Основные положения средневекового мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:58, реферат

Описание

Мусульманское право является одной из основных правовых систем мира. Для исследователя, представ­ляющего европейскую правовую традицию, оно пред­ставляет особый интерес по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими право­выми системами – евро-континентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксон­ской).

Содержание

Введение............................................................................................................………..........3
Глава I Источники мусульманского права.
1.1.Соотношение мусульманского права и религии……………...…………………5
1.2.Основные источники мусульманского права…………………………...………13

Глава II. Основные институты уголовного права в системе шариата.
2.1. Понятие преступления, классификация преступления.........………................25
2.2. Виды преступлений………………………………………………………………30
2.3. Цели и виды наказаний в мусульманском праве……………………………….43

Глава III. Основные институты гражданского права в системе шариата
3.1.Возникновение и развитие института права собственности …………………..59
3.2. Регулирование отношений земельной собственности в мусульманском праве..66
Заключение..............................................................................................………...................73
Список используемой литературы...........................................

Работа состоит из  1 файл

musprav.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

     а) воздух, море, пустыня;

     б) рабыня, имеющая детей от хозяина;

     в) вещи общественного пользования (сухопутные и водные пути, мечети, школы и др.).

     г) «нечистые вещи» (наджасат), вещи, отвлекающие мусульман от ислама, кресты, книги неверующих и т.п., вещи, употребляющиеся в азартных играх, вино, свинина и т.п.

     Вещи, принадлежащие мусульманам, разделяют на следующие категории: движимые (манкул) и недвижимые (гайр альманкул). К движимым относятся вещи, которые можно легко перемещать с одного места на другое, а также те, которые можно определять мерой и весом. При этом животные рассматривались как вещи, которые невозможно определять таким образом, продажа их возможна только поштучно.

      К недвижимому имуществу ханифиты относят то, что невозможно вынести, перенести с места на место, т.к. имущество при этом потеряет свои свойства.

     Ho в определении недвижимого имущества нет единого мнения. Многие правоведы считают, что все предметы, служащие для обработки земли (рабочий скот, инвентарь и др.), являются недвижимым имуществом, т.к. они принадлежат земле.

     Кроме того, вещи разделяются на заменимые и незаменимые. К заменимым относятся вещи, которые легко купить и при их гибели заменить другими.

     При утере незаменимых вещей убыток возмещался соответственно их стоимости (кимат) деньгами или равноценными вещами.

     Известна также классификация вещей на специфицированные (айн) — обладающие индивидуальными признаками, и неспецифицированные (дейн) — не имеющие определенной индивидуальности.

     В решении вопроса об этой классификации между правоведами существуют разногласия. Некоторые считают, что к «айн» относятся те вещи, которые доступны для восприятия  органами чувств.[144]

      По Корану все, что создано Богом на земле, создано на пользу людей. Также существует изречение Мухаммеда следующего содержания: «люди состоят в свободном отношении к воде, к огню и к траве». Все, существующее на земле, возникшее без человеческого труда (леса, фруктовые деревья, пастбища, воды всякого рода, минералы и пр.), доступно пользованию любого человека, хотя бы и находилось в границах владений частных лиц. Эти предметы не могут стать их исключительной собственностью. Некоторые мусульманские законоведы не признают также и права имама (высшего духовного правителя) передавать перечисленные объекты в исключительное пользование частному лицу или какому—либо учреждению. Право пользования данными объектами предоставляется не только мусульманам, но и всем людям без различия веры, шариат признает их достоянием всего человечества.[145]

     Поздний шариат разработал концепцию частной собственности, согласно которой право собственности — вечное и неограниченное.[146] Собственник (малик) является полноправным хозяином своего имущества. Никто не имеет право мешать хозяину распоряжаться своим имуществом, если его деятельность не причиняет ущерб другому.[147] Мусульманское право запрещает собственнику злоупотреблять пользованием своей вещью, бесцельно уничтожать ее (например, без повода грубо обращаться со своими рабами и животными).[148]

     Изречение Мухаммеда о том, что « человек должен ожидать для себя всякое земное благо и богатство только от труда своего» привело толкователей Корана к общему заключению, что только посредством личного труда люди могут приобретать законное право собственности на имущество, свободное от владения другими лицами (право первовладения).

     Имущество, находящееся или находившееся во владении других лиц, может быть приобретено в собственность:

         — как добыча в религиозную войну,

         — путем заключения гражданских сделок в установленном порядке,

         — по праву наследования,

        — через пожалование имущества верховным властителем страны при условии законности им самим.[149]

     Право на имущество может возникать или прекращаться на основании постановления компетентных лиц, обладающих соответствующей властью.Существуют 2 вида постановлений: вади — и теклафи — обязательное, которые с точки зрения общественного порядка разрешают или запрещают совершение какого—либо действия в интересах общества. Условное постановление касается предметов, изъятых из оборота. Например, лица, использующие под контролем государства общественные места, не имеют права сдавать их в аренду, продавать.[150]

     Имущество, принадлежавшее другому лицу и присвоенное мусульманином способом, не относящимся к вышеуказанным, никогда не обращается в его законную собственность и остается запрещенным.

