Семья и брак в мусульманском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах? Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Общая характеристика брачного права мусульман………………………...4
2.Порядок заключения брака по шариату……………………………………....8
3.Права и обязанности супругов по мусульманскому праву………………..10
4.Порядок расторжения брака по шариату…………………………………....12
Заключение………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

брак и семья по мусульманскому праву.docx

— 39.94 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 

стр.

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Общая  характеристика брачного  права мусульман………………………...4

2.Порядок заключения брака по шариату……………………………………....8

3.Права и обязанности супругов по мусульманскому праву………………..10

4.Порядок расторжения брака по шариату…………………………………....12

Заключение………………………………………………………………………...14

Список  использованной литературы…………………………………………..15 

 

Введение 

     Мусульманское право оказало глубокое влияние  на историю развития государства  и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в  наше время также остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной  системой, которая до сих пор имеет  едва ли не определяющее значение для  мировоззрения самых широких  слоев населения в этих странах? Кроме того, из всех мировых религий  ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается  с государством и правом. Связующим  звеном здесь выступают мусульманское  право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

     Особое  место в системе норм мусульманского права занимают брачно-семейные отношения. Институт брака с его многогранностью, повсеместностью и значимостью в любом государстве мира без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак – начало и ядро семьи, в укреплении которого заинтересовано общество, и которое не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака регулируются законодательством.

     Но, несмотря на стремительную модернизацию по европейским образцам гражданского, особенно коммерческого, а также уголовного права стран Востока брачно–семейное право мусульман и по сей день в большинстве стран остается «бастионом шариата». Правовая база мусульманского брака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именно эти источники регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.

 

1.Общая характеристика  брачного права  мусульман 

     Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой  поздней по времени возникновения  мировой религии – ислама или  мусульманства.

     Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи  преобладают на Ближнем и Среднем  Востоке, в Юго–Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте.

     В современной России также имеется  значительная религиозная исламская  община (умма). Районами традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь. В большинстве крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в состав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры, чеченцы, аварца, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, ингуши, карачаевцы, адыгейцы, лакцы, часть осетин, табасаранцы, балкарцы, ногайцы, черкесы, абозины, рутульцы, цухуры и другие, а также казахи, узбеки, киргизы, турки, туркмена, таджики и др. По данным разных источников в стране проживает от 8 до 15 млн. мусульман, встречается и цифра 20 млн.1

     Для всех вышеперечисленных стран и  народов, так называемого мусульманского мира, ислам является не только религиозным  предпочтением вероисповедания, но и своеобразной правовой системой, именуемой мусульманским правом.

     Сущность  мусульманского права неразрывно связана  с понятием шариата (от арабского  «шараа» – направлять, издавать законы) как систематизированного первоисточника мусульманских законов, освещающего как светские, так и религиозные проблемы. Именно поэтому отождествление мусульманского права с шариатом, охватывающим более широкий круг вопросов, ошибочно.

     В основе мусульманского права лежит  четыре источника:

     1)Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

     2)Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенный целым рядом посредников;

     3)Иджма – конкретизированные положения Корана, изложенные крупными учеными–мусульманистами;

     4)Кияс рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

     Совсем  до недавнего времени, в мусульманских  странах существовало неразрывное  единство религиозных и правовых норм, основанных на законах шариата, регулирующего все сферы жизни  общества и государства.

     На  данный момент, ни в одном государстве  исламского мира мусульманское право  не является единственным действующим  правом. Однако, не смотря на стремительную  модернизацию по европейским образцам гражданского, особенно коммерческого, а также уголовного права, которое  хотя и неравномерно, но неуклонно  охватывало разные страны Востока со второй половины XIX века2, брачно–семейное право мусульман и по сей день в большинстве стран остается «бастионом шариата». Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20–е годы после отмены халифата мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа западноевропейской правовой модели.

     Правовая  база мусульманского брака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именно эти источники  регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.

     В  отличие от  стран Запада и Северной Америки, где в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака, лежит моногамия, во многих мусульманских странах большое распространении имеют полигамные браки3.

     В этих странах государственная регистрация  брака существует, но не является обязательной. Наличие же  брака, зарегистрированного в государственном учреждении, не является препятствием для бракосочетания в мечети.

     Мусульманин вправе заключить брак с любой  женщиной, кроме атеистки. Неограниченная власть мужа в семье  дает ему право и возможность обратить жену в свою веру. Женщине–мусульманке  запрещается вступать в брак с иностранцем иной веры. В некоторых странах за такое  нарушение грозит тюремное заключение.

