Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

Православные  богословы базисом духовной культуры считают религию. Обратим внимание на идеи  “единой философии культа”, разработанной П.А.Флоренским. По его мнению, религия стоит над явлениями духовной культуры в силу самой своей сущности. Культура возникает на основе религии: искусство родилось как культовое, наука и философия явились как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, и мораль и право вечно базировались на религиозных заповедях. Культ – “средоточное” место культуры, в узком смысле от богослужение, богослужебное действие, а в широком теургия (в переводе с греческого - богоделание). Теургия является “материалистическим лоном всех наук и искусств”. В культе встречаются имманентное и трансцедентное, дольное и горнее, временное и вечное, поэтому он образует основу, источник культуры. Культура – это то, что от культа присно отщепится – как бы прорастания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни – это первичное творчество человечества; культурные ценности – это производные культа, как бы отслаивающаяся шелуха культа…” Вспомогательные термины, понятия, формулы, являющиеся производными культа, в процессе усложнения и автономного развития превращаются в светскую философию, светскую науку, светскую литературу”.

Немецко-американский протестантский теолог и философ  П.Тиллих в своей “Теологии культуры”  исходит из идеи отчуждения человека от Бога (Самого Бытия) в результате грехопадения и Открывания Богом (Самым  Бытием) себя человеку в историческом времени. Главное для Тиллиха – “определить, каким образом христианство соотносится с секулярной культурой”. Религия и культура противостоят друг другу и одновременно образуют единство. “Религия – полагает Тиллих – это субстанция, основание и глубина духовной жизни человека”. Таков религиозный аспект человеческого духа”. Она питает культуру и придает ей смысл; религия есть субстанция культуры, а культура – форма религии. Субстанция и форма постоянно стремятся к синтезу и каждый раз разрушают достигнутый синтез. Культура заключает в себе отношение к “Безусловному”, иначе говоря, религиозный опыт, хотя это отношение постоянно подвергается деструкции. Вхождение Бога (Самого Бытия) во временную историческую ситуацию –Кайрос (греческое – надлежащее место, надлежащая мера, надлежащее удобное время) соединяет ее с “вечным знанием” и придает форме культурный смысл. По степени вхождения “Безусловного” и “вечного” во “временное”Тиллих выделяет три типа культуры: теономию (греч. теос – бог, номос – обычай, порядок, закон). Теономная культура выражает религию не как нечто чуждое, а как собственную духовную основу: в истории этот тип нереализуем и недостижим.В истрическом отчужденном существовании представлены гетерономный и автономный типы. Гетераномная культура – это крайне авторитарная система, которая подчинена религии, а автономия выражает оскудение духовной жизни, для нее характерны “антропоцентризм”, “гуманизм”, но и в ней имеется измерение безусловного, религиозный опыт хотя бы в негативной форме – переживание “пустоты и бессмысленности”.

Как мы видим, представители  разных конфессий по - разному раскрывают содержание культуры. Это происходит по тому, что они принадлежат к  различным церковным организациям, каждая из которых оказывает определенное влияние на культуру. Однако, давайте попробуем выяснить каково влияние религиозных организаций на культуру.

В различных условиях сложились разные конфессиональные системы. Этот процесс сопровождался  стимулированием тех культурологических факторов, которые удовлетворяли  запросы церкви. Так сложилась религиозно-церковная культура, в которую входят все материально-духовные ценности, включенные в структуру данной конфессии. Выделяют исламский, христианский и буддийский типы культуры.

Что же является важнейшим  компонентом религиозно – церковной культуры? К системе религиозно – духовной культуры прежде всего относятся доктрины и мифы, что и составляет главное содержание религии. В них содержится осмысление важнейших проблем человеческой жизни: страдание, смерть, насилие, построение справедливого общества. Все религии ищут Абсолют - силу, существо, которое может преобразить мир и человека. В исламе идеалом является земное общество, построенное согласно предписаниям Корана, излагающего волю Аллаха. В иудаизме главный акцент делается на создании земного царства праведников на земле Израиля. В христианстве жизнь связана с идеей очеловеченного Бога. Поиски Абсолюта, отраженные в религиозном опыте, составляют универсальную характеристику человеческой культуры.

