Характеристика ислама как мировой религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание

Ислам – самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Вобрав в себя многие религиозные традиции (иудаизм, христианство, иранский зороастризм, местные языческие верования), ислам, тем не менее, является довольно оригинальной религиозной системой. Дело в том, что ислам – не только религия, обогащающая духовный мир своих последователей, но и всеохватывающий образ жизни.
В так называемом мусульманском мире до наших дней не случилось разрыва между светским, мирским и сакральным, религиозным.

Содержание

I. Введение. ………………………………………………………….…….с. 3
II. Характеристика ислама как мировой религии.
1. Происхождение мусульманской религии …………….….…..…….с. 4-11
2. Направления ислама ………………………………………..……….с. 11-13
3. Культура мусульман …………………………………………………с.13-17
4. Пророк Мухаммед ……………………………………………………с.18-23
5. Основные источники вероучения ислама ……………………...…...с.24-27
6. Ислам как одна из мировых религий………………………………. .с.27-32
III. Заключение……………………………………………………….……с.33
IV. Список литературы ………………………………………………….с.34

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 91.93 Кб (Скачать документ)

        Культ  в исламе имеет основную цель  объединить мусульман. Собственно  религиозных действий в нем  мало. Считается, что Аллах не  нуждается в действиях, направленных  на выявление преданности ему  или угождение, а всё это  делается лишь из покорности  воле Аллаха. Например, пятикратная  молитва – это признак покорности  Богу. Это действо коротко,  оно  занимает не более пяти минут.  На этом личные религиозные  обязанности мусульманина и заканчиваются. 

        Общественных  религиозных обязанностей больше. Так, каждое более или менее  значительное событие в жизни  верующего (рождение,  обрезание,  совершеннолетие,  брак,  получение  повышения по службе и т.  д.) сопровождается принесением жертвы, размер которой зависит от  величины кошелька жертвователя  и его религиозности. Как правило,  забивают барана или нескольких, важно отметить, что мясо жертвенного  животного обычно раздаётся бедным,  раздаётся также и милостыня.  Всё это сопровождается молитвами,  в которых содержатся просьбы  к Аллаху благословить виновника  торжества. В назидание собравшимся читаются и поучения из Корана (фитва).

 

 

 

  1. Пророк Мухаммед.

 

Мухаммед – реальная историческая личность, жизненный путь которой  изложен в одном из источников вероучения ислама – Сунне. Согласно Сунне Мухаммед родился в Мекке  в 570 г. и происходил из рода Хашим родоплеменной группы Курайш. По представлению мусульман, Мухаммед – пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

        Родился  Мухаммед в небогатой, но близкой  по родству к мекканской знати  семье. Его отец умер во время  торговой поездки до рождения  Мухаммеда, мать – через несколько  лет. Мухаммед воспитывался в  доме своего деда Абдал-мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. В юности Мухаммед нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал себе других жен.  Она родила  ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Мухаммеда звали Абу-ал- Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаби Фатиму.

        Среди  последователей ислама есть несколько  версий происхождения религии  и основы вероучения –  Корана. По одной из них Мухаммед  любил одиночество и благочестивые  размышления, часто удалялся в  соседние с Меккой горы, был  знаком с основами иудаизма  и христианства, со взглядами аравийских монотеистов - ханифов. Когда Мухаммеду было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем речения извне, возвестившие о том, что он является посланником Бога. Мухаммеда сильно напугал этот голос и самосообщение. Но вслед за первыми словами последовал приказ:   "Читай". Протестуя, Мухаммед отвечал,  что не может читать, так как не умеет. Но архангел Джабраил настойчиво призывал к чтению:  "Читай! Во имя Господа твоего,  который сотворил человека"!  Криком,       обычно предупреждавшем горожан об опасности,  Мухаммед со склона горы Ас-Сафа возвестил жителей Мекки они с посланном ему Слове Божьем.

        По  другой версии обстановка передачи  Корана рисуется так. 

