Характеристика ислама как мировой религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание

Ислам – самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Вобрав в себя многие религиозные традиции (иудаизм, христианство, иранский зороастризм, местные языческие верования), ислам, тем не менее, является довольно оригинальной религиозной системой. Дело в том, что ислам – не только религия, обогащающая духовный мир своих последователей, но и всеохватывающий образ жизни.
В так называемом мусульманском мире до наших дней не случилось разрыва между светским, мирским и сакральным, религиозным.

Содержание

I. Введение. ………………………………………………………….…….с. 3
II. Характеристика ислама как мировой религии.
1. Происхождение мусульманской религии …………….….…..…….с. 4-11
2. Направления ислама ………………………………………..……….с. 11-13
3. Культура мусульман …………………………………………………с.13-17
4. Пророк Мухаммед ……………………………………………………с.18-23
5. Основные источники вероучения ислама ……………………...…...с.24-27
6. Ислам как одна из мировых религий………………………………. .с.27-32
III. Заключение……………………………………………………….……с.33
IV. Список литературы ………………………………………………….с.34

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 91.93 Кб (Скачать документ)

        Со  смертью Мухаммеда прекратился  прямой “контакт” общины с  Аллахом, ею стали управлять  халифы – заместители Пророка  в деле проведения в жизнь  законов и правил, заповеданных  Мухаммедом и изложенных в  Коране. За право выдвижения на  пост халифа своего представителя  соперничали разные группы мусульман.  Связано это с тем, что после  смерти Хадиджи Мухаммед заключал большое количество браков. Право Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре)  было специально обосновано кораническим “откровением”.  В большинстве своем эти браки носили политический характер,  укрепляя связи Мухаммеда с различными родоплеменными группами. Любимой женой Мухаммеда предание считает Аишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов.  Особой любовью Мухаммеда также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию у Мухаммеда было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

        Мухаммед  не оставил мужского потомства.  Дочь Мухаммеда Фатима вышла   замуж за его двоюродного брата  и верховного друга Али ибн  Аби Талиба.  От потомков их сыновей – ал-Хасана и ал- Хусайна – происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” – саййиды и шарифы.

        В  современной науке существует  общее мнение, что Мухаммед действительно  жил и действовал,  произнес  значительную часть слов, составляющих  Коран, обосновал общину мусульман  сначала в Мекке, потом в  Йасрибе. В жизнеописании Мухаммеда  (сира),  в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир)  и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.

        Ислам  в принципе не наделяет Мухаммеда  никакими сверхъестественными чертами.  В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек,  как и все. Тем не менее,  вокруг его фигуры постепенно  возник цикл легенд о чудесах.  Некоторые из них развивают  намеки Корана,  как,  например,  легенда о том,  что ангелы  рассекли молодому Мухаммеду  грудь и омыли его сердце, или  легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах,  сотворенных Мухаммедом,   – в его присутствии не дойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало.

        В  европейской культуре образ Мухаммеда  был первоначально объектом разных  нападок и обвинений в коварстве,  жестокости, любострастии, возникали  и волшебные легенды, притягивавшие  христианских завоевателей, как,  например, о висящем в воздухе  гробе Мухаммеда. Причудливым  образом он становился порой  объектом тайного поклонения, например  у тамплиеров.

        Просветители  считали Мухаммеда обманщиком, использовавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Мухаммеде и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д.

        Реальные  результаты деятельности Мухаммеда  и тот образ пророка и правителя,  основу для которого он создал  своей жизнью, определяют значение  роли и личности Мухаммеда  в средневековой истории Востока  и Запада.

 

 

  1. Основные источники вероучения ислама.

 

        Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «аль-Куръан» – «чтение вслух», «назидание») –  священная книга мусульман,  состоящая из притч,  молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока, а также из обычаев доисламской  Аравии.

        Почти  каждый мусульманин знает хотя  бы несколько фраз из этой  священной книги ислама, хотя  многие значения этих фраз  не понимают.  Коран произносился  и записан по-арабски.  В ритуальных  целях он используется в арабском  оригинале. Для мусульман Коран  – прямая речь Аллаха, обращенная  к Мухаммеду, а через него  ко всем людям.  В проповедях  Корана и простые мусульмане,  и богословы ищут ответы на  вопросы частной жизни и жизни  общества, текстами Корана оправдывают  свои поступки.

        Первые  пророческие откровения передавались  в общине устно, по памяти. Некоторые  из них верующие записывали  по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию  Мухаммедане стали вестись систематические  записи.

        Полный  текст Корана (Сухуф)  был собран после смерти Мухаммеда. Канонизирование содержания Корана (Мусхаф)  и составление окончательной редакции произошло при халифе Османе. Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».

        Коран  состоит из 114  глав (сур),  расчлененных  на 6204-6236 (по разным подсчетам) стихов (аятов).  Арабское слово «аят» означает «знамение»,   «чудо»,   «знак».  Отсюда происходит титул духовных лиц шиитов «аятолла» – знамение Аллаха.

        Большая  часть этих стихов имеет мифологический  характер, и лишь около 500 стихов  содержат предписания, относящиеся  к правилам поведения мусульман.  При этом не более чем 80  из них можно рассматривать  как собственно правовые (в основном  это правила, относящиеся к  браку и семье), остальные касаются  религиозного ритуала и обязанностей.

