Древние родоплеменные верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание

Наряду с достаточно развитыми мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет значительное число последователей, в некоторых районах земного шара еще сохранились довольно примитивные родоплеменные культы. Этих культов даже сейчас тысячи, причем каждый из них по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому остановимся не на самих культах, а на формах религиозных верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.

Работа состоит из  1 файл

Древние родоплеменные верования.docx

— 42.71 Кб (Скачать документ)

Древние родоплеменные  верования.

Наряду с достаточно развитыми  мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет  значительное число последователей, в некоторых районах земного  шара еще сохранились довольно примитивные  родоплеменные культы. Этих культов  даже сейчас тысячи, причем каждый из них  по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому остановимся не на самих  культах, а на формах религиозных  верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.

Родоплеменные религии являются одним из типов религий, они возникали на ранних этапах развития человечества. Это религии, распространенные среди какого племени или группы племен. Основные характеристики таких религий обусловлены неразвитостью общества, да и самого человека, в частности, его интеллекта, а также ограниченностью возможностей людей в их взаимодействии с природой, возможностей влиять на социальные связи, непознанностью окружающего мира, который нередко кажется им непонятным, пугающим или даже враждебным.

Вопрос о первобытные  религиозные верования - важное и  довольно сложное в истории религии. Прежде всего это касается времени появления древнейших религиозных представлений и колдовства. С этой проблемой связана также ряд вопросов об интеллектуальных, эмоционально-чувственные и волевые способности человека, с которыми, в свою очередь, соединена проблема формирования образов сверхъестественного и веры в него. Не менее важен вопрос о том, почему и как возникли примитивные формы религиозности. Известно немало попыток ответить на эти вопросы. Сложнее сегодня обстоит дело с выяснением "механизма" гносеологической и психологической возможности религии.

Особенно большим расхождением мнений обозначен вопрос о формах ранних или первобытных религиозных верований. Причиной этого является почти полное отсутствие прямых свидетельств об этих верований, вообще недостаточная научная проработанность проблемы и, наконец, разная мировоззренческая ориентированность исследователей. Остановимся ближе еще раз на некоторых подходах к этому вопросу.

Так, австрийский этнограф, лингвист и богослов В. Шмидт и  его последователи выдвинули  концепцию прамонотеизму, согласно которой все современные религии  берут свои истоки так называемого "первоначального монотеизма". В. Шмидт в труде "Происхождение идеи Бога", приводя многочисленные свидетельства о верованиях исторически отсталых племен и народов, пытается доказать, что якобы уже в ранних верованиях имели место представления о едином Боге, а древнейшие фетишизм, тотемизм т.д. были "магическими средствами" их выражения. Однако идея первоначального единобожия, ограничивающей религию исключительно имманентными связями, тем самым фактически снимала вопрос о ее эволюции, а следовательно не требует какого историко-культурного оправдания. Именно поэтому она подвергалась критике со стороны тех религиоведов, которые считали, что задолго до появления теистических представлений религия существовала в формах, которые не знали веры в богов, тем более в единого Бога.

Представители упомянутой выше эволюционистской школы Э. Тейлор, Г. Спенсер и др.. фактически впервые  развернуто поставили вопрос об историчности форм религии, при этом считая ее древнейшей формой, "минимумом" религии - анимизм  как веру в бесплотных сущностей-духов. Но представление Э. Тейлора, Г. Спенсера и др.. по анимистического "минимума" религии не восприняли те, кто считал, что они некорректны, поскольку анимизм не является ее древнейшей формой, поскольку связан с верой в душе не как духовную сущность, а как чувственно-сверхчувственное существо. 
 
Известны, кроме указанных выше, еще и другие попытки определить "минимум" религии как исходное состояние ее развития. Так, французский историк религии Шарль де Брос, считал древнейшей формой верований фетишизм; Дж.Мак-Ленан, Дж.Фрезер, Дюркгейм и многие другие - тотемизм; многие из исследователей до сих пор убеждены, что анимизм был исходной формой религии. Кстати, Дж. Фрезер считал, что магия не является религиозным феноменом, она исторически предшествовала религии, которую ученый вообще рассматривал лишь как веру в богов.

И все же было бы несправедливым не отметить, что современное религиоведение в анализе первобытных религиозных  верований опирается на серьезные  научные исследования верований  народов мира, представленные трудами  Э. Тейлора. Дж. Фрезера, Л. Моргана, Б. Малиновского. Шантепи де ля Сосет, Л. Штернберга, Огиенко, В. Иорданського, С. Токарева и многих других ученых. Именно эти работы и составили фактологическую основу наших представлений о времени, причинах и предпосылках возникновения верований, о первоначальные формы религиозности и место последней в мировосприятии человека первобытнообщинного общества.

