Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:03, реферат

Описание

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций.

Содержание

Введение
1. Мусульманское право
1.1. Основные черты мусульманской правовой системы.
2. Источники мусульманского права.
2.1. Коран
2.2. Сунна
2.3. Иджма
2.4. Кияс
2.5. Фирманы, кануны
3. Право мусульманских стран: право Арабского Халифата
3.1. Право личного статуса.
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений
3.3. Обязательства
3.4. Семейные отношения
3.5. Наследственное право
3.6. Преступления и наказания
3.7. Судебный процесс
4. Приспособление мусульманского права к современному миру.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

мусульманское право.docx

— 43.37 Кб (Скачать документ)

 3.5. Наследственное право

 Признавались два порядка  наследования: по завещанию и  по закону. Завещание не могло  составляться в пользу законных  наследников, затрагивать более  трети имущества завещателя, его  составление требовало присутствия  двух свидетелей. Особенно разработанным  был порядок наследования по  закону. Из имущества умершего, прежде  всего покрывались расходы связанные  с его погребением, затем выплачивались  все его долги. Особенностью  шариата было то, что наследованию  подлежали только имущественные  права умершего, а не обязанности,  которые не могли переходить  наследникам.

 Оставшееся имущество переходило  к законным наследникам умершего; они делились на несколько  категорий, внутри которых устанавливалась  своя очередность призвания к  наследству. Так, в первую очередь  наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д.  Наследственная доля женщин была  вдвое меньше доли мужчин.

 На получение наследства  не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые,  хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя.  Лишь маликиты признавали право  на наследство за убийцей, если  он руководствовался справедливыми  мотивами.

3.6. Преступления и наказания.

 Нормы уголовного права представляли  собой наименее разработанную  часть шариата. Они отличались  архаичностью, отражали сравнительно  низкий уровень юридической техники.  Отсутствовало общее понятие  преступления, слабо были разработаны  такие институты, как покушение,  соучастие, смягчающие и отягчающие  вину обстоятельства и т.п.  Еще средневековые мусульманские  правоведы разделили все преступления  на три группы. Первую из них  составляли преступления, которые  восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

 Вторую группу преступлений  составляли противоправные действия, которые рассматривались как  посягательства не на права  всей мусульманской общины, а  на права отдельных лиц. Нормы,  регулирующие их, восходили к  обычаям родоплеменного строя,  сохраняли следы непосредственной  расправы потерпевшего с обидчиком.  Так, умышленное убийство или  смертельное ранение влекли за  собой кровную месть со стороны  родственников убитого. В шариате,  правда, уже предусматривалась возможность  замены кровной мести денежным  выкупом, если родственники убитого  прощали убийцу. За неумышленное  убийство устанавливался выкуп,  который сопровождался двухмесячным  постом и отпуском на волю  раба-мусульманина. Для других преступлений  данной группы, в частности за  телесные повреждения, ответственность  также возникала по принципу  возмездия, т.е. талиона.

 Наконец, третью группу преступлений  составляли действия, которые не  рассматривались как наказуемые  в период становления халифата, а поэтому не упоминались в  основных источниках шариата.  С развитием правовой доктрины  и стремлением имущей верхушки  укрепить сложившийся общественный  порядок начинают рассматриваться  как уголовные преступления и  наказываться в судебном порядке  такие действия, как неуплата  закята, несоблюдение поста, легкие  телесные повреждения, оскорбления,  хулиганство, обвешивание и мошенничество,  взяточничество, растрата государственных  средств, азартные игры и т.п.  Мера наказания по таким делам  зависела от мнения, высказываемого  муджтахидами, и от усмотрения  отдельных судей.

 Наказания по мусульманскому  праву отразили как архаичные  и догосударственные способы  возмездия, так и достаточно  разработанные меры целенаправленной  уголовно-правовой репрессии.

 Преступления первой и второй  группы влекли за собой строго  фиксированные и суровые наказания  (хадд и кисас). Наказания за  преступления, относящиеся к третьей  группе (тазир), отличались большим  разнообразием и гибкостью (от  четырех до двух видов таких  наказаний), но также имели ярко  выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал  и тем самым узаконивал кровную  месть (в несколько ограниченных  по сравнению с доисламским  периодом размерах), талион, а также  выкуп в вещах или деньгах  (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров  золота) как компенсацию потерпевшему  или его родственникам, если  они отказывались от своего  права на кровную месть.

