Основные положения средневекового мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:58, реферат

Описание

Мусульманское право является одной из основных правовых систем мира. Для исследователя, представ­ляющего европейскую правовую традицию, оно пред­ставляет особый интерес по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими право­выми системами – евро-континентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксон­ской).

Содержание

Введение............................................................................................................………..........3
Глава I Источники мусульманского права.
1.1.Соотношение мусульманского права и религии……………...…………………5
1.2.Основные источники мусульманского права…………………………...………13

Глава II. Основные институты уголовного права в системе шариата.
2.1. Понятие преступления, классификация преступления.........………................25
2.2. Виды преступлений………………………………………………………………30
2.3. Цели и виды наказаний в мусульманском праве……………………………….43

Глава III. Основные институты гражданского права в системе шариата
3.1.Возникновение и развитие института права собственности …………………..59
3.2. Регулирование отношений земельной собственности в мусульманском праве..66
Заключение..............................................................................................………...................73
Список используемой литературы...........................................

Работа состоит из  1 файл

musprav.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

Предусматривая высшую меру наказания за данное преступление, вместе с тем мусульманское право допускало и иную возможность: согласно преданию, в случае умышленного убийства Пророк предлагал пострадавшей стороне выбирать одно из трех – смертную казнь, прощение преступника или принятие от него выкупа на кровь – диа. По мнению многих правоведов, прощение убийцы принадлежит в первую очередь родителям убитого.

Малик утверждает, что только лишь сын, брат, дочь, сестра, жена и другие близкие родственники убитого могут пользоваться правом помилования убийцы своего родственника, Абу Ханифа возражает против помилования со стороны пострадавшего (убитого) в предсмертном его слове и считает его недействительным.

Шиитские правоведы предоставляют право помилования убийцы лишь родственникам убитого по отцовской линии. По их утверждению наследницы лишаются этого права. Другие правоведы утверждают, что любые законные наследники могут пользоваться правом кисаса или помилования преступника, а также получить диа или виру.

Шиитские правоведы считают, что право на кисас за убийство не дается без разрешения кади. Запрещается во время кисаса мучить убийцу и рекомендуется уничтожить его одним ударом.

Если наследник убитого несовершеннолетний, то, по мнению Шейха Туси (крупного шиитского правоведа), убийцу надо задержать в тюрьме до совершеннолетия наследника[126].

Итак, наследники имеют право убить убийцу или помиловать, получить диа или совсем отказаться от наказания преступника и от диа. Кисас не распространяется на следующих лиц: на отца, который умышленно убивает своего ребенка, если убитый является немусульманином. Кроме того, кисас не распространяется на убийство раба, а также не применяется в случае, если убитой является женщина[127].

Кисас применяется ко всем участникам умышленного убийства. В случае, если родственники убитого помиловали убийц, тогда каждый из них обязан уплатить часть диа. Если родственники убитого не желают помиловать некоторых преступников, тогда последние подвергаются смертной казни. Те же, которых помиловали, платят диа.

Замена смертной казни выкупом за кровь, как полагают мусульманские правоведы, была закреплена единогласным мнением сподвижников Пророка, придерживавшихся следующего положения Корана относительно наказания за убийство: «А кому будет прощено что-нибудь его братом, то – следование по обычаю и возмещение ему во благе. Это – облегчение от Господа вашего и милость; а кто преступит после того, для него – наказание болезненное»[128].

Получение диа – выкупа за убийство или телесное повреждение, как и кисас, является пережитком обычаев родоплеменного общества до исламской Аравии. Они относятся к тому периоду, когда все члены рода или племени после примирения платили другому племени.

Шариат устанавливает шесть видов платы за кровь: 1) 100 верблюдов шестилетнего возраста; 2) 200 быков; 3) 1000 баранов; 4) 200 хуллэ (ткань хуллэ в раннем средневековье изготавливалась в Йемене, каждая хуллэ содержит два отреза); 5) 1000 мискалей золота; 6) 1000 дирхамов (серебряных монет)[129]. Здесь, как и во всех раннефеодальных законах, натуральная плата соотносится не только со специфическими товарами и продуктами, но и с их ценностным региональным значением.

Диа – цена за «пролитую кровь» - на начальном этапе ислама выплачивалось за убийство. Затем она стала выплачиваться также за повреждение отдельных частей тела

Известный историк права Р. Дарест о порядке определения уплаты компенсации (цены крови) при нанесении телесных повреждений писал следующее: «По мусульманскому праву изуродование обеих рук или обеих ног дает повод к целому платежу цены крови, за один член – к половине, за один палец – к десятой части, за один сустав пальца – к тридцатой, за один зуб – к двадцатой. Если последствием раны был паралич, то штраф будет – половина цены крови»[130]. Таким образом, между правоведами существуют разногласия относительно размеров диа за то или иное телесное повреждение. Вообще, как правильно отмечает М.И. Садагдар, «размеры диа в мусульманском праве строго не установлены и зависят от социального положения, пола убитого или убийцы, вида убийства и формы      повреждения» [131].

