Древние родоплеменные верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание

Наряду с достаточно развитыми мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет значительное число последователей, в некоторых районах земного шара еще сохранились довольно примитивные родоплеменные культы. Этих культов даже сейчас тысячи, причем каждый из них по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому остановимся не на самих культах, а на формах религиозных верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.

Работа состоит из  1 файл

Древние родоплеменные верования.docx

— 42.71 Кб (Скачать документ)

Тотемизм (от Алгонкинскую «тотем» - его род) - вера в сверхъестественную родство человеческих коллективов с определенными видами животных, растений или явлений. В Австралии в начале XIX в. европейцев очень удивляло, когда на вопрос «кто ты такой?» абориген отвечал: «Я - кенгуру» или «Я - личинка насекомого». Этими ответами австралийцы подчеркивали свою кровную связь с тотемами. 
Сначала тотемом поклонялись только как животному, причем той, которая была объектом охоты. Впоследствии из-за увеличения количества человеческих коллективов, семейные отношения распространились на других животных, а в отдельных народов - на растения и факторы природы.

В австралийцев, например, тотемами были собака динго, крокодил, кенгуру, водяная лилия, сливовое дерево, большой  камень, горячий ветер, солнце, дождь.

Следует отметить два основных чертах тотемизма: 
главными объектами поклонения были тотемные духи. Им приносились жертвы, для них танцевали, пели, чествовали их изображения. Особым способом поклонения были обряды уподобления тотемом - стремление извне быть похожими на тотем хотя бы одной какой-то чертой; убивать и съедать тотем можно только при условии соблюдения определенных религиозных процедур - ритуалов и обрядов. Тотемам поклонялись, но их же убивали и съедали. При этом важным было одно: убить и съесть «по правилам», чтобы не повредить тотемному духу. Канадские индейцы шевенезы еще в начале ХХ ст. выполняли такой ритуал над телом убитого родственника-оленя: ставили перед его мордой посуду с пищей, танцевали охотничий танец, просили прощения и желали счастья духовые оленя в стране мертвых.

Тотемистические элементы вошли  в состав всех современных религий. Особенно ощутимым является влияние  тотемизма в индуизме, где много  животных почитаются как священные. Почетное место среди них занимает корова. Остатки тотемизма находим  и в христианстве. Святой Дух изображается в виде голубя, Иисуса Христа называют Агнцем Божиим. Исследователи усматривают  связь ритуального поедания тотема с таинством причастия.

Как можно видеть из приведенного, фетишистские, тотемистических и  анимистические представления человека были в прошлом и теперь являются формами чувственно-сверхчувственном типа верований. Они характеризуются  общими чертами сверхъестественного. Последний тут еще «отягощено» грубой телесностью: душа, фетиш, тотем - это обычная чувственность, на которую можно воздействовать предметным образом. Но одновременно это и таинственная надчувственность, которая предоставляет природные чрезвычайные, сверхъестественные качества. В этом синкретическом чувственно-сверхчувственном феномене предстает сам акт зарождения религиозного образа как символа, которому в дальнейшем суждено испытать еще много коллизий и превращений, прежде чем сформироваться в представления о едином Боге-Творце и промыслителя. Но сначала сфера влияния сверхъестественного ограничивалась непосредственной предметностью связей "человек - окружающая среда"; сверхъестественное именно благодаря его чувственно-сверхчувствительной сущности представлялось таким, которое не стоит над естественным, а взаимодействует с ним, выполняя творительный, распорядительную функцию. Логическим следствием таких представлений было чествование сверхъестественного, а не поклонение ему.

Магия (от греч. Колдовство, волшебство) - совокупность представлений  и обусловленных ими действий, согласно которым все предметы и  явления находятся в какой  сверхъестественной взаимозависимости, используя которую, можно воздействовать на них в нужном направлении.

Магия является наиболее сложной  формой родоплеменных религий, в  тех или иных разновидностях она  распространена и в современном  обществе.

Магия — это древнейшая часть религии. На основе магии были освоены такие науки, как алхимия, посредством которой были изобретены лекарственные препараты, всевозможные мази и растирки, различные смеси и порошки для лечения больных, медицина и астрология, изучение мира внешнего и потустороннего.

Элементы магии содержатся в  религиозных традициях большинства  народов мира.

За время существования магии  возникло очень много определений  магии. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Одно из самых  распространенных определений магии  дал ей Алистер Кроули - "Магия это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей используя методы не признаваемые современной наукой". Хотя лично мы считаем это определение не совсем верным. Магия - это своеобразная философия. В магии используются совершенно нормальные физические законы.

