Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:03, реферат

Описание

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций.

Содержание

Введение
1. Мусульманское право
1.1. Основные черты мусульманской правовой системы.
2. Источники мусульманского права.
2.1. Коран
2.2. Сунна
2.3. Иджма
2.4. Кияс
2.5. Фирманы, кануны
3. Право мусульманских стран: право Арабского Халифата
3.1. Право личного статуса.
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений
3.3. Обязательства
3.4. Семейные отношения
3.5. Наследственное право
3.6. Преступления и наказания
3.7. Судебный процесс
4. Приспособление мусульманского права к современному миру.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

мусульманское право.docx

— 43.37 Кб (Скачать документ)

 Большая роль иджмы в развитии  шариата состояла в том, что  она позволяла правящей религиозной  верхушке Арабского халифата  создавать новые правовые нормы,  приспособленные к меняющимся  условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных  стран. К иджме в качестве  источника права, дополняющего  шариат, примыкала и фетва - решения  и мнения отдельных муфтиев  по правовым вопросам.

2.4. Кияс.

 Одним из наиболее спорных  источников мусульманского права,  вызывающим острые разногласия  между разными направлениями,  был кияс- решение правовых дел  по аналогии. Согласно киясу правило,  установленное в Коране, Сунне  или иджме, может быть применено  к делу, которое прямо не предусмотрено  в этих источниках права. Кияс  не только позволял быстро  урегулировать новые общественные  отношения, но и способствовал  освобождению шариата в целом  ряде моментов от теологического  налета.

 Но в руках мусульманских  судей, кияс часто становился  и оружием откровенного произвола.  Наиболее широко данный метод  был обоснован Абу Ханифа и  его последователями- ханифатами.

 В качестве дополнительного  источника права шариат допускал  и местные обычаи, не вошедшие  непосредственно в само мусульманское  право в период его становления,  но не противоречившие прямо  его принципам и нормам. При  этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском  обществе (урф), а также у многочисленных  народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).

2.5. Фирманы, кануны.

 И, наконец, производным от  шариата источником мусульманского  права были указы и распоряжения  халифов-фирманы. В последующем,  в других мусульманских государствах, с развитием законодательной  деятельности, в качестве источника  права, стали рассматриваться  и играть все возрастающую  роль законы- кануны. Фирманы и  кануны тоже не должны были  противоречить принципам шариата  и дополняли его прежде всего  нормами, регламентирующими деятельность  государственной власти с населением.1

 

3. ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН: ПРАВО АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

 Хотя шариат не знал как  такового деления права на  отдельные отрасли, все же гражданско-правовые  отношения, в частности право  собственности, договорное и деликтное  право, получили в нем заметное  развитие.

3.1. Право личного статуса.

 Особое внимание в шариате  уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и  во многих других государствах  средневекового Востока, не сложился  особый сословный строй с присущей  ему иерархией неравноправных  сословно-корпоративных групп. По  мусульманскому праву юридическое  положение лица определялось  его вероисповеданием. Полноправный  личный статус по шариату имели  только мусульмане. Лица, исповедовавшие  христианство или иудаизм (так  называемые зиммии), находились в  приниженном положении и были  обязаны уплачивать тяжелый государственный  налог (джизья). Нормы шариата  применялись к ним лишь в  тех случаях, когда они заключали  сделки с мусульманами или  совершали преступления. Развитие  социальных отношений оказало  влияние на положение рабов.  Они не признавались субъектами  права, но могли с согласия  своих хозяев вести торговые  операции и приобретать имущество.  Отпуск рабов-мусульман на волю  рассматривался как богоугодное  дело.

 Поскольку согласно религиозным  представлениям шариата субъектом  права являлся лишь Аллах, то  мусульманин рассматривался как  носитель установленных богом  обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

 3.2. Правовое регулирование имущественных отношений

 Важное место в мусульманской  правовой доктрине занимали нормы,  регламентирующие имущественные  отношения. Прежде всего в правовой  доктрине было закреплено представление  об имуществе как объекте вещных  прав. Особую категорию составляли  вещи, которые не могли или  не должны были находиться  в собственности мусульманина. Это  — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась  собственность мусульман и на  так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие  положениям ислама, и т.д. Нередко  в ходе арабских завоевательных  походов эти вещи подвергались  уничтожению, хотя вопрос о  праве на истребление имущества,  принадлежащего неверным, был спорным  и трактовался по-разному в  различных мазхабах. Мусульманскому  праву было известно также  деление вещей на движимые  и недвижимые, заменимые и незаменимые,  характеризующиеся индивидуальными  признаками и не имеющие таковых  и т.д. Большое внимание мусульманские  правоведы уделяли классификации  земельных имуществ. В особые  группы выделялось государственное  имущество, земли принадлежащие  частным лицам, брошенные земли,  земли непригодные для обработки  и т.п.

 В шариате подробно определялись  способы возникновения права  собственности, причем по некоторым  из них правоведы, представители  разных мазхабов, высказывали разноречивые  мнения. Завоевательные походы арабов  с большой остротой поставили  вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего, в зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству, третья — мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником.

 Сложившийся в мусульманских  государствах строй отношений  собственности тщательно регламентировался  и охранялся нормами шариата.  Праву частной собственности  приписывалось божественное происхождение,  оно рассматривалось как постоянное  и неограниченное, а собственник  имел абсолютную свободу распоряжения  своим имуществом.

