Семья и брак в мусульманском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах? Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Общая характеристика брачного права мусульман………………………...4
2.Порядок заключения брака по шариату……………………………………....8
3.Права и обязанности супругов по мусульманскому праву………………..10
4.Порядок расторжения брака по шариату…………………………………....12
Заключение………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

брак и семья по мусульманскому праву.docx

— 39.94 Кб (Скачать документ)

3. Права и обязанности  супругов по мусульманскому праву 

     Права и обязанности супругов в мусульманском  праве следует разделить на два  аспекта: имущественный и личный.

     Рассмотрим  имущественную сторону шариатского  брака. Мусульманское право предусматривает  только режим раздельной собственности  супругов. Материальное обеспечение  семьи по шариату полностью возложено  на мужа. Он обязан из своих доходов  приобретать питание, одежду, имущество, необходимое для ведения домашнего  хозяйства,  обеспечить жену жильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, она вправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не неся расходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов питания.

     В мусульманском праве обязанность  по содержанию (нафака) семьи возлагается исключительно на мужа. Муж обязан содержать как детей, так и жену, а также ее прислугу, если она ее имела до заключения брака. Размер нафака определяется достатком мужа. При наличии нескольких жен муж обязан соблюдать равенство между женами, в предоставляемом им содержании. В случае если муж не в состоянии соблюдать равенство между женами, то ему запрещено заключать второй договор брака, что основывается на следующем аяте Корана: «A если боитесь, что не будете справедливы, то – на одной». Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе в судебном порядке, даже если она имеет собственный заработок. Если муж не в состоянии материально обеспечить жену, она может обратиться в суд с требованием расторжения брака.

     Личные  и неимущественные права и  обязанности супругов в шариате  очень своеобразны. Жена и муж  наделяются мусульманским правом различными статусами. Каждый из этих двух субъектов  семейных отношений наделен специфичным  кругом прав и обязанностей, который  не совпадают друг с другом.

     В соответствии с мусульманским правом изменение семейного статуса  ведет к изменению правового  статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность. Такое изменение  касается, прежде всего, женщины, которая  при вступлении в брак попадает под  опеку мужа, и не имеет права  без разрешения мужа работать и также  менять место жительства. Притом, что  мужчина, в общем, наделен правом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда. При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за ним, для того, чтобы не допустить распад семьи и ухудшение отношений между супругами. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать вместе с мужем на новом месте жительства.

     Основными обязанностями жены в семейной жизни  являются подчинение мужу. По шариату самой лучшей женой считается та, «которая радует мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что–нибудь велит ей, и не противоречит мужчине, если ему что–то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества». Муж имеет право, в случае если жена не выполняет его законных требований, наказать ее.

     Основными обязанностями мужа являются обхождение с женой по справедливости, уважение её чувств, проявление заботы и уважения. Он обязан следить за своей внешностью и поведением, чтобы нравиться  жене.

     Неимущественные отношения супругов по мусульманскому праву регулируются на основе более  высокого положения супруга,  и обязанности жены подчиняться мужу, если его требования носят законный характер.  По шариату мужчина,  принимая на себя ответственность за домашнее хозяйство,  средства к жизни, благополучие детей и заботу о них, заслуживает авторитета главы семьи, так как его сила стойкость и выносливость делают его более подходящим, нежели женщина, чтобы нести тяжкое бремя охраны семьи от разрушения и беспорядка.

     Поскольку мусульмане не имеют фамилий в  их европейском понимании, вопрос о  фамилиях мусульманским правом никак не регулируется. 