Некоторое время из магии  делали некий культ таинственного  и непонятного, недоступного многим. Это породило множество сказок и  ложных течений. Смешно сказать некоторые  люди считают, что достаточно щелкнуть пальцами и получить то, что хотелось. Это ошибочное определение. Магия - это чародейство, волшебство, колдовство, основанное на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических  усилий, совершения ритуалов...

В конечном счете, это может  внести серьезные изменения в  реальный мир. Например, вы совершаете магический ритуал, чтобы раздобыть  денег. Ваша Воля заключается в том, чтобы разбогатеть. Вы выходите на прогулку, и хотя обычно вы идете налево, что-то заставило вас повернуть направо, где вы встречаете старого друга, который возвращает вам долг. Подобных примеров можно привести много.

В настоящее время принято  мнение, что то чем называется магия, по ряду причин неизвестна современному большинству людей. Они уверены, что магия это сверхъестественное колдовство, доступное только людям  с паранормальными способностями, или же что это полнейшая выдумка.

Раньше люди считали восход и закат солнца сверхъестественным явлением, за семью печатями хранились  чтение, математика, химия, физика. Магия  прошлого - наука настоящего, магия  настояшего - наука будущего. К этому следует добавить несколько слов об энергии (или Силе). Энергия нужна для совершения магического действа ее можно получить путем Безупречного образа жизни (К.Кастанеда том 3), ежедневного совершения каббалистических ритуалов, применяя техники психической самозащиты и т.д. «Магия - это особый вид энергии. Вы можете расколоть скалу молотом, но для этого необходимо много раз поднимать и с силой опускать молот, то есть, выделять и тратить энергию. Именно эта энергия разрушает скалу, а вовсе не молот. Заметьте, от вашей руки исходит энергия. Магия - это нечто подобное такой энергии, но исходит она от вашего разума». Как и электроэнергию, магическую энергию нельзя увидеть и пощупать, но присутствие высокой концентрации магии можно почувствовать. 

 

Классифицировать магию  можно, руководствуясь различными критериями: по сферам жизнедеятельности - промышленная, медицинская, любовная т.п.; по целям - положительная («белая») или отрицательная («черная»), по характеру - агрессивная или защитная; по технологии проведения магических действий - магия прямого действия и симпатическая (опосредованная от греч. симпатия - сходство, созвучие, связанность), которая, в свою очередь, подразделяется на: гомеопатическую магию, которая основана на принципе «подобного» («подобное порождает подобное»), согласно которому имитируя или моделируя какое-то действие или явление, можно достичь желаемого результата в действительности; и контактную, действующего по принципу контакта (предметы, которые были в контакте, продолжают влиять друг на друга и после его прекращения), согласно которому для того, чтобы повлиять в том или ином направлении на объект, нужно подвергнуть воздействию предмет, с которым объект находился в контакте, и наоборот, особым образом «обработанный» предмет может влиять на объект при поступлении с ним во взаимодействие.

Виды магии

Симпатическая магия — это существование магической связи между объектами, сходными по виду, либо побывавшими в непосредственном контакте (энвольтование).

Мантика — практики, позволяющие предвидеть будущее, как в форме непосредственных видений, так и в форме каких-либо знаков (геомантия, таро).

Ритуальная магия — это магические обряды и инструменты, с помощью которых маг устанавливает контакт со сверхприродными сущностями, некоторых подчиняя себе, других прося о помощи.

Заговорная магия — это ритуалы созданные силой слова, передающиеся по наследству.

Магия Вуду — это изначально африканская магия, основанная на контактах с духами. Маг (жрец Вуду) отдает духу жертву взамен исполнения желаемого.

Чёрная Магия — магия работающая с темными силами, является очень сильной.

Белая Магия — магия работающая с помощью светлых сил.

Магия Стихий имеет четыре направления. Это вода, огонь, воздух и земля. Работа ведется с помощью энергии данных стихий, на востоке имеет направление — вода, дерево, земля, огонь, металл.

Руническая Магия — использование рунических символов и заклинаний.

Некромантия — общение с мертвыми, работа с мертвой энергетикой, изучение посмертных состояний и миров Смерти.

Вика — магия, основанная на поклонению мужскому и женскому началу, тесно связанна с природой.

Демонология — изучение демонов и различных сущностей, всех обитателей невидимого мира, их иерахию, способы контакта и подчинения, возможности использования.

В наше время принято считать, что  есть Белая магия — для добрых дел, Черная магия — только для злых, черных дел, и, как альтернатива — Серая магия. На самом же деле, если человек не способен вредить, если у него добрая душа, то в таких руках магия будет служить только добру. И напротив, если в человеке от рождения заложены ненависть, зло, если у человека черная душа, в руках такого человека магия будет служить только злу, это и есть Черная магия.

