Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание

Мусульманское право - система права, сложившаяся в Арабском халифате в 7—10 вв. Основное содержание Мусульманского права — вытекающие из Ислама правила поведения верующих и санкции (как правило, религиозного толка) за невыполнение этих предписаний.
Мусульманское право как система действует только в отношениях между мусульманами. Однако даже в тех странах Азии и Африки, где они составляют основную массу населения и авторитет данного права велик, оно, как правило, дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется с учётом новых общественных отношений. Поэтому правильнее различать религиозное Мусульманское право и право мусульманских государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Современное мусульманское право 4
Уголовное право 6
Судебное право 9
Семейное право 11
Заключение 15
Литература 16

Работа состоит из  1 файл

мусульманское право на сайт.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ              3

Современное мусульманское право              4

Уголовное право              6

Судебное право              9

Семейное право              11

Заключение              15

Литература              16


ВВЕДЕНИЕ

 

Мусульманское право – заметная часть мировой правовой культуры, одна из самостоятельных правовых систем современности.

 

(Леонид Сюкияйнен, российский юрист)

 

Мусульманское право - система права, сложившаяся в Арабском халифате в 7—10 вв. Основное содержание Мусульманского права — вытекающие из Ислама правила поведения верующих и санкции (как правило, религиозного толка) за невыполнение этих предписаний.

Мусульманское право как система действует только в отношениях между мусульманами. Однако даже в тех странах Азии и Африки, где они составляют основную массу населения и авторитет данного права велик, оно, как правило, дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется с учётом новых общественных отношений. Поэтому правильнее различать религиозное Мусульманское право и право мусульманских государств. [1]

Объектом моей работы является мусульманское право, предметом – основные отросли современного мусульманского права.

Целью работы является рассмотрение современного мусульманского права.

В ходе написания работы, передо мной стояли следующие задачи:

1.      Рассмотреть основные принципы мусульманского права

2.      Рассмотреть следующие основные отросли:

      Уголовное право

      Судебное право

      Семейное право

Современное мусульманское право

 

К началу XX в. лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Остальные страны к середине XX в. отказались от фикха, как основной правовой формы, и правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому — Египет, Сирия, Ливан, страны Магриба, и англо-саксонскому — Ирак, Судан.

За мусульманским правам здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и немусульман), что объяснялось все еще сохранявшимися пережитками феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

ФИКХ (араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает прежде всего систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Фикх является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин "Фикх" употребляется также в значении самих норм (право), регулирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины. В той мере, в которой нормы Ф-права осуществлялись на практике, они становились позитивным правом. В большинстве современных исламских стран Ф. продолжает играть роль источника права.[2]

Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно оказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию. Можно сказать, что сфера действия мусульманского права как идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний. Иными словами, нормативистский подход к мусульманскому праву, изучение его лишь как совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказывается недостаточным для понимания того места, которое мусульманское право занимает в современных правовых системах и во всей правовой надстройке рассматриваемых стран. Этому в немалой степени способствует то обстоятельство, что мусульманское право, как уже отмечалось, состоит как бы из двух слоев: решений по конкретным делам и общих норм-принципов.

Многие современные исследователи утверждают, что не конкретные правила поведения, а именно нормы-принципы являются фундаментальной и самой стабильной частью мусульманского права, пригодной для всех времен и народов, гарантирующей его соответствие потребностям социального прогресса.[3]

В трудах мусульманских ученых-юристов отсутствует классическое римское деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести или к частному, или к уголовному праву. К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.[4]

 


Уголовное право

 

Достоинства шариата мусульманские юристы видят, прежде всего, в особом характере его происхождения. В отличие от других правовых систем, которые являются результатом деятельности человека, это результат божественного откровения, она дарована людям Аллахом, через его пророка Мухаммеда. «Мусульманское право – божественное право по своим источникам и основным нормам. Оно черпает свою силу не в государственной власти, а в воле Аллаха» пишет Субхи Махмасани.[5]

Мусульманское уголовное право основано прежде всего на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями.

Худуд - ограничения, установленные всевышним Аллахом для всего разрешенного и запрещенного.

Тазир - в мусульманском праве все преступления, наказания за которые прямо не предусмотрены Кораном, поэтому устанавливаются по усмотрению законодателя.