Пророк, стоя на горе Арафат (близ г. Мекка), слушал голос архангела Джабраила, который с седьмого неба около двадцати трех лет диктовал ему содержание Корана,  а Мухаммед, в свою очередь,  сообщал его содержание в виде отдельных проповедей и учений своим последователям.

        В  тоже время мусульманское духовенство  учит,  что Аллах передавал  Коран Мухаммеду через архангела  Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через  видения. Первое видение получило  название  «Лайлат ал-кадр»   («Ночь предопределения»)  и произошло в ночь с 26  на 27  число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания.

        Первоначально  Мухаммед испугался начавшихся  “откровений”, но затем уверился, что избран божеством в качестве  посланника (расул)  и пророка (наби), чтобы нести людям Слово Божье. 

        Первые  “откровения”,  которые Мухаммед  пытался передать своим соплеменникам,  провозглашали величие единственного  и единого бога Аллаха, отвергали  распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении  мертвых, Дне суда и наказаний  в аду всех, кто не верует  в Аллаха.

        В  начале проповедь Мухаммеда была  встречена в Мекке с насмешкой,  однако постепенно вокруг него  собралась группа сторонников,  частью из знатных родов, частью  – из низов мекканского общества. В связи с этим мекканская  верхушка, которая боялась потерять  ласть, начала преследовать и притеснять последователей Мухаммеда – мусульман. Однако Мухаммед находился под защитой своего рода и его главы – Абу Талиба. В то же время многие из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию.

        Первыми  ислам приняли жена Мухаммеда  –  Хадиджа, поверившая в пророческую миссию мужа, Али – двоюродный брат и воспитанник Мухаммеда и Зайд – вольноотпущенник и приемный сын Мухаммеда. Среди курейшитов приверженцами новой религии стали знатные мекканцы – Абу Бакр, Омари Осман, впоследствии ставшие халифами (приемниками пророка Мухаммеда).

        Проповедь  Мухаммеда, якобы передававшая  прямую речь Аллаха,   доказывала  всемогущество Аллаха, часто именовавшегося  Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Мухаммед отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Мухаммеда – явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

        В  какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла  возможность компромисса с мекканцами.  Мухаммед якобы согласился признать  особое положение при Аллахе  почитаемых в Мекке богинь  – ал-Лат, ал-Уззы и Манат, а мекканцы – пророческую миссию Мухаммеда и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения – строгое единобожие,  не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хадиджа, умер Абу Талиб,   и Мухаммед лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Кроме того, ставший главой рода Абу Лахаб отказал Мухаммеду в покровительстве.

Мухаммед стал искать сторонников  вне Мекки. Он обращался с проповедями  к людям,  приезжавшим в город  по торговым делам, совершил в безрезультатных  поисках убежища поездку в  г. Таиф. Наконец, около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба – крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Мухаммеда, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

         Сначала большинство мекканских  мусульман,  а затем и сам  Мухаммед переселились в Йасриб. Он прибыл туда 24 или 22  сентября 622 г. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинатан-наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).

        Мухаммед  превратился из простого проповедника  в политического лидера общины, включавшей поначалу не только  мусульман. Постепенно устанавливается  его единовластие в Медине.  Главной опорой Мухаммеда были  пришедшие с ним из Мекки  мусульмане – мухаджиры и мединские мусульмане – ансары. Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку и у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Мухаммеде мессию из неиудеев,  более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты  с врагами Мухаммеда – мекканцами. К ним присоединились и часть других жителей Йасриба из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммеда. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун).

        Внутреннее  размежевание помогло развитию  представления об исламе как  об отдельной религии, усилению  ее аравийских черт. Мухаммед  все отчетливее стал говорить  об особой роли ислама,  о  себе как о последнем пророке  – “печати пророков”. В его  речах иудеи и христиане порицаются  как плохие верующие,  ислам  объявляется исправлением допущенных  ими искажений воли Аллаха. В  противовес субботе устанавливается  особый мусульманский день общей  молитвы – пятница, объявляется  о святости ал-Каабы и первостепенном  значении паломничества к ней.  Она становится главной святыней  ислама, к ней молящиеся начинают  обращаться во время молитвы  (кибла).