     Одно лишь фактическое владение имуществом не является доказательством права собственности владельца на него. При этом не имеет значения, было ли владение установлено насильственным или добросовестным действием.[151]

     Ханифиты в своих учениях установили  пятнадцатилетний срок давности владения частным имуществом. Для государственного имущества срок равнялся десяти годам. Люди, владевшие имуществом в течение установленного срока, становились его собственниками.По учению маликитов, лицо, владевшее имуществом без противодействия его собственника в течение десяти лет для недвижимого и от двух до трех лет для движимого имущества, могло стать собственником этой вещи, для подтверждения своего тезиса они ссылались не предание Мухаммеда о том, что «обладатель вещи в течение десяти лет становится ее собственником». Такая разница объясняется следующим образом: в изречениях Пророка существует столько противоречий, что каждый правовед может ссылаться на то изречение, которое обеспечивает его интересы.

     Законность приобретения имущества должна быть доказана одним из трех способов: признанием, свидетельскими показаниями и присягой.

     Что касается заключения гражданских сделок, кроме согласия договаривающихся сторон, требуется обязательное доказательство принадлежности имущества отчуждаемому его лицу.[152]

     Конфискация имущества может иметь место лишь в отношении прав пользования доходами с земли, а также при наличии определенных правительственных прав. То, что принадлежит Государю страны по шариату, он может жаловать и отнимать. Если же мусульманину жалуется насильственно отнятое имущество, принадлежащее на праве собственности другому мусульманину, одаряемый должен вернуть его действительному собственнику. Это правило действует в отношении всех гражданских сделок и считается религиозной обязанностью мусульман. Даже в случае распределения добычи действует это же правило: если будет доказано, что какой—либо предмет, отнятый во время войны у неприятеля, раньше принадлежал мусульманину и без его согласия перешел в руки «неверного», то этот предмет должен быть возвращен первоначальному собственнику.[153]

     Следует учитывать, что объектом собственности, кроме дозволенных вещей, могут быть также их плоды: это так называемая абсолютная собственность. Если объектом собственности являются лишь плоды или доходы от вещи, такая форма собственности называется «иртифак» (узуфрукт).

     В концепции узуфрукта смешиваются понятия пользования, извлечения доходов, а в некоторых случаях и права проживания. Эта концепция отличается от европейской, распадаясь на два вида:

     интифа — право неотчуждаемое, пожизненное;

  и манфаа — право бессрочное и отчуждаемое.

     Всякий узуфрукт, установленный в пользу частного лица, предполагается пожизненным. В мусульманском праве не существует общей теории узуфрукта: он определяется условиями, устанавливаемыми волей людей. Узуфруктарий может заключать краткосрочные арендные договоры, но он обязывается не изменять сущности вещи, нести издержки по ее содержанию и уплачивать налоги, а по истечении узуфрукта возвратить вещь в надлежащем состоянии.

     Существует и еще одна форма приобретения собственности: когда вещь случайно смешана с другими и их невозможно разделить. В этом случае, по мнению ханифитов, собственник должен выплатить сумму стоимости незаконно употребленных в дело предметов.

     Шафииты считают, что собственники имеют право требовать разделения имущества, а если это невозможно, оба лица становятся собственниками данной вещи.[154]

     В учениях мусульманских правоведов можно встретить более подробное деление имущества на категории в зависимости от способа его приобретения:

     а) Анфал — это, главным образом, земельное имущество, которое никому не принадлежит. Глава государства или имам является их собственником. Он по своему усмотрению передает это имущество в пользование другим лицам. Эти вещи не могут быть объектом частной собственности, передаваться кому-нибудь актом дарения. Доходы с такого имущества использовались при защите пограничных земель, на строительство мостов, дорог и т.д.

     б) Имущество фей — вещи, которые переходят в руки мусульман от врагов ислама  мирным путем, без столкновения. Это имущество по указанию Корана распределяется следующим образом: «Знайте, что из всего, что ни берете вы в добычу, пятая часть идет Богу; посланнику и родственникам его; сиротам, бедным, путешественникам».

     в) Имущество ганаим — часть военной добычи, которая попадает в руки мусульман насильственным путем. Ганаим в основном является движимым имуществом. По вопросам ганаима существуют разногласия между мусульманскими правоведами. Некоторые утверждают, что все добытое военными на поле сражения, принадлежит им. Другие ссылаются на высказывание Мухаммеда: «вещи ганаим должны равно делиться между мусульманами, даже детьми и женщинами». Объектом ганаим может быть сама вещь или ее плоды. К ганаим также относились живые вещи: рабы,  военнопленные. 15 имущества принадлежала имаму в виде налога. Шииты к ганаим и анфалу относят следующее имущество: брошенные земли и разрушенные помещения, не имеющие хозяина; горы; озера; реки; леса; целина; вещи, оставшиеся после смерти лица, не имевшего наследников. По учению шиитов все они должны полностью находиться в распоряжении имамов.

