает высокая сейсмичность и вулканизм. Ежегодно в Японии отмечается около 1,5 тысяч землетрясений разной силы. На островах находятся 15 действующих вулканов, а еще несколько десятков могут пробудиться. Самая высокая вершина Японии – гора Фудзияма (3776 м.). С извержением подводных вулканов связаны моретрясения и вызываемые ими волны-цунами, наносящие большой ущерб хозяйству (в основном о.Хонсю и о.Хоккайдо). Впрочем, жизнь на островах нельзя назвать идиллической. За год здесь выпадает до 1700 мм осадков – больше, чем в дождливой Великобритании. К этому надо добавить тайфуны и тропические ливни, цунами и землетрясения, которые являются здесь нередкими гостями. И только удивительные стойкость и трудолюбие японского народа позволяют стране не только противостоять природным стихиям, но и процветать.

Климат  Японии в целом довольно благоприятен для проживания людей и ведения  хозяйства. Остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Кюсю – во влажном субтропическом, а острова Рюкю (в т.ч. Окинава) – в зоне тропического климата. Важнейшим фактором, формирующим климат, являются муссоны, летом сопровождающиеся тайфунами и ливнями, а зимой – снегопадами. Смягчающее воздействие оказывает тёплое океаническое течение Куросио. Благодаря климатическим условиям в южных субтропических и тропических областях можно собирать по два урожая в год.

В последние  годы в Японии обострилась земельная проблема (ухудшается качество земель). Расположены в основном слабоподзолистые и торфянистые почвы, а также бурые лесные и краснозёмы, подходящих для выращивания многих сельскохозяйственных культур (от картофеля на севере до сахарного тростника на юге). Обрабатываемые земли составляют 13% площади, луга и пастбища – 4%.

 

2.3.2. Территориальная организация Японии.

Япония официально делится на 47 административных единиц высшего уровня — префектуры(приложение 5). Они объединены в систему тодофукэн. По этой системе страна состоит из столичной префектуры то — Токио, губернаторства до — Хоккайдо, двух городов фу , имеющих статус префектур, — Киото и Осака — и сорока трёх префектур кэн .

Префектуры  делятся на меньшие административные единицы. Это округа Хоккайдо, особые города, определённые указами правительства, и уезды. Округа, которых насчитывается 14, существуют только в префектуре Хоккайдо. Для остальных префектур единицей деления является уезд. К особым городам, определённым указами правительства, принадлежат города, население которых превышает 500 тысяч человек. Эти города включают Кобе (1956), Киото (1956), Нагоя (1956), Осака (1956), Иокогама (1956), Китакюсю (1963), Фукуока (1972), Кавасаки (1972), Саппоро (1972), Хиросима (1980), Сэндай (1989), Тиба (1992), Сайтама (2003), Сидзуока (2005) и Сакаи (2006). Города Ниигата и Хамамацу будут включены в список особых в 2007 г. Столица Токио к числу подобных городов не принадлежит, так как является городским конгломератом, а не городом. Кроме префектур и уездов, в стране существуют административные единицы муниципального уровня, которые пользуются широкой автономией. Это центральные города префектур, особые города, собственно города, 23 специальных районов Токио, а также посёлки и сёла.

 

Префектуры  часто для удобства группируют в регионы или районы тихо. Эти регионы сложились исторически, они не имеют административного аппарата и не являются административными единицами. Ниже представлен список префектур в порядке ISO 3166-2:JP, сгруппированных по регионам.

Таблица 5.

Список префектур(приложение 5)

Хоккайдо

тохоку

Канто

Тюбу

Кансай

тюгоку

сикоку

Кюсю и окинава

1.хоккайдо

2. Аомори 

8. Ибараки 

15. Ниигата 

24. Миэ 

31. Тоттори 

36. Токусима 

40. Фукуока 

 

 
3. Иватэ 

9. Тотиги

 
16. Тояма 

 
25. Сига 

 
32. Симанэ 

 
37. Кагава 

41. Сага 

 

 
4. Мияги 

 
10. Гумма 

 
17. Исикава 

 
26. Киото 

 
33. Окаяма 

 
38. Эхимэ 

 
42. Нагасаки 

 