К установленным – весьма жестким – мерам наказания приговаривают только за шесть преступлений:

1.      убийство,

2.      прелюбодеяние,

3.      ложное обвинение в прелюбодеянии,

4.      воровство,

5.      употребление спиртных напитков,

6.      вооруженное ограбление, бунт

Кроме наказания за перечисленные преступления кади (судья) мог по своему усмотрению наказывать за любое другое нарушение закона. Ему, следовательно, предоставлялась большая свобода усмотрения, и ряд мусульманско-правовых норм были созданы именно таким путем.[6]

Тазир применялся в нескольких случаях. Прежде всего согласно выводу крупнейших правоведов, им наказывались правонарушения, за которые мусульманское право не устанавливает точных санкций, а также религиозного искупления как единственной санкции. Например, неисполнение некоторых религиозных обязанностей (неуплата заката, отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста и др.), представляющее собой посягательство на «права Аллаха»; нанесение любого материального ущерба отдельным лицам (за исключением кражи и разбоя, наказываемых санкцией хадд), в частности, нарушение обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмеривание, обвешивание и мошенничество, взяточничество и растрата средств казны или сирот; умышленное вынесение неправомерного судебного решения и лжесвидетельство; нарушение правил поведения в общественных местах, особенно касающееся интересов и морали женщин; притеснение подданных или произвол по отношению к подчиненным, шпионаж; отрицание основополагающих выводов мусульманской догматики и колдовство.[7]

Шариат (от арабск. «шари’а» — «прямой, правильный путь») — система мусульманского права — не просто свод юридических норм. Шариат не разделяет сферы морали и права, и потому это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни.

Все поступки, в соответствии с шариатом, делятся на пять категорий:

1) обязательные (фард) — либо для всех мусульман (например, пятикратная молитва), либо только для тех, кто может это исполнить (обязанности предстоятеля на молитве, муэдзина в мечети и т. д.);

2) желательные (мандуб) — похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующей жизни, но неисполнение которых не наказывается (добровольные молитвы сверх предписанных, дополнительные посты, гостеприимство, сдерживание гнева, прощение обидчиков, переписывание Корана и т. д.);

3) дозволенные (джаиз) — просто разрешенные, не влекущие за собой ни одобрения, ни порицания (деловое путешествие, еда, сон, женитьба и т. д.);

4) недостойные (макрух) — неприемлемые, но и ненаказуемые ни на этом, ни на том свете (небрежность в отправлении обязанностей веры, скупость или расточительность, пристрастие, жестокость, брак с иноверкой, употребление в пищу некоторых сортов рыб и т. д.);

5) запретные (махзур) — деяния и мысли, за которые мусульманин будет наказан в обеих жизнях (питие вина, ростовщичество и т. д.).[8]

В апреле 1981 г. вступил в силу так называемый закон о кисасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, побитие камнями, наказание по принципу Талиона). Процесс исламизации уголовного права затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавританию). Наиболее активно применяются уголовные нормы шариата в странах Аравийского полуострова.


 


Судебное право

 

В соответствии с общепринятым выводом авторов классических и современных исследований по теории и истории фикха мусульманское правосудие возникло в процессе становления мусульманского государства. Начальный этап его развития был тесно связан с деятельностью пророка Myхаммада, который первоначально лично рассматривал практически все споры, возникавшие как среди членов мусульманской общины, так и между ними и немусульманами. Изучение предании об отправлении Мухаммадом правосудия позволило мусульманским правоведам в дальнейшем формулировать многие принципы и нормы судоустройства и процессуального права. Однако сам Мухаммад с постепенным распространением своей власти начал поручать своим наиболее влиятельным и сильным сподвижникам управление завоеванными городами и местностями, превращенными в провинции мусульманского государства. Эти наместники пользовались всей полнотой власти на подопечной территории, осуществляя и функции судей. Имеются также сведения о том, что Мухаммад неоднократно доверял своим сподвижникам рассмотрение отдельных судебных дел. Однако специальное назначение освобожденных лиц для постоянного выполнения только функций судей им не практиковалось.[9]

Хотя по конкретным аспектам организации и функционирования судов позиции ведущих школ мусульманской правовой доктрины (фикха) не всегда совпадают, можно выделить некоторые общие черты их подхода к решению этих вопросов. Это, в частности, относится к условиям, которым должен удовлетворять кади — шариатский судья. Обычно на эту должность назначается дееспособный мужчина-мусульманин. Правда, отдельные школы фикха допускают возложение обязанностей кади и на женщину, но лишь для разрешения имущественных и семейных споров. Что же касается не мусульман, то шариат ограничивает их право выносить судебные решения разрешением конфликтов между своими единоверцами.

Необходимо также, чтоб судья обладал ясным умом и проницательностью, позволяющими ему беспристрастно разбираться в самых запутанных ситуациях. Кроме того, на должность кади может претендовать только свободный и справедливый мусульманин, лишенный серьезных физических недостатков.