     4. Порядок расторжения брака по шариату 

     Развод  по Шариату очень легкий для мужа и трудный для жены. Вообще же, развод обставлен сложной казуистикой  при учете многих условий, хотя сам  момент его сведен до минимума простоты. Достаточно мужу трижды произнести: «Ты мне не жена» (или: «Ты отлучена», «Ты отрезана», «Ты запретна», «Поводья брошены на твою собственную шею», «Соединись со своим родом», «Ты лишена», «Ищи товарища», «Твоя спина, как спина моей матери» и другие) и брак считается расторгнутым. У мужа могут не спросить причин развода, жена же, желающая развода, ограничена в своих доводах. Так, деспотизм мужа, его личная свобода, оскорбления, побои и тому подобное не являются основанием для заявления жены о расторжении брака. Она может заявить в случаях импотенции мужа, долгого отсутствия известий о его жизни и смерти, умалишенности и других сугубо веских основаниях. Но при других причинах, скажем, она разлюбила мужа, ей понравился другой, ей претит определенный мужем семейный уклад, физическая близость с мужем является для нее пыткой – она не должна претендовать на развод. В противном случае, женщина подвергнется осуждению общественным мнением, которое в мусульманской среде имеет большую силу.

     После развода мужчина сразу же может  жениться, женщина же – только по истечении определенного срока (ар. идда), дабы определить возможную беременность (этот срок устанавливается по–разному – от 4 до 20 недель).

     Мусульманским правом предусмотрено два способа  прекращения брака. Первый из них  – собственно развод (талак), право на который имеет только муж. Если формула развода (талак) была произнесена 9 раз, то брак считается невосстановимым. Но после троекратного произнесения талака супруги могут воссоединиться при условии, что жена вступит в новый брак и тут же разведется.

     Второй (фисх) – аннулирования брака судьей (по заявлению жены либо других лиц), при наличии соответствующих условий. Аннулирование брака может проводиться судьей в следующих случаях: прекращение брака ввиду неспособности мужа материально обеспечить жену или выплатить ей михр, прекращение брака в связи с подтвержденным обвинением жены в прелюбодеянии, прекращение брака в связи с обнаружением сокрытых при вступлении в брак физических недостатков и психического заболевания у одного из супругов, прекращение брака в связи с вероотступничеством одного или обоих супругов.

     После расторжения брака обязанность  содержать детей возлагается  на того из родителей, с кем после  развода они остаются (на практике, дети чаще всего остаются с отцом).

 

     Заключение 

     С древних времен брак, как союз мужчины  и женщины, есть специфическая форма  человеческих отношений, необходимая  для реализации естественной потребности  в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи. 

     Для большинства людей, населяющих нашу планету, именно семья, находясь наряду с общественными отношениями  и вопросами карьеры, имеет основополагающий характер и занимает главное место  в индивидуальном внутреннем мире человека.

     В современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям). Брачно-семейные отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в международных правовых актах5.

     В то же время законодательство разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их всеобъемлющий  характер, не имеет единообразного правового  регулирования. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права.

 

Список  использованной литературы 

   
  1. Гаагская  конвенция от 14 марта 1978 г. «О заключении и признании действительности браков»// Международное частное право: Сб. документов. М., 1997. – С. 699 – 707.
  2. Ахмад Сакр Ислам о браке и семейной жизни. – М.: Диля, 2006. – 52 с.
  3. Барковская Е.В. Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке / Е.В. Барковская – [Электронные ресурс: Портал Рособразования] режим доступа: edu.ru
  4. Вахба аз-Зухейли Мусульманская семья в современном мире (перевод с арабского). – М., 2009. – 504с.
  5. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике её применения / В.А. Туманов, Л.М. Энтин. – М.: Норма, 2002.
  6. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007. – 376 с.
  7. Международное частное право: практикум. /Под ред. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. – М., 2007.
  8. Рассказов Л.П., Кангезов М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права / Л.П. Рассказов М.Р. Кангезов // Общество и право. – 2010. – №01 (28). – Научно-практический журнал. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России. – 2010. – 308 с.
  9. Семейное право: учебник для студентов вузов / Под ред. Алексий П.В., Петров И.В. 3-е издание. – М., Юнти-Дана, Закон и право, 2008.
  10. Современное семейное право Российской Федерации и шариат: учебник / Под ред. Манукян Ю.К. – Ростов н/Д, 2003.
  11. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. – М.: наука, 1986. – 255 с.
  12. Чепурнова Н.М., Серегин А.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: ЕАОИ, 2007. – 198 с.

Информация о работе Семья и брак в мусульманском праве