По данным современной  науки, первобытные религиозные  верования зародились около 40 тыс. лет  спустя - у позднего неандертальца, жившего в мустьерскую эпоху каменного века. Именно тогда заканчивалось в основных чертах формирование современного физического типа человека и начинала складываться ранньородова организация общества. Правда, часть ученых связывает появление первобытных верований с более поздним временем - с эпохой кроманьонца - ископаемого представителя "готового" типа человека. Но свидетельства истории материальной и духовной культуры. археологии, палеантропологии, сравнительной психологии побуждают предпочесть первой точке зрения.

Известно, что именно у  позднего неандертальца на смену  хаотично разбросанным останкам древних  людей впервые приходят намеренные захоронения с примечательными  чертами обряда. Так, череп неандертальского мальчика из пещеры Тешик-Таш (Узбекистан) был окружен кольцом попарно воткнутых в землю рогов горного козла, а в неандертальских погребениях в пещерах Драхенлох (Швейцария) и Петерсхеле (Германия) обнаружено черепа медведей, обложенные камешками. Видимо, этим элементам погребального обряда придавалось магическое значение Пизньонеандертальськи захоронения, как в пещере Киик-Коба (Крым), и др. представляли собой небольшие углубления, засыпанные землей и завалены каменными глыбами. Найденные в них скелеты имели необычное положение: у умерших были поджаты колени, они лежали на боку, в ряде случаев руки были положены под голову, как это бывает у спящего человека. Это тоже наводит на мысль о возможности появления уже в древних людей первобытных религиозных верований, в частности представлений о загробной жизни.

Как видим, в раннеродовом обществе складывается специфическое, противоречивое совпадение социумных и гносеологических обстоятельств - именно таких, в которых была возможность появления религиозных верований. Социумною причиной возникновения последних стал не просто низкий, а такой уровень развития производительных сил и общественных отношений, который был еще недостаточным для последовательно правильной ориентации человека в окружающем мире, но уже достаточно для возникновения у нее высших, чисто человеческих познавательных способностей. Другими словами, развитие условий материальной жизни людей приводит к тому, что на определенном этапе их истории, в раннеродовом обществе складываются и гносеологические предпосылки появления религии. Они связаны, обще говоря, способностью абстрактного мышления и фантазии в условиях ограниченности знаний отрываться от действительности, олицетворять таинственные силы среды, абсолютизировать и догматизировать определенные черты познавательной деятельности, создавать образы сверхъестественного, вызвать веру в его существование и его способность влиять на человека и ее окружающей среды.

Наличие названных причин и предпосылок религиозных верований  с необходимостью привела к вере в существование особых, таинственных сил природы и представление  о возможности колдовского воздействия  на них. Это были наивные, не всегда четко определены первоначальные верования, представленные чувственно-сверхчувствительным, а после - демонистичним типом.

Родоплеменные религии, вследствие вышесказанного, существуют в виде различных верований, культовых  действий и тому подобное. Какую  целостную в структурном отношении  религии назвать практически  невозможно. Можно лишь говорить об общих чертах родоплеменных религий  и их формы - т.е. относительно целостных  верований, которые подкреплены  культовыми действиями и представляют собой нечто вроде религиозных  учений. Чертами данного типа религий  являются:

    1. Отсутствие четкой полноценной структуры, что обусловлено неразвитостью общества.
    2. Примитивность вероучения, что является следствием первоначального состояния как общества и индивида, так и общественного сознания.
    3. Обожествление природы (культ природы), что обусловлено тесной зависимостью человека от нее.
    4. Политеизм (багатобожнисть) - за каждым явлением природы "закрепляется" свой Бог.
    5. Полидемонизм - мир первобытного человека - это среда обитания разнообразных духов, то есть разнообразных сверхъестественных существ - "леший", "домовой", "водяной" и тому подобное.
    6. Зооморфизм ("звироподибнисть") - "предоставление" сверхъестественным воображаемым существам как человеческих, так и животных черт и качеств (русалка, сирена и т.п.). 
    7. Слабо регламентирован культ - обряды отправляются на основе традиций, а не закрепленных каноном норм, часто на основе импровизации.
    8. Этническая и конфессиональная идентичность, это означает, что все члены племени (соплеменникам) - единоверные, религиозное инакомыслие не допускалось.

Этот перечень можно продолжить и другими характеристиками.

РОДОПЛЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ —совокупность религиозных представлений и обрядов, сложившихся в условиях архаического общества, родоплеменной организации общинной жизни и соответствующих низкому уровню развития хозяйства и общественных отношений, примитивности отражающего их сознания. 

РОДОПЛЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТЫ существенным образом видоизменялись вслед за трансформацией и постепенным усложнением социума. 

Так, в период раннего  развития родового строя, когда фактически отсутствовало социальное расслоение, объектом религиозного почитания была природа, в рамках которой в зависимости  от хозяйственной деятельности племени  выделялась та или иная ее сторона. 