Религиозная доктрина и  миф отражаются в этических и социальных ценностях, на которых строится культура. Ритуальные и этические обязанности, налагаемые на человека религией, часто служат задаче нравственного совершенствования. Этические ценности заложены в самой сердцевине большинства религиозных систем: гуманность – в конфуцианстве; личная чистота – в иудаизме; любовь – в христианстве; сострадание – в буддизме; братство – в исламе.

История нравственной культуры получила отражение в религиозных священных книгах. В них – конфликт разных типов морального сознания. К примеру, библейская литература. Одной из важнейших философских идей книг Библии является идея человеческой ответственности, вопрос о взаимозависимости вины и страдания. В Пятикнижии вопрос этот решен просто. Там говориться о коллективной ответственности сыновья должны искупать вину отцов, даже если сами ни в чем не виноваты. Невинные страдали с виновными, но они были членами одного виновного коллектива, и поэтому страдания невинных не вызывали сомнений в справедливости и правосудии Бога.

К религиозно-церковной  культуре относится и существующая система религиозного образования. Монахи, священнослужители создают при местных церквах, храмах, мечетях школы для воспроизводства и трансляции религиозного знания. В доиндустриальных обществах подобные школы были зачастую единственной возможностью получить образование. Многие крупные университеты возникли как религиозные учебные заведения: католический университет в Париже, буддийский университет Наланда в Индии, исламский Аль-Азхар в Каире.

Памятниками письменной религиозной культуры являются Коран, Библия, буддийские письмена. Священная  книга Гуру Гранх Сахиб занимает центральное место в синсхом храме, Гора – в синагоге, тексты Корана – украшают стены любой мечети, тексты Трипитаки можно встретить в буддийских святилищах. Все священные книги представляют собой не только религиозные ценности, но и исторические, эстетические, культурологические.

Для всех религий характерно строительство особого рода зданий, в которых совершаются богослужения: церкви, мечети, храмы, синагоги, пагоды и т.д. Многие из них спроектированы великими зодчими, воздвигнуты талантливыми строителями, поэтому являются не только культовыми объектами, но и шедеврами архитектуры, бесценными памятниками истории и культуры. Это древние храмы Новгорода и Пскова, Владимира и Москвы, величественные соборы Санкт-Петербурга, Валаамский и Соловецкий монастыри, мечети Казани и Уфы, Самарканда и Бухары, знаменитый Релистан в Ташкенте и т.д.

Большие художественные ценности сосредоточены в богослужебных зданиях всех конфессий: иконостасы, скульптурные группы, фрески, мозаика, орнамент, великолепные органы, светильники, надгробия, разнообразная религиозная атрибутика. Многие культовые сооружения продолжают использоваться в религиозных целях, а некоторые уже включены в экспозиции всемирно известных музеев: Лувр (Париж), Британский музей (Лондон), Прадо (Мадрид), музеи Ватикана, Московского Кремля.

Важное место в обрядовой  жизни  большинства религий занимает искусство. Оно обслуживает нужды церкви. В храмовом действии используется принцип синтеза искусств: живопись и музыка, хоровое пение и элементы театрального действия. К примеру, в православии службы, предшествующие главному празднику – пасхе, как бы подробно “оживляют” события, происходящие накануне воскресения Христа.

Большой художественный интерес представляют особенности  русской иконописи, как особой, уникальной формы религиозного искусства, основанной на так называемом принципе обратной перспективы. На иконах художник изображает не то, что видит, а что и как представляет. В них совмещается несколько событий. Особый цвет, колорит, способ написания позволяют говорить о том, что русская иконопись является достоянием всей мировой живописной культуры.

Вспомним суровых, трагичных  святых у Феофана Грека, гармоничных, светлых, одухотворенных – у Андрея Рублева. До сих пор произведения этих художников вызывают изумление и восхищение.

Большую роль в обрядовой  жизни  играет музыкальное и хоровое искусство. Музыка является одним из сложнейших видов искусства. Она не материализуется в виде предметов и воспринимается субъективно и символически. Поэтому церковь считает музыку одним из главных эстетических каналов воздействия. “Музыка дает человеку молитвенный экстаз, который соединяет его с бесконечностью, - читаем в одном из религиозных журналов – Музыка отделяет человека от земной жизни и поднимает в небесные сферы к Богу”.

Известно, что музыка, пение широко применялись в древности  в шаманской практике. Ведическая традиция отличается тем, что здесь  пение выражает могущество Брахмы. Пение гимнов составляет характерную черту индуизма. Полифоническая музыка средневековых христианских богослужений пробуждала у верующих ощущение божественного творения, хоровое пение в православных и протестанских церквах выражает единение с Богом. Католическая месса не обходится без органа, барабаны сопровождают буддийскую храмовую службу и ритуальные шествия кришнаитов.