 В шариате предусматривались  типичные для средневековья жестокие  и устрашающие наказания. Так,  смертная казнь, назначавшаяся  по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем  повешения или четвертования), а  затем тело казненного выставлялось  на всеобщее поругание. Применялись  и такие виды казни, как утопление  и закапывание заживо. Широко  использовались также членовредительские  и телесные наказания — отсечение  пальцев, рук и ног, бичевание,  битье камнями и т.п. Тюремное  заключение в Арабском халифате  применялось обычно для содержания  преступников до суда, но постепенно  стало использоваться и как  мера наказания, причем в отдельных  случаях назначалось пожизненное  заточение. Лишение свободы выражалось  также и в домашнем заключении  или в помещении в мечеть. Мусульманское  право знало также имущественные  санкции (конфискации, штрафы  и т.п.) и позорящие наказания  — бритье бороды, лишение права  носить чалму, публичное осуждение  и т.д., а также ссылку и высылку  (за мелкие преступления).

3.7. Судебный процесс.

 Процесс по мусульманскому  праву носил, как правило, обвинительный  характер. Дела возбуждались не  от имени государственных органов,  а заинтересованными лицами (за  исключением преступлений, направленных  против государственной власти). Различия между уголовными и  гражданскими делами (в самом  судебном процессуальном порядке)  практически отсутствовали. Судебные  дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли  присутствовать все желающие. Стороны  должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

 Процесс проходил устно, письменное  делопроизводство не применялось,  хотя со времени правления  Абассидов по гражданским делам  составлялись судебные протоколы.  Основными доказательствами были  признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться  на одном заседании и не  могло откладываться на следующий  день. По существу процесс в  суде превращался в своеобразное  состязание сторон, где, естественно,  богатый и бедный не были  в равном положении. При вынесении  решения судья, за исключением  сравнительно небольшой категории  дел, обладал большой, свободой  усмотрения, что давало ему возможность  руководствоваться личными симпатиями  и учитывать социальное положение  сторон. Особенностью процессуального  права шариата было то, что  судебное решение не рассматривалось  как окончательное и бесповоротное.  В случае установления новых  фактов и обстоятельств по  рассмотренному ранее делу судья  мог пересмотреть свое собственное  решение. Это открывало простор  для злоупотреблений и произвола.  При оценке доказательств в  суде господствовал формализм.  Так, полным доказательством по  делу считались показания двух  достойных доверия свидетелей-мусульман.  Показания женщин рассматривались  как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или  убедительных доказательств применялась  клятва, которую обычно должен  был произнести ответчик или  обвиняемый. Клятва, произнесенная  по особой торжественной форме  и с ссылкой на Аллаха, принималась  как веское доказательство в  судебном процессе. Она освобождала  обвиняемого от ответственности  или, по крайней мере, смягчала  наказание (например, при обвинении  в умышленном убийстве). Признание  обвиняемого, если оно было  сделано совершеннолетним, вменяемым,  не под влиянием принуждения,  рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения  суда.

 

4. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО  ПРАВА К СОВРЕМЕННОМУ МИРУ.

 Для приспособления мусульманского  права к современной действительности  используются способы, находящиеся  как бы вне мусульманского  права, - соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему.  В странах мусульманского права  существовал и существует дуализм  судебной организации: наряду  со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане основная часть населения, оно дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и право мусульманских государств. В 1869-1877 гг. в качестве гражданского кодекса Османской империи была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре. Во второй половине XIX века в мусульманских странах были применяемы уголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений.

 В странах с мусульманским  правом конституция не считается  основным законом, а эту роль  играет Коран, Сунна, принципы  консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ). Мусульманские юристы и  богословы считают, что регулированию  норм Корана и шариата подлежат  как религиозная, так и этическая  стороны общественной жизни, отношения  граждан как между собой, так  и с государством. Они также  утверждают, что эти нормы, освещенные  волей Аллаха, гораздо сильнее  по своему действию, чем конституционные  нормы, написанные человеком.  С этим как раз и связано  то, что в Саудовской Аравии  нет писаной конституции, а  ее место занимает Коран.