     г) Находка, или муката. К ним относятся найденные вещи или люди. Присвоение их зависит от времени и места, где они найдены. Лицо, нашедшее какую—либо вещь, сокровища на собственной земле, по общему правилу, является их собственником. Вещи, найденные в других местах, присвоить нельзя. Нашедший должен призвать столько свидетелей, сколько может. Кроме того, через глашатаев необходимо публично объявлять   о найденной вещи в течение года. Если хозяин не найдется, нашедший может присвоить вещь. Некоторые правоведы считают, что если вещь—находка не превышает стоимости 10 дирхемов, то нашедший может сразу, без объявления, присвоить ее себе.     Присвоение тесно связано со временем, прошедшим с момента потери вещи.

     Если она была потеряна до возникновения ислама и найдена после этого, нашедший может сразу ее присвоить. Хозяин вещи может потребовать свое имущество в любой момент. Если находка употреблена или испорчена по вине нашедшего, последний отвечает возмещением убытка .Шиитские правоведы делят находки на 3 категории: люди, животные и вещи. К первой категории относятся несовершеннолетние и сумасшедшие. Если найденный человек убежит или погибнет не по вине нашедшего, то последний за это не отвечает. Если нашедший не в состоянии содержать найденное лицо, то его можно предоставить губернатору (хакиму) или лицу, которое в состоянии ухаживать за ним. Расходы на содержание найденного должны оплатить члены его семьи или хаким. Нашедший рабов и животных может держать их у себя и пользоваться ими. По истечении годового срока можно сделать находку своей собственностью. Если обнаруживается бывший владелец, то новый хозяин должен выплатить стоимость животных, рабов по ценам, установленным в момент потери. По щиитскому праву для этих вещей не требуется годовой срок. В случае если найдется бывший хозяин, нашедший также обязан возвратить вещь или оплатить ее стоимость за вычетом средств, израсходованных на ее содержание.[155]

     Общественную собственность на воду мусульманский закон превращает в божественный догмат, не отрицая, однако, полностью индивидуальное присвоение воды. Различают 2 вида пользования водой: утоление жажды человека и животных и орошение полей.     Первому виду соответствует положение, называемое в мусульманском праве шефет, которое можно определить как «право жажды». В силу шефета любое лицо имеет право утолить свою жажду и напоить своих животных водой из больших водоемов (морей, рек, озер), принадлежащих мусульманской общине. Но когда речь идет о колодцах, канавах или источниках, дающих воду благодаря труду, затраченному человеком, то вода признается предметом частной собственности, «по крайней мере, пока говорится о преимущественном праве пользования ею». Маликиты считают, что даже если человек умирает от жажды, пользование водой может быть безвозмездным только, когда потребитель является бедняком. Ханифиты считают, что крайняя нужда исключает в данной области отношений всякую возможность применения наказания за кражу.

     Второй вид пользования водой называется ширб. Согласно ему, человек получает право не только утолить жажду и напоить животных, но и запастись некоторым количеством воды для орошения. Права собственника земель, на которых расположены источники, фонтаны, колодцы и пруды, являются неограниченными: «собственнику принадлежит такое же исключительное право пользования ими, как и водой, которая содержалась бы в принадлежащим лично ему сосуде» (халил).[156]

     В отношении проточных вод право ширба осуществляется прибрежными собственниками в порядке, определяемом близостью их участков к этим водам. Никто не имеет права покрыть проточной водой поверхность своей земли более, чем до уровня лодыжки: водам, превышающим этот уровень, должен быть открыт естественный сток. Распределение воды может быть предметом специальных соглашений между пользователями. Все споры, относящиеся к водному режиму, находятся в ведении только кади (общепринятое название мусульманского судьи-чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шариата)[157], а не органов административной власти.[158]

  Мусульманские принципы общей собственности аналогичны европейским: каждый собственник обладает в отношении своей идеальной доли правами владения, пользования и распоряжения.  Если другие собственники сделают невозможным пользование вещью, он может потребовать выдела или раздела, т.к. никто не обязан навсегда оставаться нераздельным собственником.

     Раздел может быть осуществлен либо по добровольному соглашению, либо, в случае спора между заинтересованными сторонами или если в числе собственников оказываются несовершеннолетние или безвестно отсутствующие, — по суду.  Кади обращает имущество в продажу только в случаях, когда урегулирование пользования оказалось безрезультатным или невозможным. Отрицательное отношение мусульманского законодательства к дроблению имущества определяется тем, что, поскольку семья представляет собой социальную ячейку, речь идет о сохранении имущества семьи. До настоящего времени общая собственность достаточно распространена в мусульманских странах, особенно в сельских местностях.

Информация о работе Основные положения средневекового мусульманского права