        Суры  размещены не по содержанию  и не по времени их появления,  а в порядке убывания длины,  за исключением первой суры, фатихи. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно  и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам.

        В  Коране совсем не заметно следов  такой редакционно – литературной  отделки,  как в христианском  Евангелии –  это совершенно  сырые,  необработанные тексты.  Под каждой главой имеется  отметка – мекканская или мединская,  т.е. по тому месту, где она  была получена пророком Мухаммедом  – в Мекке или Медине.

        Большая  часть положений Корана носит  казуальный характер и представляет  собой конкретные толкования, данные  пророком в связи с частными  случаями. Но многие установления  имеют весьма неопределенный  вид и могут приобретать разный  смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской  практике и в правовой доктрине  в результате достаточно свободного  толкования они получили свое  выражение в противоречивых, а  нередко и во взаимоисключающих  правовых предписаниях.

        Другим  авторитетным и обязательным  для всех мусульман источником  права является Сунна («Священное Предание»),  состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.  Таких рассказов,  сообщений насчитывается десятки тысяч. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе.

        Окончательное  редактирование хадисов было  осуществлено в IX веке, когда были  составлены в ортодоксальных  сборниках сунны, наибольшую известность  из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,  доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

        Хадисы  сунны,  несмотря на их обработку,  содержали много противоречащих  положений, и выбор наиболее  «достоверных» всецело относился  к усмотрению богословов-правоведов  и судей.  Считалось,  что имеют  силу лишь те хадисы,  которые  были пересказаны сподвижниками  Мухаммеда, причем, в отличие от  суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

        Между  Кораном и Сунной имеется принципиальное  различие. Коран – это слово  Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует  извечно. Коран ниспослан пророку  Мухаммеду через архангела Джабраила.  Хадисы же есть высказывания пророка (т.е. человека),  которые были произнесены в определенный момент,  т.е. имеют свое «начало».

        Хадисы  дополняют и разъясняют коранические  установления. Так, в Коране сказано,  что мусульмане должны молиться. Но как молиться? Как это должно  осуществляться на практике? Ответ  дают хадисы. Пророк Мухаммед  говорит: «Молитесь так, как  я молился», а его сподвижники  рассказывают и показывают,  как  молился пророк. Этому образцу  и следуют мусульмане. Оправдывая  или осуждая тот или иной  поступок, мусульманин ссылается  на хадисы. Это означает, что поступок  оценивается по аналогии с  поступком пророка. 

        В  тоже время во всех случаях  хадис нельзя смешивать со  словом Аллаха. Хадис имеет лишь  пояснительный статус.  Коран  же есть фундамент, основа веры.

        Таким  образом, «Сунна посланника Аллаха»  (полное название Сунны) – свод  текстов, описывающих жизнь Мухаммеда,  его слова и дела, а в широком  смысле –  сборник благих  обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый  на равнее с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Цель Сунны – дать верующим пример практического применения норм,          установленных Кораном.         Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

        Шариат (мусульманское право)  органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии «Шариат» – свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного,  наследственного,  уголовного и брачно-семейного права.  Другими словами,  шариат –  это правовые предписания,  неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,           составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

        Шариат  развивался как строго конфессиональное  право. Особенно на первых порах  шариат в целом и его собственно  доктринально-нормативная часть  (фикх)  вобрали в себя не только правовые установления,    но и религиозную догматику и мораль.  В результате нормы шариата (правила,  предписания),  с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой – определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).

        Введение  в шариат божественного проведения  и религиозно- нравственного начала  нашло свое отражение в своеобразии  правопонимания, а также оценке  правомерного и неправомерного  поведения. Так, тесная связь  права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина,  которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

        обязательные;

        желательные; 

        дозволенные; 

        нежелательные,  но не влекущие за собой  применения наказания; 

        запрещенные  и подлежащие наказанию. 

        Нормы,  содержащие также обязанности,  определили всю жизнь правоверного  мусульманина (ежедневное совершение  молитвы, соблюдение поста и  правил захоронения и т.д.). Неслучайно  особенностью норм, составляющих  шариат, является то, что они применяются  только к мусульманам и в  отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были  присущи нормы, восходящие еще  к общинному строю,  содержащие  элементы коллективизма,  милосердия, заботы о калеках. Но в шариате  нашли свое отражение и представления  о бессилии человека перед  богом,  о вытекающей отсюда  созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась  необходимость для мусульманина  проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми». Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас».

        Одной  из характерных черт средневекового  мусульманского права была его  целостность. Вместе с представлением  о едином боге –  Аллахе  – утвердилась идея единого  правового порядка, имеющего универсальный  порядок. Мусульманское право  на первый план выдвигало не  территориальный, а конфессиональный  принцип.  Мусульманин, находясь  в любой другой стране, должен  был соблюдать шариат, сохранять  верность исламу. Постепенно с  распространением ислама и превращением  его в одну из основных религий  мира шариат стал своеобразной  мировой системой права. Немаловажную  роль в закреплении за шариатом  функции основного законодательства  сыграл тот факт,  что длительный  период мечеть служила местом  решения как религиозных, так  и светских дел, в том числе  судебных. В мусульманском мире  законоведами признавались только  известные богословы.  Единственным  источником законодательства исламская  догматика считает божественную  волю.

Информация о работе Характеристика ислама как мировой религии