     В шариате самым главным в семейных отношениях является продолжение рода, действует строгий запрет добрачных  отношений и за нарушение запрета  предусмотрено наказание.

     В шариатских законах существуют постоянные и временные запреты на брак. Одним  из постоянных является запрет, который  существует в большинстве стран  мира – мужчине нельзя вступать в семейные отношения с женщинами, которые состоят с ним в  кровном родстве. Специфика этого  запрета в том, что он распространяется и на родственников, появившихся  благодаря супруге (на брак с сестрой  жены, ее тетками как по отцовской, так и по материнской линии и действует до тех пор, пока брак не распадется – а это уже временный запрет). Интересным является запрет, связанный с кормлением грудью. Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленного кормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном или дочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того, появились они на свет до или после кормления. Дети мужа кормилицы также становятся братьями и сестрами этого ребенка. Шариат запрещает женщине выходить замуж после смерти мужа в течение 4 месяцев и 10 дней, устанавливая тем самым еще один временный запрет. И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всю материальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечи мужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине не рекомендуется вступать в брак.

     Вопреки распространенному заблуждению  о том, что по шариату выдают замуж  без согласия невесты, такой порядок  предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дед  невесты, которые могут выдать замуж  девушку против ее воли, но за равного ей.

     Вообще, что касается равенства жениха и  невесты, шариатский закон уделяет  ему особое внимание. Равенство должно соблюдаться в нескольких аспектах – в целомудрии (непорочности), происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Но есть одно интересное исключение – «Если юноша – носитель знаний, то ему подходит любая девушка». Здесь мы сталкиваемся с характерным  для исламского мира уважением к  авторитету человека ученого, которому дозволено то, что для других находится  под запретом.

     Общую тональность взаимоотношений в  мусульманской семье можно выразить двумя фразами: «Муж не должен забывать о том, что у жены есть права. Жена не должна забывать, что у нее  есть обязанности по отношению к  мужу».

     Семья по исламу подобна государству, в  котором законами шариата предусмотрен один хозяин – муж, который несет  бремя ответственности за всех своих  близких. Говоря проще, мужчина должен достойно содержать семью, в том  числе и жену. Кстати, шариат запрещает  содержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, наркотиков, от дачи денег под проценты, а также  на доходы от азартных игр и взяток.  

 

     2. Порядок заключения брака по шариату 

     В мусульманском законодательстве брак представляет собой самостоятельный  гражданско–правовой договор, по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Договор брака считается действительным и без соблюдения религиозных обрядов, хотя их проведение и считается желательным.

     Требование, предъявляемое европейским правом к личному присутствию супругов при заключении брака, не известно в  мусульманском праве, поскольку  брак здесь рассматривается как  разновидность гражданско–правового договора, который может быть заключен не только стороной лично, но и по поручению. Требования, предъявляемые к  представителю (вакилю) сводятся к следующему: он должен быть совершеннолетним, психически здоровым и не должен быть грешником.

     Помимо  этого в мусульманском праве  имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобы  будущие супруги могли лучше  узнать друг друга, поскольку мужчины  и женщины, не находящиеся в близкой  степени родства, не имеют права  встречаться  друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.

     Процедура заключения брака по мусульманскому браку весьма упрощена и не требуется  какой–либо регистрации. Для признания  брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения  о заключении брака и  принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака  должен соответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий о добровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали)4, давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4 месяцам и 10 дням.

     Мусульманским правом предусматривает возможность  заключения брака под условием.  Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: «Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер» и т.п.,  если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным.

     При заключении брака также могут  быть поставлены иные условия, которые  могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его  правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить  условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.

     Мусульманское право признает брак между мусульманами, заключенный в соответствии с  требованиями, предъявляемым шариатом, а также и брак между не мусульманами. Несмотря на то, что брак между немусульманами может быть заключен не по шариату, а по их религиозным или гражданским нормам, он может быть признан мусульманским правом действительным, если при заключении брачного договора были соблюдены условия (добровольность вступления в брак, отсутствие близкородственных отношений, наличие свидетелей и т.п.) и процедура для заключения брака, предъявляемые шариатом. В таком случае все споры, вытекающие из указанного брака, могут рассматриваться в шариатском суде. Споры, вытекающие из  брака между немусульманами, не соответствующего условиям, предъявляемым к нему мусульманским правом, не могут рассматриваться шариатским судом. Такие споры могут быть рассмотрены в судах, созданных приверженцами той конфессии, к которой принадлежат супруги. Брачное сожительство без заключения брака в какой–либо форме, признается мусульманским правом уголовным преступлением.

Информация о работе Семья и брак в мусульманском праве