Лекции по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.
Форма проведения: тематическая, информационная.

Содержание

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

Работа состоит из  1 файл

религиоведения.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

 

                                       ТЕМА 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ.

 

ПЛАН

ЛЕКЦИИ: 2 ЧАСА

  1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.
  2. ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ.
  3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЛИГИИ.

 

 

 

 Цель лекции: Ознакомить слушателей с предметом религиоведения, показать социальную роль религии в культуре и обществе, проследить истоки её формирования. Воспитывать интерес к предмету, развивать у слушателей умение конспектировать лекцию.

 

Форма проведения: тематическая, информационная. 

 

Вступительное слово

Мы  приступаем к изучению  религиоведения. Культура явление многогранное, включающее в себя самые разные стороны  человеческой жизни. Одной из таких  сторон является религия. Интерес к  религии в нашей стране в последние  годы резко возрос, и это имеет свои причины. Ещё недавно в нашей стране изучение религии было возможно лишь с позиций её критики и полного неприятия. Учёные вынуждены были показывать только негативные стороны этого явления. Сегодня ситуация изменилась. После распада Союза резко возрос интерес к религии. Население страны не только возвращается к традиционным культурам, но и интересуется новыми, по большей части импортированными из-за границы. И хотя пик религиозного бума уже прошёл, но религия сегодня заняла важное место в культуре и требует самого пристального внимания учёных, поскольку в обществе сохраняются причины её порождающие. Поэтому изучение курса религиоведение, ознакомление с тем, что такое религия, особенностями национальных религий, их ролью и местом в обществе необходимо.    

 

1 вопрос. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИИ.

 Итак, что за наука религиоведение? Зачем она нужна? Мы с Вами изучаем её в рамках культурологии. Но тогда возникает вопрос, а что такое Культурология? Как две эти науки соотносятся между собой?

Культурология – наука о культуре; религиоведение – наука ведающая о религии.

Но возникает другой вопрос: Что понимать под религией, а что под культурой?

Современные исследователи  определяют культуру как совокупность результатов материальной и духовной деятельности человека! Из этого наиболее общего определения видно, что всё, что произведено человеком будет элементами культуры .

А что же такое религия? Ф.Энгельс в работе «Анти Дюринг» дал ей следующее определение: «Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Итак, попробуем разобрать  это определение. Ф.Энгельс называет религию отражением. Жизнь общества отражается в общественном сознании. Значит, религия является формой общественного сознания.

Особенность религиозного отражения, отличающая его от других форм отражения, заключается в его  фантастичности. Фантазия – это вымысел. Религия опирается на реально существующие вещи, но преображает их, представляя в фантастической форме; например, кентавры, ангелы, небесные колесницы.

Бытовая наша жизнь также  не обходится без фантазии, но здесь  человек прекрасно понимает, что  его фантазии являются выдумкой, тем, чего на самом деле в природе не существует, а в религии человек верит в свою фантазию, считает её не вымыслом, а реальностью существующей в действительности.

Таким образом, кратко религию можно определить как веру в сверхъестественное. Религия, как специфическая форма общественного сознания, связанная с верой в сверхъестественное, является частью культуры. А, следовательно, наука о религии является частью науки о культуре.

 Поэтому религиоведение  занимается изучением религии   и свободомыслия, их сущности, закономерностей развития, функционирования и взаимодействия, их роли в жизни общества и в формировании общественного мировоззрения.

Конечно же, не одна культурология  занимается религией.

История прослеживает пути её возникновения и развития, социология – роль в обществе, этнография – различные религиозные культы у разных народов, археология – древние религиозные культы, лингвистика изучает язык религиозных книг, психология – особенности религиозного переживания.

Каждая из этих наук подходит к религии со своей стороны и изучает какую – то часть религии, но не дает цельной картины этого феномена. Дать такую цельную картину и призвана философская дисциплина – культурология, её - раздел религиоведение, который обобщает данные разных наук и вырабатывает цельное, синкретическое знание о религии и свободомыслии.

До недавнего времени  в марксисткой философии признавались лишь два подхода к сущности религии: идеалистический и материалистический.