        В  Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммеда, устанавливаются  основы мусульманского ритуала  –  правила молитвы,  омовения, поста, призыва к молитве, сборов  на благочестивые нужды и т.д.  В проповедях Мухаммеда стали  фиксироваться правила жизни  общины – принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры, начинает  особо выделяться положение Мухаммеда  как посланника Аллаха. В “откровениях”  появляются требования особого  почтения к Мухаммеду,  ему  “ниспосылаются”  исключения  из некоторых запретов, обязательных  для других.

     Таким образом,  в Медине Мухаммед сформировал  основные принципы религиозного  учения, ритуала и организации  общины. Эти принципы были выражены  в “откровениях” и частично  в высказываниях, решениях и  поступках самого Мухаммеда. 

         Одной из форм сплочения общины  и ее расширения с самого  начала мединского периода стала  борьба с неверующими мекканцами. В 623 г. начинаются нападения  мусульман на мекканские караваны. В 624 г. при Бадре мусульмане, возглавляемые Мухаммедом, победил и мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах – на стороне мусульман. В 625 г. мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Мухаммед был легко ранен в голову,  мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

        Тесные  связи внутренней мединской оппозиции  с мекканцами, ее попытки покушения  на жизнь Мухаммеда и упорный  отказ от полного ему подчинения  вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были  изгнаны иудейские племена бану  кайнука и бану надир, значительная  часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее  активные противники и соперники  Мухаммеда. Затем были собраны  большие силы для решительной  борьбы с Меккой.

        В  628 г. большое войско, к которому  присоединились некоторые кочевые  племена, двинулось в сторону  Мекки и остановилось в местечке  ал-Худайбийа, на самой границе  священной территории Мекки. 

        Переговоры  между мекканцами и мусульманами  завершились перемирием. Ровно через  год Мухаммед и его сподвижники  совершили в соответствии с  договором малое паломничество  (умра).

        Тем  временем крепла сила мединской  общины. Были завоеваны богатые  оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак,  союзниками Мухаммеда становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Мухаммедом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 г. мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Мухаммед совершил поклонение ал-Каабеи, очистил ее от языческих идолов. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство,  которое получило название Арабский Халифат.

        Мухаммед, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632  г.)  совершил  паломничество,  называемое прощальным (хиджжатал-вада).

        Победа  над Меккой еще более укрепила  уверенность Мухаммеда в себе  и подняла его политический  и религиозный авторитет в  Аравии. Он        посылает  различным царям и вождям Аравии  и наместникам пограничных с  Аравией областей Византии и  Ирана послания с предложением  принять ислам. Мекканские военные  отряды появляются в Йемене. В  Мекку приезжают представители  различных племен и областей  полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Мухаммедом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 г. мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В итоге в 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Мухаммедом.

        В  последние годы жизни Мухаммед  определяет цель этого объединения  –  распространение власти  ислама на север и начинает  готовить военную экспедицию  в Сирию. В июне-июле 632 г. Мухаммед  неожиданно для своих сподвижников  скончался после непродолжительной  болезни. Существует легенда,  что он был отравлен. Похоронен  Мухаммед в главной мечети  Медины (Мечети Пророка).

        Надо  сказать, что Аравийский полуостров  никогда до Мухаммеда не знал  единой власти. Лишь пророк смог  добиться относительного мира. После  смерти Мухаммеда в 632 г. авторитет  уммы пошатнулся, и установившееся было согласие вновь было нарушено. Причина этого кроется в том, что по древнеарабским традициям соглашения теряли силу после смерти главы той или иной стороны.

Информация о работе Характеристика ислама как мировой религии