 Во многих государствах мусульманское  право конституционно считается  основой законодательства. Оно применяется  по многим вопросам, но особенно  в гражданских отношениях, до  сих пор сохраняются шариатские  суды. В некоторых странах Центральной  и Восточной Африки мусульманское  право используется как обычное  право. Хотя мусульманское право  и оказывает огромное влияние  на правовые системы мусульманских  государств, но все равно сейчас  наблюдается тенденция к применению  таких источников права как  правовой обычай и нормативно-правовой  акт или законодательство. Практически  во всех мусульманских странах  влияние мусульманского права  ограничивается брачно-семейными  и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые входят в понятие "личный статус. В качестве примера можно еще привести Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве "двойные стандарты", а в коммерческом праве приоритет уже отдается "англо-американскому" праву.

 В 19 веке в положении мусульманского  права произошли существенные  изменения. В наиболее развитых  странах оно уступило главенствующие  позиции законодательству, основанному  на заимствовании буржуазных  правовых моделей. К началу 20 века  лишь в странах Аравийского  полуострова и Персидского залива  мусульманское право сохранило  свои позиции и действовало  универсально в своем традиционном  виде. Правовые системы наиболее  развитых арабских стран, с  некоторыми отступлениями стали  строится по двум основным  образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому  - Ирак, Судан. За мусульманским  правом здесь сохранилась роль  регулятора брачно-семейных, наследственных  и некоторых других отношений  среди мусульман (иногда и не  мусульман), что объяснялось все  еще сохранившимся пережитком  феодализма и глубоким влиянием  ислама на общественное сознание. В настоящее время мусульманское  право не является единственным  действующим правом. Но в то  же время ни в одной мусульманской  стране оно не потеряло своих  позиций в качестве системы  действующих правовых норм. Исключение  составляет лишь Турция, где в  20 годы мусульманское право во  всех отраслях было заменено  законодательством буржуазного  типа, составленным на основе  заимствованных с западно-европейских  моделей. В конечном счете,  направление и глубина воздействия  мусульманского права на современные  правовые системы той или иной  страны обусловлены достигнутым  ею уровнем экономического и  культурного развития. Взяв за  основу масштабы применения норм  мусульманского права и степень  их влияния на действующие  законодательства, можно предложить  следующую классификацию современных  правовых систем стран Востока.  Первую группу составляет правовые  системы Саудовской Аравии и  Ирана, где мусульманское право  продолжает применяться максимально  широко. Прежде всего, его нормы  и принципы оказывают глубокое  влияние на конституционное законодательство  и сложившуюся здесь форму  правления. Конституция Ирана, например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов.1 Во исполнение данного положения здесь изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права: ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской в Иране.

 Если в Саудовской Аравии  мусульманское право никогда  не уступало своей роли явно  преобладающего источника права,  то в Иране оно вновь заняло  ведущее место только после  свержения шахского режима, в  результате проводимого руководством  исламской республики, курса на  исламизацию всех сторон общественно-политической, экономической и государственной  жизни страны и даже сферы  личных интересов граждан. В  подтверждение этого можно указать  на введение системы строгих,  а порой жестоких наказаний  за малейшее нарушение не только  юридических, но и моральных  норм, относящихся в частности  к одежде и формам проведения  досуга мусульман. Действующие  в стране мусульманские суды, вопреки элементарным требованиям  справедливости и демократической  законности, строго придерживаясь  мусульманских норм при рассмотрении  дел, нередко допускают явные  нарушения и творят произвол. В Иране и Саудовской Аравии  функционируют специальные учреждения  мусульманского контроля и инспекции  (хисба), которые без суда и  следствия могут наложить мусульманское  наказание за отклонение от  правил торговли, общественного  порядка или норм морали. Вторую  группу составляют правовые системы  Ливии, Пакистана, Судана. Хотя  сфера действия мусульманского  права не является здесь столь  всеобъемлющей как в первой  группе, но все же остается  весьма существенной, в последние  десятилетия даже обнаруживают  тенденцию к расширению. Прежде  всего принципы и нормы мусульманского  права, оказывают заметное влияние  на основные акты конституционного  характера и деятельность государственного  механизма этих стран. Так военный  режим Пакистана оправдывал отказ  от всеобщих выборов тем, что  они якобы "не отвечают принципам  ислама". В Ливии в 1977 году  Коран вообще был объявлен "законом  общества", заменяющим обычную  конституцию. Во всех перечисленных  странах второй группы, мусульманское  право без каких-либо изъятий  продолжает регулировать отношения  личного статуса, сохраняются  мусульманские суды. Еще одну  многочисленную группу составляют  правовые системы большинства  арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан). Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства. Не случайно, в ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охватывает не только "личный статус", но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово - экономических отношений и даже институты государственного права.

Информация о работе Мусульманское право