Согласно идеалистическому подходу религия объяснялась как божественное откровение, данное человеку свыше. Ни доказать, ни опровергнуть её утверждения средствами разума невозможно, необходимо верить в существование Бога, который и является источником веры.

Материализм объясняет происхождение религии исходя из того, что она является продуктом обожествления сил природы самим человеком, в результате его бессилия перед стихийными силами природы.

На сегодняшний день к пониманию религии сложилось  несколько подходов. Так сторонники эволюционизма Э.Тайлор, Дж.Фрэзер,Г.Спенсер понимают культуру как целенаправленный процесс, осознавали значимость отдельных её элементов. Они отстаивали концепцию стадиального развития культуры. Эволюционисты пытались нарисовать полную картину зарождения и развития религии.

 Э.Тайлор утверждал,  что развитие культуры есть непрерывный эволюционный процесс, а, следовательно, развитие религии является таким же процессом. Он вводит понятие анимизма (Что это такое?), как минимума религии. Анимизм – вера в духовные существа, духов и души. Зарождение этой веры Э.Тейлор связывал с любознательностью первобытного человека, которого интересовали переживаемые им состояния: сон, обморок, галлюцинации, смерть. Не в силах объяснить эти явления дикарь – философ додумался до понятия души как маленького двойника, сидящего в теле человека. Из этой веры в душу постепенно развивались другие представления: о душах животных, растений, умерших, о переселении душ, загробном мире и тому подобном. Постепенно души превращаются в духов, богов, вплоть до представления о едином Боге – вседержателе. Так из первобытного анимизма в ходе постепенной эволюции развивались все остальные многообразные формы религии.

Дж.Фрэзер в книги «Золотая ветвь» изложил своё представление  о эволюции первобытных религий. Опираясь на громадный фактический  материал, с позиций эволюционисткой теории, он выявил земные истоки религиозного миропонимания и показал связь между современными и древними религиями. В центре работы Фрэзера были первобытная религия и «философия», суеверия, мифы, легенды, обряды первобытного человека, его психология. Фрэзер исходил из постулата единства человека и культуры и на этой основе сопоставил множество аналогичных фактов, взятых из всех стран и эпох.

Он попытался нащупать общую идейную и психологическую  почву, которая бы позволила понять мировоззрение первобытного человека и, после этого религиозные верования, обряды, запреты и т. п. Он считал, что нащупал эту точку и сформулировал теорию «магии и религии», которая включала положение о трёхчленной схеме развития человеческой мысли: магия, религия, наука.

 Её смысл заключается  в следующем: первобытный человек  верил в свою способность воздействовать  на окружающую природу путём  колдовства. Это «стадия магии». Позднее разуверившись в этой  своей способности, он пришёл  к выводу, что предметы и явления природы подчиняются воле духов и богов, к которым он стал обращаться с молитвой. Это «стадия религии». Со временем «стадия религии» сменяется «стадией науки».

Фрэзер внёс в понятие  о «начальной религии» второй элемент  помимо веры в духов – магию.

Впервые к религии как к социальному явлению подошёл К.Маркс. В его понимании, религия коренится в социальных структурах. Отличительной особенностью его концепции является убеждение в исторической природе религии, как порождение не вечных, а приходящих социальных условий. Религия есть идеология, её самая ранняя, исторически первая форма.

 Религия у Маркса  – порождение таких социальных  условий, которые характеризуются  существенной ограниченностью человеческой  жизни и деятельности. Это   условие глубокого раскола общества, когда интересы одной его части могут быть обеспечены за счёт другой. Религия исторически себя изживает в той мере, в которой развивается свобода и самостоятельность человека. Таким образом, отправной точкой марксисткой критики религии является не «атеизм», а «эмансипация» человека.

Центральное место в  концепциях Маркса, Фрейда, Фейербаха  занимает тезис о компенсаторской роли религии, которая является «сердцем бессердечного мира».

К началу ХХ в. на смену  увядающему эволюционизму приходит диффузионизм. Его возникновение являлось своеобразной реакцией на эволюционисткое однолинейное понимание прогресса.

