Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:28, доклад

Описание

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Работа состоит из  1 файл

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.docx

— 28.96 Кб (Скачать документ)

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Включает 278 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию.

В декабре 2011 был подписан договор с Хорватией  о вступлении в ЕС. В 2013 после ратификации  договора Хорватия станет членом Европейского Союза.

Основные  провозглашенные цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение  свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

Численность населения стран, входящих в ЕС на 1 января 2003 составила 378, 5 млн. человек, общая площадь – 3236, 2 тыс. кв. км.

Официальными  языками ЕС являются государственные  языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет  собственную официальную символику  – флаг и гимн. Флаг утвержден  в 1986 и представляет собой синее  полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены  по кругу 12 золотых звезд. Впервые  этот флаг был поднят перед зданием  Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС –Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии(которая также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).

Хотя  ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение  полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных  городах.

12 государств-членов  ЕС (кроме Великобритании, Дании  и Швеции), входящие в Экономический  и валютный союз (ЭВС), помимо общих  органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро.

История становления  Европейского Союза.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны  привели к возрождению идей пацифизма  и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся  в результате войны экономические  позиции. Для стран, потерпевших  поражение в войне (прежде всего  Германии, разделенной на несколько  оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных  политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию  Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к  европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого  пути стремились к построению наднациональной  Европейской федерации или Соединенных  Штатов Европы, т.е. к интеграции всего  комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного  согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников  этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято  считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными  целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров  часть западноевропейских стран  посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической  интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической  сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько  этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в  себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

При анализе  политики Европейского Союза можно  выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая  опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);

– «вторая  опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в  которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская  политика безопасности и обороны (ЕПБО);

– «третья  опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и  правосудия.

Экономический и валютный союз.

До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую  политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям  и т.д.) или микроэкономического  регулирования (регулирование отдельных  аспектов деятельности предприятий, например – в области охраны труда). В 1990-х  по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического  регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие  критерии конвергенции, необходимые  для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:

– инфляции, темпы которой не должны превышать  более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более  чем на 2 процентных пункта соответствующий  средний показатель для трех стран  с наименьшим ростом цен;

– дефицит  госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

– государственный  долг не должен быть более 60% ВВП;

– в течение  двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные  Европейской валютной системой.

Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию  правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.

Формирование  ЭВС происходило в три этапа  и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.

Внутри ЭВС  экономический и валютный элементы интеграции органически связаны  и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое  пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать  при существенно различающихся  национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной  задолженности и т.п.

Общая внешняя политика и политика безопасности.

Относится к сфере межгосударственного  сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально  в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все области внешней политики и политики безопасности...».

Первые  внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским договором 1957. Они  носили декларативный характер и  сводились к двум положениям: заявлению  о солидарности с бывшими колониальными  странами и желание обеспечения  их процветания в соответствии с  принципами Устава ООН; призыву к  другим европейским народам к  участию в европейской интеграции.

В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь  приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел  государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией  и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в  договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении  полномочий между национальными  правительствами и руководящими органами Сообщества.

Компромиссное решение было найдено лишь в конце 1980-х. Принятый в 1987 Единый европейский  акт включил раздел Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики, означавшим включение внешнеполитической сферы в договорное право Сообщества. ЕЕА обязал председательствующее в Совете ЕС государство и Комиссию учитывать при выработке внешней политики Европейских Сообществ решения, выработанные в рамках ЕПС. Механизм ЕПС на этом этапе был усилен. Его полноправным участником стала Комиссия ЕС, а количество ежегодных встреч министров иностранных дел было увеличено с двух до четырех.

Тема  военно-политического сотрудничества получила продолжение в форме  Общей внешней политики и общей  политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском договоре 1992. Она  включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил  обороны» (ст. В.).

Среди основных целей ОВПБ были названы:

– защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности  Союза в соответствии с принципами Устава ООН;

– всемерное укрепление безопасности Союза;

– сохранение мира и укрепление международной  безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, равно как и принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии (Совета Европы);

Информация о работе Европейский союз