Магия не бывает злой или доброй, магия  — это энергетический инструмент, который действует в зависимости  от того, в чьих руках он находится. Но зло, которое мы причиняем другим, обязательно возвращается бумерангом нам самим, поэтому прежде, чем  делать зло другим, нужно подумать о последствиях. 

Подводя итог можно сделать вывод что, первобытные верования – порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся обществ, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувствительного разума и знаний древнего человека о себе и окружающем мире. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный характер. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, входя как элементы в ту или иную религию, никогда и нигде каждый в отдельности не составляли целой религии, однако они характеризуют верования и обряды древних людей. Это не означает, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях.

Следует подчеркнуть, что все формы  родоплеменных верований, не существуют изолированно друг от друга, а тесно  переплетаются. Верования каждого  конкретного племени, сохранившего традиционную религию, представляют собой  сложный комплекс различных религиозных  форм. У одного и того же племени  могут одновременно бытовать анимистические и магические верования, культ предков  и т. д. Такие комплексы обычно и называют родоплеменными культами.

И все же у племен в разных регионах мира можно наблюдать большую или меньшую приверженность тем или иным формам родоплеменных культов. Так, для аборигенов Австралии особо характерны тотемизм и магия, для африканских племен - культ предков и нагуализм; среди же индейцев Северной Америки культ предков распространен мало (только у так называемых индейцев пуэбло), зато у них широко бытуют различные анимистические верования и тотемизм и т. д.

 

Общая численность приверженцев племенных верований во всём мире составила в 2000г. — 103 млн. человек (менее 2% всего населения). Подавляющее большинство из них живёт в Африке и Азии — соответственно 70 млн. (9% населения) и 30 млн. (около 1% населения). В Америке сторонники традиционных верований насчитывают несколько более 1 млн. человек, в Австралии и Океании — 108 тыс. человек. 

В Африке значительные группы приверженцев племенных верований  имеются в Нигерии (8,6 млн., или 10% населения страны), Мозамбике (6,3 млн., или 40%), ЮАР (6,2 млн., или 18%), на Мадагаскаре (5,3 млн., или 45%), в Кот-д'Ивуаре(3,8 млн., или 30%), Танзании (3,6 млн., или 13%), Зимбабве (3,2 млн., или 33%), Гане (3 млн., или 20%), Буркина Фасо(3 млн., или 33%), Эфиопии (2,7 млн., или 6%), Бенине (2,6 млн., или 55%), Кении (2,5 млн., или 10%), Судане (2,5 млн., или 10%), Сьерра-Леоне (2 млн., или 48%), Замбии (1,9 млн., или 23%), Анголе (1,4 млн., или 14%), Камеруне (1,3 млн., или 12%), Либерии (1,3 млн., или 49%), Того (1,2 млн., или 36%), Уганде (1,1 млн., или 6%), Чаде (1,1 млн., или 19%),Мали (1 млн., или 11%), Демократической Республике Конго (около 1 млн., или 3%), Гвинее (0,9 млн., или 12%), Руанде(0,7 млн., или 10%), Нигере (0,6 млн., или 9%), Ботсване (0,5 млн., или 37%), Гвинее-Бисау (0,5 млн., или 48%), Бурунди(0,4 млн., или 7%), Центральноафриканской Республике (0,4 млн., или 12%), Малави (0,4 млн., или 4%), Сенегале (0,3 млн., или 4%), Республике Конго (0,2 млн., или 10%), Свазиленде (0,1 млн., или 18%), Лесото (0,1 млн., или 6%). 

В Азии — в Китае и Индии — абсолютная численность приверженцев традиционных верований велика, однако доля их в общем населении невысока (соответственно 27 млн., или 2,4%, и 12 млн., или 1,5%). В Китае это представители некоторых национальных меньшинств, в Индии — часть верующих среди так называемых зарегистрированных племён. Заметные группы образуют сторонники племенных верований также во Вьетнаме (2 млн., или 3% населения), Индонезии(1,8 млн., или 1%), Лаосе (1,3 млн., или 33%), Мьянме (0,5 млн., или 1,1%), на Филиппинах (0,4 млн., или 0,7%), в Малайзии (0,4 млн., или 2,4%), Камбодже (0,2 млн., или 2,7%). 

Из американских стран  только Боливия имеет в своём населении сравнительно высокую долю приверженцев племенных верований (1,1 млн., или 15% населения). Заметные группы сторонников традиционных верований есть также в Перу(0,2 млн., или 1% населения), Чили (0,2 млн., или 1,4%) и Колумбии (0,2 млн., или 0,5%). Во всех странах Америки традиционные культы распространены в подавляющем большинстве случаев среди индейцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Древние родоплеменные верования