 
5. Акита 

11. Сайтама

 
18. Фукуи 

 
27. Осака 

34. Хиросима 

 
39. Коти

 
43. Кумамото 

 

 
6. Ямагата 

 
12. Тиба 

 
19. Яманаси 
 

 
28. Хёго 

 
35. Ямагути

 

 
44. Оита 

 

 
7. Фукусима

13. Токио

 
20. Нагано 

29. Нара 

   

 
45. Миядзаки 

   

 
14. Канагава

 
21. Гифу 

 
30. Вакаяма

   

 
46. Кагосима 

     

22. Сидзуока

     

 
47. Окинава

     

23. Айти

       

 

2.3.3. Анализ показателей,  характеризующих экономическое развитие Японии.

 

Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых. Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье.

Обрабатывающая  промышленность. Япония – крупнейший в мире производитель морских судов (52% мирового объема), телевизоров (более 60%), пианино, автомобилей (ок. 30%), алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов. Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров.

Характерна  высокая степень территориальной  концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей. Общенациональное промышленное значение приобрел город Китакюсю на севере о.Кюсю. Наиболее отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю и южный Кюсю, где развиты черная и цветная металлургия, коксохимия, нефтепереработка, машиностроение, электронное приборостроение, военная, стекольно-керамическая, цементная, пищевая, текстильная, полиграфическая промышленность.

Сельское  и лесное хозяйство. Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Средний размер хозяйства составляет менее 1,1 га. Значение агропроизводства как потенциального места работы резко снизилось после Второй мировой войны. Доля занятых в сельском хозяйстве уменьшилась с 40% в 1952 до 5% в 1999, причем более половины их составляют женщины и пенсионеры. Молодежь покидает деревни либо, проживая в них, трудится в близлежащих городах. Около 50% дохода деревенских семей дают несельскохозяйственные источники.

Под продовольственные  культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей. Культура риса распространена по всей Японии, однако его посевы ограничены на Хоккайдо, где климат недостаточно теплый. Садоводство  продолжает укреплять свои и без  того традиционно прочные позиции. Важнейшие из собираемых фруктов  – цитрусовые – тяготеют к субтропическим районам, расположенным южнее Токио. Яблони, относящиеся к числу основных плодовых культур, выращивают преимущественно  в возвышенных районах, а также  на севере Хонсю и на Хоккайдо. Тутовник, используемый для разведения шелковичного червя, и чай также приурочены к субтропическим районам. Овощи выращивают в окрестностях крупных городов.

Животноводство  не преодолело в полной мере своего отставания, хотя мясная и молочная продукция занимает все более  важное место в пищевом рационе  населения. В 1999 в Японии насчитывалось  около 2,9 млн. голов крупного рогатого скота и 9,9 млн. голов свиней, а также 300 млн. кур бройлерных и яйценосных пород. Надои молока поднялись с 1,9 млн. т в 1960 до 8,4 млн. в 1999. Молочный скот разводится в основном на Хоккайдо, а мясной – на Хонсю. Производство животноводческих товаров отстает от спроса, который приходится удовлетворять преимущественно за счет растущего импорта.

Многие крестьянские семьи заняты в лесном хозяйстве, тем более что площадь сельскохозяйственных земель впятеро меньше площади сохранившихся  в Японии обширных лесов. Примерно треть  из них принадлежит государству. За энергичным сведением естественной древесной растительности во время Второй мировой войны последовали крупные лесовосстановительные работы. Тем не менее страна вынуждена импортировать около 50% потребляемой древесины (прежде всего из Канады и России).

Э нергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн

на 1997 год). Сокращается в потреблении  доля угля, растёт в потреблении  доля природного газа (импортируется  в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики  и атомной энергии. Япония располагает  мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей  приходится на ТЭС (наиболее крупные  по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов  сооружается АЭС. В настоящее  время работает свыше 20 АЭС на импортном  сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены  самые мощные АЭС в мире (в том  числе Фукусима – 10 энергоблоков).

Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение. По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

Информация о работе Формирование рациональных внешнеторговых транспортно-экономических связей на примере приморского края