За непреднамеренное убийство полагается одно диа и освобождение одного раба. Если же преступник не в состоянии освободить раба, он должен два месяца поститься, а если невозможно и это – покормить 60 бедняков. Причем при непреднамеренном убийстве это обязательно, даже если преступника простят.

Если у беременной женщины по чьей-то вине начались преждевременные роды, виновник платит штраф: от 20 до 80 мискалей золота, если выкидыш – зародыш разной степени развития; 100 мискалей, если выкидыш приобрел человеческий образ. Если же выкидыш – уже ребенок, который дышит, то за мальчика полагается штраф – 1000 мискалей золота, а за девочку – 500, т.е. шариат признает неравенство полов даже в утробе матери.

При определении меры наказания шариат учитывает и психологические моменты. Так, за пощечину или удар по лицу, если следствием этого будет красное пятно, полагается штраф в размере одного мискаля золота, если же синяк – 3 мискаля. Но за те же синяки и пятна и за удары той же силы в места, которые не видны окружающим (например, прикрытые одеждой), штраф платится наполовину меньше, потому что получить синяки, которые никто не видит, менее оскорбительно[132].

Несколько позже мусульманское право установило штраф диа и за убийство и повреждения, наносимые домашним животным. Так, если кто-то ранит животное или возьмет от него кусок мяса, он должен заплатить хозяину штраф, равный полной стоимости этого животного. Если кто-то убьет охотничью собаку, он платит хозяину 21 мискаль обычной серебряной монетой. За простую домашнюю или чабанскую собаку полагается уплатить 10,5 мискаля серебра. За убийство собаки, охраняющей посевные земли, полагается штраф в размере около 30 кг пшеницы или ее стоимости. Если же ущерб кому-либо нанесен животным, то  этот ущерб должен быть возмещен его хозяином.

Г.М.Керимов отмечает: «Мусульманское право допускает при воспитании и обучении детей применять телесное наказание»[133]. Действительно, воспитателю или учителю разрешается бить детей, до тех пор пока они не станут воспитанными. Но шариат требует при этом не доводить дело до диа, то есть до раны или увечья. Но если все-таки без диа уже не обойтись, данный штраф принадлежит ребенку.

Следует потому так подробно остановиться на мусульманское «таксе» за различного рода покушения на тело человека и его жизнь, что она отражает прежде всего отношение к личности раннефеодального общества, которое ценило человека исключительно как производителя. Но отдельные фрагменты этого «ценника» относятся к другим ценностным ориентациям.

Интересным   моментом   защиты   феодальных   отношений   является  аспект права, связанный с убийством сыном отца или матери или наоборот. Убийца отца подлежит казни. Если же отец убивает сына, то он платит диа и по усмотрению судьи наказывается хлыстом. Но кому в таком случае уплачивается диа (ведь сын мертв!) шариат толком не объясняет, видимо, потому, что такие случаи крайне редки в отличие от случаев убийств, совершаемых детьми с целью получения родительского наследства. Если отец совершил убийство сына, будучи в здравом уме, то шариат считает, что он фактически уже наказал себя самим фактом убийства. Так что в данном случае моральные принципы ислама, как видим, связаны с хозяйственно-экономической жизнью средневекового Востока. Частная собственность и вытекающие из ее принципов моральные нормы ставили детей (и других наследников) в материальном, духовном и правовом отношении в зависимость от родителей, которые держали в своих руках все имущество. И это нередко приводило к тому, что наследники решали отобрать это имущество насильственным путем, вплоть до физического уничтожения своих чрезмерно скупых родителей.

Осуждение шариатом акта замышления детьми убийства родителей связано также с доисламскими обычаями, традициями и моральными нормами народов Ближнего и Среднего Востока. Итак, при совершении убийства или нанесении телесных повреждений в определенных мусульманским правом случаях требовалось уплатить цену за «пролитую кровь» - диа. При легком же повреждении, как отмечает М.И. Садагдар, «вместо диа полагается выкуп – арш и его наибольший размер колеблется от 1/3 до 1/20 полного диа»[134]. Правоведы по-разному решают вопросы о размере арш.

Максимальный срок выплаты диа равен трем годам. В течение этого времени убийца или его родственники обязаны погасить диа. Шафии и шииты считают, что за умышленное убийство диа должен взиматься сразу после приговора кади.

Допускалось, впрочем, прощение преступника и без принятия диа. Более того, по мнению всех крупнейших мусульманских правоведов, прощение преступника, совершившего умышленное убийство, предпочтительнее его наказания. При этом они ссылаются на достаточно абстрактные стихии Корана, обосновывающие якобы возможность освобождения убийцы от ответственности в результате снисхождения наследников убитого: «А если вы извините, то это – ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собой, - ведь Аллах видит то, что вы делаете!…»[135]. «И не устремляйтесь к прощению от вашего Господа …»[136]. «Но кто простит и уладит, - награда его у Аллаха. Он ведь не любит несправедливых!»[137] Правда, если у убитого не оставалось наследников и право на наказание преступника переходило к правителю, то последний не мог простить убийцу, но был вправе заменить смертную казнь выкупом за кровь[138].

