Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

За время своего существования буддизм пустил глубокие корни во многих азиатских странах и продолжает оказывать сильное влияние на их общественную и общегосударственную жизнь. Во многих из них буддизм является государственной религией. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство буддийской церковью принадлежит главам государств.

В странах, где  сильно влияние буддизма сохраняется  много монахов, так в Камбодже монахом является каждый двадцатый  мужчина. Буддийские монастыри выступают  в качестве крупных собственников  и пользуются значительными привилегиями. Чтобы активизировать пропаганду буддизма они содержат школы и университеты, где монахи составляют почти половину студентов.

В ряде стран  Азии предпринимаются попытки модернизировать  буддизм. Особенно усилился данный процесс  после того как в 1956 г. было отмечено 2500 – тысячелетие со дня смерти Будды. При этом учение Будды рассматривается в качестве единственно истинного, которому надлежит отмежеваться от всех других.

На территорию Казахстана и Средней Азии буддизм  пришел и начал распространяться в первые века нашей эры. В раннем средневековье буддизм распространяется в Согде, Маргиане, Фергане, Семиречье, даже правители пришедших в VI  веке тюрок со временем стали становиться буддистами. Исторические данные свидетельствуют о большом влиянии буддийских монастырей на возникновение мусульманских медресе и становление суфизма. В настоящее время в Казахстане буддизм представлен двумя общинами, существующими практически только на бумаге, так как об их реальной деятельности ничего не известно, и эмиссарами – миссионерами. Например, в 1995 году в Алматы приезжал буддийский монах с предложением построить монастырь на Кок-Тюбе. Один из жителей Алматы под предлогом принятия веры и создания в будущем общины, съездил на три месяца в Индию за счет буддийских общин, но после на религиозном поприще себя не проявил. 

 

Вывод по вопросу для СРС: буддизм является древнейшей мировой религией получившей распространение в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Хотя буддисты встречаются и в других частях света. Особенности учения ведут к пассивности верующих, стремлению уйти от мира. Хотя в других районах планеты буддизм и не получил большего распространения, но в Юго-Восточной Азии он сохраняет прочные позиции. У нас в стране от был распространен в ранее средневековье, но сегодня практически почти полностью отсутствует.

 

 

 

 

                            ТЕМА 7: ХРИСТИАНСТВО. 

                         лекции: 2 часа

                                  ПЛАН:

1.   ВОЗНИКНОВЕНИЕ,  ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ ХРИСТИАНСТВА.

2. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА: ПРАВОСЛАВИЕ, КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ.

                                                                                                               

А теперь перейдем к рассмотрению со второй по времени возникновения  и первой по числу последователей мировой религией – Христианством.

1.   ВОЗНИКНОВЕНИЕ,  ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ ХРИСТИАНСТВА.

Христианство возникло во второй половине 1 века н.э. в одном из восточных районов Римской империи – Полестине. Главной социальной причиной его возникновения были неудачные восстания угнетенных. Для того, чтобы жить в условиях тяжелейшего гнета надо было иметь какую-то перспективу в жизни. Христианская религия была создана рабами и бедняками и обещала им свободу и счастливую жизнь на «том свете».

Способствовали формированию новой религии и другие социальные условия: Существование императорской власти способствовало выработке представления о едином Боге на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами привело к представлениям о наднациональном Боге, обещающем спасение всем людям независимо от их национальности. Разложение рабовладельческого общественного строя требовало от угнетателей идеологических средств воздействия на массы. Главными идейными истоками античного христианства были: иудаизм, религиозно-философские учения Филона и Сенеки, Идеология кумранской общины, религии восточных народов Римской империи.

Христианство возникло как ответвление от иудаизма, у которого оно позаимствовало, прежде всего, почитание Ветхого завета – наиболее древней части Библии. Из Ветхого завета были взяты многие сюжеты и образы для создания «биографии» нового Бога – Иисуса Христа. Даже имя нового Бога – Христос является переводом на греческий язык еврейского религиозного термина мессия (буквально «помазанник», «посланец божий», «спаситель людей»). Из иудаизма христианство перенесло в свой идейный арсенал учение о едином Боге, о пришествии мессии, о сотворении мира за шесть дней и о конце света.