Было создано громадное  количество музыкальных произведений для культового исполнения. В  числе  их создателей гениальные композиторы: И.С.Бах, Л. ван Бетховен, Г.Ф.Гендель, В.А. Моцарт, Д.С.Борятинский, М.И.Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, Дж. Верди и др. Это грандиозное музыкальное богатство является не только сугубо религиозным достоянием, а представляет собой также непреходящую художественную ценность мировой культуры. Сегодня произведения этих композиторов звучат в концертных залах, вызывая эстетическое удовольствие как у верующих, так и у неверующих.

К религиозно-культурным ценностям необходимо отнести богатейшую религиозно-философскую литературу, труды известных религиозных деятелей, авторитетных богословов, различные книги, популярные религиозные идеи, церковные журналы, газеты, справочные издания. Религиозно-церковная литература в общем мировом богатстве материальных ценностей занимает немалый объем.

Таким образом, религиозно-церковная  культура, которая создавалась для  внутреннего применения, не оказалась  локализованной, за рамками культурного  прогресса. Она является достоянием всей мировой культуры и достойна уважения.

 

Вывод по вопросу. 

 Подводя итоги по первому  вопросу, мы можем сказать,  что религия оказывает огромное  влияние на развитие духовной  культуры и проявляется практически  во всех ее областях. 

 

2 вопрос. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ. САКРАЛИЗАЦИЯ И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО.

 Как конкретно влияет религия на ту или иную область духовной культуры: науку, искусство, мораль, философию мы выясним рассматривая второй наш вопрос: Влияние религии на различные сферы духовной культуры.

Так, рассмотрим вопрос о  состоянии науки и религии. Краткое  определение науки звучит так: “Наука – система развивающихся знаний, которые достаются посредством соответствующих методов познания, выражающихся в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей… Современная наука – это чрезвычайно разветвленная совокупность научных отраслей”.

Все науки обычно разделяются на естественные и гуманитарные.

Естественные науки – это физика, химия, биология, астрономия…

Гуманитарные – науки философские и социальные. Когда рассматривают соотношение науки и религии, то под наукой, как правило, понимают не весь комплекс человеческого знания, а систему знаний охватывающую естествознание.

В науке, как и в  религии, существуют исходные положения, которые хотя и не могут быть доказаны, но являются исходными положениями  для построения всей системы знания. Все естествознание базируется на двух постулатах:

  1. признание реальности мира;
  2. его познаваемость человеком.

Ни тот, ни другой постулат наука ни подтвердить, ни опровергнуть не может. Никто не может доказать, что внешний мир действительно  существует независимо от нашего сознания. Также никто не может доказать, что во Вселенной существует порядок, а наш разум способен его понять. Мир же беспорядочный глупо было бы даже пытаться постичь.

Еще один вопрос о достоверности  научного знания. Как Вы думаете  – достоверно ли научное знание? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Всякая наука состоит из двух неравных частей: 1) действительное знание и 2) гипотезы, теории, модели. Вторая часть это лишь вероятные, возможности, но не реальное знание. Однако она всегда больше чем первая часть, так как каждое открытие ставит целый ряд новых вопросов. Поэтому наука не может точно ответить на вопрос: есть ли Бог? Область непознанного всегда больше чем знание человека.

Вместе с тем взаимоотношения  науки и религии складывались в разное время по-разному.

В древности все знания накапливались служителями культа, жрецами.

В средневековье христианские богословы утверждали, что самое большое и конечное знание дано человеку от Бога, поэтому научное познание не только не полезно, но и вредно. Отсюда мы видим костры, инквизицию.

Затем появляется точка  зрения, что помимо высшего знания, которое человек может познать через божественное откровение существует еще и знание низшее, добываемое своим разумом человека. Согласно этой точке зрения рациональное знание не может постичь божественное откровение, но может предоставить доказательства существования Бога. В этом закладывается ценность этого знания.

Действительно, многие ученые сделавшие великие открытия, поражались целесообразности устройства мира. Упорядоченность  этого устройства, целесообразность его убеждали их в том, что должна существовать причина, того, что мир так разумно устроен. Такую причину они находили в Боге.

Информация о работе Лекции по "Религии"