 Что же было главным  для концепций диффузионизма?

Вспомним, что значит понятие диффузия? Это физическое понятие обозначающее стихийное распространение. Культурологи на его основе развили идею культурных контактов, исследовали пути возникновения культур и возникновения основных культурных типов. Идее эволюционистов о полном единообразии в развитии культуры диффузионисты противопоставили идею абсолютного различия культур! Диффузионизм объясняет развитие культур не их самостоятельной эволюцией, а главным образом заимствованием культурных достижений и миграцией народов. Идее полного единообразия культур в теориях эволюционизма была противопоставлена идея их полного различия, которое нарушается лишь там, где само заимствование обуславливает культурное сходство. Развитие культуры во времени, диффузионисты подменили её перемещением в пространстве.

В культурных построениях  сторонников цивилизационного подхода Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби религия занимает особое место. Их концепции объединяет идея «локальных цивилизаций», означающая отказ и от эволюционизма и от диффузионизма. Каждый из этих мыслителей попытался создать универсальную типологию, выделить типы культуры с их особенностями и неповторимыми свойствами их «души».

Данилевский считает, что  в основе жизни и развития лежит  не естественный отбор и эволюция, а деятельность Высшего разума. Поэтому  религия и религиозная деятельность является одним из видов культурной деятельности. Отсюда та, чрезвычайная роль, которая отводится религии в концепции Данилевского.

 Ещё более отчётливо  мысль о примате религии в  культуре прозвучала в концепции  А.Тойнби. Он признаёт божественное  творение истории, но отвергает  непрерывность исторического прогресса. Исторический путь он дробит на локальные цивилизации – вехи времени. В основе истории по убеждению Тойнби заложен Вселенский Разум. Истина выявляется в диалоге человека с ним, в Ответе человека на Вызов этого Разума. В основе истории действие Мирового Закона и человечества, которое всякий раз даёт Ответ на божественное вопрошание, выраженное в форме природного или иного Вызова. Историческая самобытность «Ответов» на «Вызов» с наибольшей полнотой раскрывается в феномене цивилизации.

 Что такое цивилизация? Цивилизация – замкнутое сообщество с определённым набором признаков, одним из важнейших стабильных критериев которой является религия и формы её организации.

 История цивилизаций  множественна и повторима, история  религии унитарна! Если историю человечества рассматривать с точки зрения развития цивилизаций, она может быть приравнена к круговороту. С точки же зрения развития религии, она представляет собой процесс развития от пантеизма и язычества религиозных представлений примитивных обществ к высшим мировым монотеистическим религиям, а в перспективе к вторичным высшим религиям, призванным объединить всё ценное в традиционных религиях прошлого.

Религия в психологических  концепциях культуры. Психологическая концепция культуры и религии появляется в начале ХХ в. Её предмет – индивидуальные чувства, связанные с религией, обретение веры или переход из одной веры в другую, воздействие религиозного опыта на поведение индивидов. Религия здесь рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни человека.

В психоанализе сложилось три подхода к объяснению поведения человека.

Первый всё сводит к врожденным инстинктам; второй утверждает, что человеческое поведение зависит  от социальных условий; третий представлен  психоанализам, берущим начало от работ З.Фрейда.

Сторонник первого подхода  У.Джеймс утверждал, что религия  имеет эмоциональную, а не интеллектуальную природу. Религиозность – результат  особенностей психики. Для некоторых  людей важнее не «научный», а «религиозный»  опыт. Социальные же проявления религии вторичны. В религиозных переживаниях на первом месте стоит ощущение соприкосновения с иным миром! Оно сродни благоговению, ощущению красоты, одухотворённости, какой-то тайны, чуда.

Иной подход к пониманию  религии сложился в рамках психоанализа З.Фрейда. Фрейд попытался движущие человеком побуждения, страсти, нечто иррациональное объяснить рациональным путём. В основе всех человеческих влечений лежит половой инстинкт. Невозможность его удовлетворить лежит в основе сублимации, переключения энергии на другие цели.

Информация о работе Лекции по "Религии"