Большое влияние на христианство оказали идеи Филона и Сенеки. Александрийский философ Филон выдвинул идеи о прирожденной греховности людей, о необходимости спасения души через аскетизм и страдания. Им было разработано учение о Логосе, развивающее иудейские взгляды на мессию. Филон учил, что мессия имеет имя – Логос ( в переводе с греческого – слово), что мессия сам является Богом. Вслед за Филоном христиане дали имя и своему мессии и тоже признали его Богом. Приняли они ии идеи Филона о прирожденной греховности людей, об аскетизме, страданиях как пути спасения души. У римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве людей перед Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о любви к врагам и покорность судьбе.

Кумранской  общиной называют иудейскую религиозную секту, одним из районов деятельности которой был город Кумран. Кумраниты по-своему развивали учение о мессии. Они считали, что мессия по своей природе является человеком, что его первое пришествие, во время которого он пострадал за грехи людей, уже состоялось, и что теперь надо ждать второго пришествия, с которым связан конец света. Эти идеи  были подхвачены христианскими проповедниками.

Богатый материал для  создателей христианской идеологии  дали культы восточных богов: Осириса (Египта), Митры (Персия), Адониса (Финикия), Аттиса (Фригия), Будды (Индия). В  первые два века нашей эры влияние различных восточных религий на широкие массы населения Римской империи было очень велико. Поэтому, тщательно анализируя мифы о восточных богах, мы обнаруживаем разительное совпадение событий, изложенных в них, с событиями, изложенными в мифе о Христе.

Античное христианство в своем развитии прошло три основных периода: первоначальное христианство (середина I века н.э. – середина II века н.э.), раннеее христианство (середина II века н.э.- начало IV века н.э.), позднее античное христианство(начало IV века – конец V века н.э.)

Общины первоначального христианства состояли из неимущих и малоимущих элементов. Представители господствующего класса в них не играли особой роли. Церкви не было, она только формировалась. Первоначальные христиане еще колебались в поисках выхода: от религиозного примирения с угнетателями они довольно часто переходили к политической агитации против существующих порядков.

В период раннего христианства в общины все больше стали вливаться состоятельные люди, которые образовали внутри общины особый социальный слой и исподволь захватили руководство ими. Христианские общины – приходы объединялись в более крупные единицы – епископии во главе (епископами) и митрополии ( во главе с митрополитами). Возникшая церковь стала на защиту угнетательских порядков.

В период позднего античного христианства рабовладельческий класс примкнул к христианской религии в своей основной массе. При императоре Константине (323-337) христианская религия превратилась в государственную: она пользовалась политической и экономической поддержкой государства. Церковь в это время стала крупным землевладельцем. Происходит дальнейшая централизация церкви: епископии и митрополии объединились в патриархии (во главе с патриархом) В первой половине IV века на территории империи было три патриархии – римская, александрийская и антиохийская. В конце IV века к ним добавилась константинопольская, а в V веке – иерусалимская.

Крупным событием в истории  христианской церкви стал первый Вселенский собор (съезд духовенства), который  состоялся в 325 году в Никее. Собор  был назван вселенским, так как  на нем было представлено высшее духовенство  всей империи. Созыв этого собора означал создание единой христианской церкви, так как в лице соборов духовенство империи получало свой высший руководящий центр. Всего с IV по VIIIвв. Было созвано 7 Вселенских соборов. Они играли важную роль: объединяли усилия духовенства, регулировали церковную жизнь, способствовали выработке единой идеологии и обрядности.

На этапе античного  христианства сформировалось “священное писание” христиан – Библия, состоящая из двух частей: Ветхого завета (39 книг) и Нового завета (27 книг). Главными книгами Нового завета считаются четыре Евангелия, в которых рассказывается о жизни Иисуса Христа на заемле в образе человека. Сюда же входит ранее произведение христиан Апокалипсис – рассказ о приходе конца света, Послания апостолов и деяния апостолов.

Что же представляет собой христианское вероучение и культ? Основные положения христианского вероучения – догматы сформулированы в Библии - “священном писании” и постановлениях христианских Вселенских соборов –“священном предании”. Их существо изложено в 12 пунктах Символа веры, принятого на первых двух Вселенских Соборов в 325 и 381 гг.