 Особый правовой режим имели  земли, составлявшие первоначальную  территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которые назывались хиджаз. На  этих землях могли селиться  только мусульмане, здесь нельзя  было рубить деревья, охотиться  и т.п. Население покоренных  земель, как правило, теряло свои  собственнические права, которые  переходили государству. Землевладельцы  же рассматривались теперь как  арендаторы и обязаны были  платить тяжелый налог (харадж).

 Частная феодальная собственность  в Арабском халифате (мульк) имела  подчиненное значение по сравнению  с государственной собственностью  и общинным землепользованием  и не получила широкого распространения.  В отличие от феодальной собственности  в странах Европы она не  имела иерархической структуры,  не связывалась условиями службы. С ростом государственного земельного  фонда и развитием феодальных  отношений получили распространение  и условные формы земельных  владений. Часть захваченных земель  стала предоставляться отдельным  представителям феодальной верхушки  за военную или государственную  службу (икта). Владелец такой земли  (иктадар) получал право собирать  в свою пользу подать с подвластного населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным по праву собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода, также как и воздух, считалась общим достоянием. Но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера переходили в собственность крупных землевладельцев. Лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемых под контролем должностных лиц.

 Своеобразным институтом шариата,  связанным с вещными правами,  был вакуф, представлявший собой  имущество (обычно недвижимое), переданное  собственником на какие-либо религиозные  или благотворительные цели (мечетям,  медресе и т.д.). Лицо, установившее  вакуф, теряло право собственности  на данное имущество, но сохраняло  за собой право выступать в  качестве управляющего вакуфом  и резервировать определенный  доход с вакуфа для себя  и своих наследников. Имущества,  составляющие вакуф, не могли  быть предметом купли-продажи,  залога и т.д. Вакуфные земли,  однако, могли сдаваться в аренду  или обмениваться на равноценное  земельное имущество. Данный институт  широко использовался богатой  верхушкой с целью уклонения  от уплаты высоких налогов,  поскольку имущество, составляющее  вакуф, освобождалось от государственного  обложения.

3.3. Обязательства

 В шариате не формулировалась  общая концепция обязательства,  но практические вопросы договорного  права, опосредовавшего торгово-денежный  оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные  и безвозмездные, двусторонние  и односторонние, срочные и  бессрочные. Характерным для мусульманского  общества было распространение  специфических односторонних обязательств  — обетов.

 Договор по шариату рассматривался  как связь, возникающая из взаимного  соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства  имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть  выражены в любом виде: в документе,  в неофициальном письме, устно.  Заключенные договоры рассматривались  как незыблемые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей.

 Мусульманские правоведы не  ставили жестких условий, касающихся  формы выражения воли сторон  в договоре. Согласие сторон на  вступление в договор, условия  договора могли быть выражены  в документе, устно и в виде  неофициального письма. В шариате  подробно регламентировались различные  виды договоров: купля-продажа,  заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В  связи с широким развитием  торговли одним из наиболее  разработанных договоров была  купля-продажа. О правомерности  торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране.

 Договор купли-продажи допускался  лишь в отношении реально существующих  вещей, и только в ханифитском  мазхабе признавалась продажа  вещей, которые должны быть  произведены в будущем. В случае  обнаружения скрытых недостатков  в купленных вещах (болезнь  у раба, животного и т.п.) покупатель  мог расторгнуть договор.

 В шариате содержались положения,  которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что  "Аллах разрешил торговлю и  запретил рост". Но на практике  этот запрет часто нарушался.  Запрещалось обращать должника  в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить  отработать свой долг кредитору.  Такая форма расчета с кредитором  соответствовала развитию феодальных  форм эксплуатации.

 Большое внимание в мусульманском  праве уделялось отношениям имущественного  найма, прежде всего аренде  земли. Было известно несколько  видов найма, причем первостепенное  внимание уделялось вопросам  размера и порядка взимания  арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском  обществе получили договоры союза  и товарищества. Эта правовая  форма использовалась для совместного  орошения земли, снаряжения торговых  караванов и т.д.

3.4. Семейные отношения.

 Мусульманская религия и  шариат рассматривают безбрачие  как нежелательное состояние,  а брак как религиозную обязанность  мусульманина. Но на деле брачный  договор нередко выступал как  своеобразная торговая сделка. Формально  для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию, Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

 Коран признавал за мусульманином  право иметь до четырех жен  одновременно. Кроме того, можно  было иметь наложниц из числа  рабынь. Но муж обязывался предоставить  каждой жене имущество, жилище  и одежду, которые соответствовали  его положению. На практике  содержать нескольких жен, а  тем более специальные гаремы  с невольницами могли лишь  представители верхушки феодального  общества.

 Мусульманская религия обосновывала  приниженное и зависимое положение  женщины в семье. Жена не  участвовала в расходах по  дому, которые возлагались на  мужа, но была обязана вести  домашнее хозяйство, воспитывать  детей. Ее право участвовать  самостоятельно в имущественном  обороте было крайне ограниченно.

 Коран разрешал мужу применять  к женам различные наказания,  включая телесные. В мусульманском  праве подробно определялись  поводы к разводу и его процедура.  Любой из четырех браков мог  быть расторгнут, число последующих  браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов  разводов, различавшихся как по  самому порядку, так и по  его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий своеобразный  испытательный срок. Хотя поводы  для развода были точно определены (отступничество от ислама и  т.д.), муж мог развестись с женой  и без объяснения причин в  упрощенной форме (талак), произнеся  одну из установленных фраз: "ты  отлучена" или "соединись с  родом". В случае развода муж  должен был выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю". Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средств на ее содержание.

Информация о работе Мусульманское право