Если наследники убитого настаивают на казни убийцы, то для приведения смертного приговора в исполнение преступник и его жертва должны по своим субъективным качествам отвечать ряду установленных мусульманским правом условий, среди которых основное значение придается равенству между ними в отношении пола, веры и социального положения. Основанием закрепления данного принципа явилось следующее положение Корана: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых; свободный – за свободного, и раб – за раба, и женщина – за женщину»[139]. Эта кораническая норма развивается и конкретизируется преданиями. В соответствии с одним из них Али, зять Пророка и четвертый из «праведных» халифов, говорил, что мусульмане «равны в крови» (то есть мусульманин наказывается смертной казнью за убийство мусульманина), но не  несет подобной ответственности за лишение жизни немусульманина или лица, изменившего исламу. Что же касается немусульманина, убившего мусульманина, то история знает случаи наказания подобного преступления смертной казнью по кисасу. Известно также преступление о том, что Пророк исключал смертную казнь для отца, убившего своего сына. Однако в толковании этих предписаний среди мусульманско-правовых толков единства не наблюдается. Например, ханифиты допускали смертную казнь за убийство представителей иных религий, если они живут на территории мусульманского государства и не ведут вооруженной борьбы против мусульман и соблюдают условия договора, регулирующего их отношения с властями. Вопреки недвусмысленным указаниям Корана многие правоведы предлагали наказывать смертной казнью свободного мусульманина, убившего мусульманку или раба. Кроме того, положение сунны об ответственности отца за убийство сына порой расширительно толковалось как освобождение от смертной казни преступника, состоящего в любой степени родства с убитым. Одновременно мусульманские юристы самостоятельно разработали и ряд иных условий для вынесения убийцы смертного приговора, которые не получили закрепления в Коране или  сунне. Например, основные толки мусульманского права, кроме шафиитского, исключали этот вид ответственности для несовершеннолетних и умалишенных, которые за убийство могли быть наказаны только уплатой диа[140].

Если субъективная сторона преступления соответствовала указанным ранее требованиям и наследники убитого настаивали на смертной казни, то убийца не мог избежать этой меры наказания. Причем, согласно преданию сам Пророк предпочитал лишить преступника жизни тем же способом, каким тот совершил убийство[141].

Практически, однако, смертный приговор приводился в исполнение путем отрубания головы. В соответствии с выводами большинства толков, когда в убийстве участвовало несколько соисполнителей, все они подвергались казни. Но если хотя бы один из них в силу своих личных качеств не мог быть казнен либо действовал неумышленно, то все соучастники убийства, по принципу «кисас не делится», освобождались от этой меры наказания, которая заменялась уплатой выкупа за кровь – диа. Аналогичная санкция применялась во всех случаях, когда личные данные убийцы вызывали «сомнение», то есть не отвечали отмеченным выше условиям, необходимым для  вынесения смертного приговора. Так же поступали и с наказанием преступника, совершившего неумышленное убийство, который помимо уплаты диа должен был нести религиозное искупление каффара. Кроме того, при любом виде убийства преступник лишался права наследовать убитому.

По теории мусульманского уголовного права телесные повреждения, как уже отмечалось ранее, в принципе должны наказываться по талиону в соответствии со следующим предписанием Корана: «И предписали Мы им, что душа – за душа, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб и раны – отмщение»[142]. Поэтому традиционная доктрина предлагала не наказывать преступника до излечения пострадавшего с целью выяснения всех последствий для здоровья нанесенного телесного повреждения и адекватного определения на этой основе ответственности за эти правонарушения. Если же наказание по талиону по каким-либо причинам невозможно, а также с согласия пострадавшего преступник платил соответствующий выкуп за кровь.

Известный  востоковед   А.Ф. Ахадов   отмечает,   что   вышеописанным  предписанием «ислам распространял вражду и изуверскую мстительность среди мусульман». «Такие жестокие предписания, содержащиеся в Коране, отнюдь не свидетельствуют о гуманистической сущности ислама»[143], - пишет он. Возможно, это правильная точка зрения, но, вместе с тем, следует отметить, что со временем, вопреки ясному предписанию Корана членовредительские наказания за подобные правонарушения перестали применяться и, как правило, заменялись уплатой диа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные институты гражданского права в системе шариата.

 

 

3.1. Возникновение и развитие института права собственности.

 

Прежде чем  начать анализировать понятие о праве собственности в мусульманском праве, необходимо уяснить, что подразумевается шариатом в качестве вещи.

     Понятие вещи в мусульманском праве трактуется неодинаково разными школами и сектами. Некоторые правоведы считают, что вещи должны обладать тремя признаками: стоимостью, годностью к употреблению и способностью по своей природе быть чьей—либо собственностью.  Ханифиты добавляют четвертый признак: способность вещей накапливаться. Шафииты и ханбалиты считали, что даже труд человека является вещью, если его можно реализовать за деньги. Шиитские правоведы полагают, что вещь должна быть предметом собственности и приносить человеку пользу.По шариату право собственности не может распространяться на следующие категории вещей:

Информация о работе Основные положения средневекового мусульманского права