Согласно символу  веры христиане должны верить в единого  Бога, выступающего в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого (святая троица”). Бог-отец рассматривается  как творец мира видимого и невидимого, Бог- -сын – Иисус Христос, Бог – дух святой в православии признан исходящим от Бога-отца,в католицизме и от Бога-сына.

Важнейшим положением христианства является догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

Большая роль отводится догмату искупления, в соответствии с которым своими страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя в жерту за грехи людей – искупил их.

Одно из центральных  мест в христианском вероучении занимает догмат воскресения Иисуса Христа, которое объявляется залогом грядущего всеобщего воскресения людей из мертвых.

Догмат вознесения обязывает  христиан верить в то, что после  своего воскресения, Иисус Христос  телесно вознесся на небо, подчеркивая ничтожность земного бытия, по сравнению с вечностью, ожидающей человека за гробом.

Подобный характер носят  и другие догматы христианской религии.

Параллельно со становлением вероучения шел процесс формирования христианского культа. Наиболее важные элементы христианской обрядности называются таинствами. К ним относятся: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние(исповедь), брак, священство (посвящение в сан), елеосвящение (соборование).

Главным христианским богослужением  является литургия (обедня, месса) – театрализованное действие, сопровождение молитвами, пением или музыкой, чтением «священного писания», колонами, возжиганием свечей и лампад, курением благовоний.

Наряду с почитанием Бога, каждого лица святой троицы, девы Марии, сложился культ «святых» – почитание лиц «угодивших богу» и отмеченных им «даром чудотворения». Важную роль играет в христианстве культ креста, воспринимаемого не только как орудие казни Христа, но и как средство «спасения». Объектами поклонения для христиан является мощи- останки «святых».

Значительное место  в христианском культе отводится  праздникам. К главным христианским праздникам относится: пасха-праздник «воскресения» Христа, троица или пятидесятница – в честь нисхождения на апостолов святого духа именно в пятидесятый день после воскресения Христа; рождество христово.

В XI веке, в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную происходит раскол христианской церкви. Оказавшись в разных условиях, западные и восточные христианские общины вступили в конфликт завершившейся полным разрывом в 1054 г. С тех пор восточная ветвь христианства стала называться греко-кафолической или православной церковью, а западная – римско-католической. Наконец в XVI века в результате Реформации – широкого антикатолического движения в Европе, от католицизма откололось несколько европейских церквей. Образовался протестантизм, с его многочисленными разветвлениями.

Теперь мы рассмотрим основные христианские направления: православие, католицизм и протестантизм.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА: ПРАВОСЛАВИЕ, КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Православие сложилось в недрах Византийской империи. Императорская власть рассматривала христианство как государственную идеологию, а церковь – как часть государственного аппарата. Повлияло на развитие православия и отсутствие единого церковного центра. Существовало четыре автокефальных православных церкви: константинопольская, александрийская, антиохийская и иерусалимская. Все они возглавлялись своими патриархами.

На сегодняшний день существует пятнадцать автокефальных православных церквей:  константинопольская, александрийская, антиохийская, иерусалимская, русская, грузинская, сербская, румынская, болгарская, кипрская, элладская, албанская, польская, чехословацкая, американская.

Автокефальные православные церкви поддерживают взаимные контакты, согласуют решение религиозных вопросов церковного значения. Для этого созываются всеправославные совещания. Кроме того, все православные церкви связаны общностью вероучения, норм церковной жизни и обрядности. Богослужение ведется в них на национальных языках; используются также и мертвые языки (например церковнославянский).

Начало христианству на Руси положило ее «крещение» осуществленное огнем и мечом князем Владимиром в 988 г. Русским князьям была необходима религия, которая поддерживала бы сильную княжескую власть. Языческие славянские верования для этого не годились, поэтому после долгих колебаний между различными религиями Владимир выбрал православие.

В первые века своего существования  православная церковь полностью зависела в религиозном отношении от Византии и возглавлялась византийскими митрополитами. Лишь в 1448 г. она обрела автокефалию, а с 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и Всея Руси.

Информация о работе Лекции по "Религии"