С усложнением общественных отношений меняется и объект поклонения: матриархат сменяется патриархатом, и женские духи уступают место  мужским. 

Углубление социальной дифференциации, выделение вождей, формирование родовой  аристократии привели к возникновению  сложной иерархии и среди духов, за каждым из которых закреплялись специфические функции. 

Постепенное превращение  духов в богов привело к политеизму, дальнейшее развитие которого породило генотеизм, предполагающий наличие множества богов, лишь один из которых является покровителем данного племени и, соответственно, почитается. 

Постепенную трансформацию  претерпевает и культовая сторона; изменяется характер жертвоприношений, которые начинают регулироваться специальной, отделенной от массы соплеменников  прослойкой — жрецами, имеющими высокий  социальный статус и передающими  свои знания и навыки по наследству. 

В этот период религия становится самостоятельной сферой жизни общества. 

Постепенное разложение РОДОПЛЕМЕННЫХ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТОВ приводит к возникновению этнических и мировых религий, каждая из которых в той или иной степени включает в себя отдельные элементы и стороны РОДОПЛЕМЕННЫХ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТОВ. 

К основным формам родоплеменных  религий можно отнести: анимизм, фетишизм, тотемизм, магию. Считаем  неправомерным определять как самостоятельные  формы шаманизма, табуирования и  другие, как это делают некоторые  исследователи, ибо их особенности  проявляются во всех формах, как  одна из сторон религиозных представлений  или культовых действий.

Анимизм (от лат. Anima - душа) - вера в существование в материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников. Иначе говоря, это вера в душу и духов человеческого тела, животных, орудий труда, войны, болезни и т.п.. В анимизме мир реальных объектов вроде дополняется миром духовных сущностей. У многих народов главными двойниками, которых больше уважали первоначальные анимисты, были души умерших родственников.

Примером анимизма могут  быть некоторые религиозные представления  эскимосов Гренландии (XIX в.). По их мнению, сверхъестественные двойники есть у  каждого человека, дерева, ручья, зверя. Ночью, считали они, человеческие души покидают свои тела и идут охотиться, танцевать, посещать друзей. Когда умирает  человек, к ней в могилу кладут орудия и предметы труда, чтобы двойники вещей служили двойникам человеческих тел в стране мертвых.

В начальном анимизме двойники представляются как остальное тело, неизвестное и неосязаемое в  большинстве жизненных ситуаций. Однако иногда двойника можно увидеть, услышать и как-то почувствовать: во сне, как отражение в воде, как  тень. На этой стадии развития религии  еще не существовало представления  о бесплотное душу. Двойники мыслились  как другая плоть имеет все  вещественные характеристики, объем, вес, цвет, запах. Например, гренландцы считали, что души у людей не одинаковы - тучные люди имеют гладкие души, а у худых людей и души худые. Поскольку во сне видели также  души умерших, возникло представление  о бессмертных двойников.

С представлением о бессмертии двойников связано представление  о загробной жизни. В первобытных  анимисты страна мертвых находилась не на небе, а где-то на земле или  под землей. Жизнь душ здесь  представлялось обычным продолжением реальной жизни. Так, по мнению индейцев-Алгонкине душа охотника в стране мертвых охотится на душе лося и бобра. У некоторых народов вместо представления о стране мертвых возникли верования о переселении душ умерших в новые тела. 
В современных религиях анимистический элемент занимает значительное место. Представление о Боге, сатану, ангелов, бессмертные души есть, собственно, осложненным анимизмом. Самостоятельно анимизм существует как вера в привидения и спиритизм (вера в возможность общаться с душой умершего.

Фетишизм (от франц. Fetiche - амулет, с португ. Feitigo) - вера в существование сверхъестественных свойств у материальных предметов. В реальной пользы предметам добавляются их «потусторонние» свойства быть помощниками и защитниками людей. По сравнению с магией фетишизм является более сложной формой религии. Если магия усиливала веру в возможность влияния человека на природу, то фетишизм наделял сверхъестественными качествами еще и определенные материальные объекты. В фетишизме в зачаточной форме уже оказалась идея Бога. 
В современных религиях фетишизм сохраняется не как поклонение священным предметам (кресты, иконы, мощи), а как самостоятельный остаток - в виде веры в амулеты и талисманы. Амулеты и талисманы - это не то! Амулет - это священная гарантия, что предохраняет от зла. Злые силы от амулета если не исчезают, то ослабевают. Талисман, как считают, не только защищает от неприятностей, но и дарит определенные блага его владельцу. Современными фетишами - амулетами и талисманами - есть иконы, ладанки, крестики, кулоны, слоники, некоторые игрушки, заячьи хвостики, зубы волка, лисицы и др.

Информация о работе Древние родоплеменные верования