Своеобразием отличается установленный шариатом порядок рассмотрения судебных дел. Слушание спора обычно начинается с того, что судья предлагает истцу изложить свою претензию, а затем обращается к ответчику с предложением признать обоснованность иска. При согласии ответчика разбор дела завершается, и кади выносит решение. В противном случае судья предлагает истцу представить доказательства своего права.[10]

В настоящее время некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немалую роль в механизме социального действия права. Кое-где (например, в Судане) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в некоторых странах имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам, как, например, суннитские и джафсраратские суды в Ираке и Ливане.

В одних государствах мусульманские суды в своей компетенции ориентированы на рассмотрение преимущественно дел личного статуса, в других (страны Аравийского полуострова и Персидского залива) компетенция их шире и включает рассмотрение гражданских и уголовных дел. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки.[11]

 

 

Семейное право

 

О, люди! Будьте ответственны перед Богом вашим,

Который произвел вас от одного-единственного человека,

И от него Он произвел жену его,

И от них обоих произошло много людей;

Бойтесь Аллаха и того, с кем Он связал вас взаимными правами;

Не прерывайте родственных отношений

 

(Коран)

Мусульманское право окружено предрассудками, в Исламе разрешена полигамия, женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну непонимания и даже осуждения со стороны немусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правилами нашей современной, повседневной жизни. Чтобы понять эти особенности мусульманского брачно – семейного права, надо заглянуть “за ширму” мусульманской семьи, и тогда можно увидеть, что она из себя представляет в действительности.

В настоящее время семейное право большинства мусульманских стран представлено, как правило, специальным законодательством, которое в зависимости от сферы действия может быть разделено на три группы. В некоторых странах нормативно-правовые акты, нередко разрозненные, регулируют лишь отдельные стороны семейных отношении. Так семейные законы Египта № 25 от 1920 г. о содержании семьи и других вопросах личного статуса и № 25 от 1929 г. о некоторых нормах личного статуса касаются только некоторых аспектов брака, развода и содержания семьи. Сходное положение сложилось и в Судане, где единое законодательство в сфере семейных отношений отсутствует, но их отдельные стороны регулируются специальными циркулярами Верховного шариатского суда (например, циркуляры от 1915 г. — о возможности развода по решению суда, от 1927 г. и 1932 г. — об обязанностях по воспитанию детей, от 1935 г. — о брачном выкупе и др.). Второю группу доставляет законодательство НДРЙ, ЙАР и Иордании,, где действуют сводные нормативно-правовые акты, разной степенью детализации регламентирующие все основные вопросы семейного права. В НДРЙ таким актом является семейный закон № 1 от 1974 г., а в ИАР — семейный закон № 3 от 1978 г., по существу ставшие первыми кодексами, принятыми в этих странах по семейным вопросам, ранее регулировавшимся мусульманско-правовой доктриной. В Иордании семейные отношения в настоящее время регламентируются законом № 61 от 1976 г. о «личном статусе», который отменил ранее применявшийся закон № 92 от 1951 г. о правах семьи. Наконец, в самостоятельную группу следует выделить законодательство Сирии, Марокко, Туниса, Ирака и Алжира, где все основные вопросы семейного права регулируются наряду с другими институтами личного статуса (в частности, завещанием и наследованием) едиными актами. В Сирии таким актом является закон № 59 от 1953 г. о «личном статусе», первый комплексный нормативно-правовой акт по «личному статусу», принятый в арабских странах. Как отмечается в объяснительной записке к закону, при его подготовке были использованы османский закон 1917 г., египетское законодательство, книга Мухаммада Кадри-паши и другие авторитетные произведения ханифнтских правоведов, а также проект, представленный дамасским судьей шейхом Али ат-Тантави.

Одним из центральных институтов семейного права является брак. В большинстве случаев он рассматривается как двусторонний договор который делает женщину «законной», «разрешенной» для мужчины. Цель брачного договора состоит в создании семьи и продолжении рода (ст. 1 сирийского закона, ст. 1 закона ЙАР, ст. 2 иорданского закона). Иногда в определении брака подчеркивается, что он заключается между равноправными мужчиной и женщиной, основой союза которых выступают взаимопонимание и уважение, а семья составляет основную ячейку общества (ст. 2 закона НДРЙ).

Законодательство рассматриваемых стран устанавливает ряд условий заключения брачного договора и предъявляет определенные условия к его форме.[12]

Для заключения брачного договора шариат требует соблюдения следующих условий:

Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему. Однако если невеста внешне и проявляет отвращение, но «в душе согласна», брачный договор признается верным.

Формула бракосочетания должна быть произнесена на правильном арабском языке. Лишь в виде исключения (если арабского языка не знают ни жених, ни невеста, ни их доверенные лица) допускается прочтение на другом языке.

При произнесении формулы необходимо упомянуть имена невесты и жениха. Например, если отец невесты, читающий формулу бракосочетания за дочь, обращается к жениху со словами: «Я считаю одну из своих дочерей твоей женой», то брачный договор считается неверным, ибо неясно, какую дочь он выдает замуж (на мусульманском востоке случается, что жениху преподносят совершенно неожиданную невесту).

Читающие формулу (жених, невеста или их доверенные лица) должны быть совершеннолетними и в здравом уме.

Характерной чертой семейного права некоторых арабских стран является закрепление в нем ряда ограничительных условий, без соблюдения которых полигамия не допускается. Одним из них является обязательное получение, разрешения на второй и последующие браки от суда который принимает во внимание объективные возможности и субъективные качества мужа.[13]

  В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, - он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж. Шариат устанавливает следующие правила: сразу после развода может выйти замуж женщина, которой не исполнилось девяти лет, и вдова старше 50 лет, так как считается, что женщины ни в том, ни в другом возрасте не могут иметь детей и потому им не требуется ожидать истечения после разводного срока, установленного шариатом.

По шариату практикуется четыре основных вида развода:

1.развод баин (окончательный);
2.развод раджаа (правило возвращения мужу к жене);
3.развод хаал (путем подкупа мужа женой);
4.развод мубарат (посредством отречения).

Анализ семейного законодательства арабских стран позволяет сделать вывод, что в целом оно ориентируется на закрепление норм и принципов мусульманского права. Выше говорилось о некоторых реформах семейного и наследственного права в направлении вестернизации. Но здесь развитие сложно и противоречиво, вновь сказались тенденции исламизации. Это относится не только к семейному праву, но и ко всему комплексу вопросов, касающихся личного статуса. Кодексы законов о личном статусе, принятые в ряде стран (Иордания – 1976 г., Сирия – 1953 г., Тунис – 1956 г., Марокко – 1957 г., Ирак – 1959 г.), сохраняют основные установки мусульманского права, но с учетом ряда требований современного общества.[14]


Заключение

 

Известный российский специалист по мусульманскому праву Л.Р. Сюкияйнен очень точно указывает на характерные черты шариата. По его мнению, главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу и отличающая его от других правовых систем, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственного юридического начал, что проявляется в специфике его происхождения и исторической эволюции, источников и структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, соотношения этого права с государством и позитивным (светским) законодательством.

Другая отличительная черта мусульманского права – его исключительное разнообразие, широкая гамма религиозных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями (нередко доисламскими и несовпадающими со строгими положениями шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью изменяться во времени.

Влияние общемировых тенденций правового развития проявляется и в мусульманском мире. Естественно, эти проявления, равно как и мера традиционно-мусульманских принципов и норм, неодинаковы в различных исламских странах.

В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Мусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.[15]
 

 

Литература

 

 

1.      Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. academic.ru

2.      Елаян Г.Ф. Основы Мусульманского уголовного права. Учебное пособие по спец. курсу для студентов юридического факультета Махачкала - 2002

3.      Родионов М. А. Ислам классический. СПб., 2003.

4.      Саидов А.Х., Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. под. ред.      В.А. Туманова, Юрист, М-2003.

5.      Сюкияйнен Л.Р., Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Наука, М.-1986

6.      Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие: теоретические основы и практика. worldislamlaw.ru

7.      Юридический словарь. 2000. academic.ru


[1] Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. academic.ru

[2] Юридический словарь. 2000. academic.ru

[3] Сюкияйнен Л.Р., Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Наука, М.-1986

[4] Саидов А.Х., Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. под. ред.      В.А. Туманова, Юрист, М-2003.

[5] Елаян Г.Ф. Основы Мусульманского уголовного права. Учебное пособие по спец. курсу

для студентов юридического факультета Махачкала - 2002

[6] Саидов А.Х., Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. под. ред.      В.А. Туманова, Юрист, М-2003.

[7] Сюкияйнен Л.Р., Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Наука, М.-1986

 

[8] Родионов М. А. Ислам классический. СПб., 2003.

[9] Сюкияйнен Л.Р., Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Наука, М.-1986

 

[10] Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие: теоретические основы и практика. worldislamlaw.ru

[11] Саидов А.Х., Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. под. ред.      В.А. Туманова, Юрист, М-2003.

[12] Сюкияйнен Л.Р., Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Наука, М.-1986

[13] Сюкияйнен Л.Р., Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Наука, М.-1986

[14] Саидов А.Х., Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. под. ред.      В.А. Туманова, Юрист, М-2003.

[15] Саидов А.Х., Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. под. ред.      В.А. Туманова, Юрист, М-2003.

 

Информация о работе Мусульманское право