Характеристика ислама как мировой религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание

Ислам – самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Вобрав в себя многие религиозные традиции (иудаизм, христианство, иранский зороастризм, местные языческие верования), ислам, тем не менее, является довольно оригинальной религиозной системой. Дело в том, что ислам – не только религия, обогащающая духовный мир своих последователей, но и всеохватывающий образ жизни.
В так называемом мусульманском мире до наших дней не случилось разрыва между светским, мирским и сакральным, религиозным.

Содержание

I. Введение. ………………………………………………………….…….с. 3
II. Характеристика ислама как мировой религии.
1. Происхождение мусульманской религии …………….….…..…….с. 4-11
2. Направления ислама ………………………………………..……….с. 11-13
3. Культура мусульман …………………………………………………с.13-17
4. Пророк Мухаммед ……………………………………………………с.18-23
5. Основные источники вероучения ислама ……………………...…...с.24-27
6. Ислам как одна из мировых религий………………………………. .с.27-32
III. Заключение……………………………………………………….……с.33
IV. Список литературы ………………………………………………….с.34

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 91.93 Кб (Скачать документ)

        Ваххабиты.       В новейшее время усложнение социально- экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII  в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба),  в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама,  строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX в. взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия),  а потом подчинили себе Хиджаз с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабизм сделался господствующей религией.

 

 

3. Культура мусульман

 

Мусульманское вероучение сложно и запутанно, поэтому в полном объёме доступно лишь узкому кругу  образованных лиц –  богословам, юристам, знатокам и толкователям Корана.

Важнейший принцип ислама –  строгий монотеизм,  носящий  абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как  милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, “чем его  шейная артерия”, говорится в Коране и в то же время утверждается: “Не постигают Его взоры...”.  То есть Бог абсолютно потусторонний,  непроницаемый,  непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение,  знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон,  следуя которому,  они научатся различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом – каждое явление, каждая вещь, каждое существо –  это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах.  “У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...” – говорится в Коране. Имен этих – 99.  Например, Милостивый,  Милосердый,  Верный – это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.

        Для  простых верующих достаточно  выполнение пяти простых и  доступных норм, которые называются  “столпами ислама”:

        Первый из них – намаз – исповедание веры. Исламский кодекс поведения основан на прочном фундаменте открытого признания догмата, именуемого Шахада. Это убеждённость в послушании Богу и следование заветам пророка. “Клянусь, что нет бога, кроме Аллаха, что Мухаммед пророк его”.Словами Шахады созывают мусульман во всём мире для молитвы, и смысл их есть сущность молитвы и мысли.

        Второй– молитва (салят).  Молитва не есть простое моление, как мы его понимаем, а полное богослужение, совершаемое пять раз в день: между рассветом и восходом солнца, в полдень, после полудня, вечером и при наступлении ночи. Место богослужения не определено в точности, для этого годится всякое чистое место, хотя везде существуют исключительно для этого построенные здания, мечети. Перед молитвой неукоснительно совершается обряд омовения, причем омывается лицо, руки до локтей и ноги до лодыжек. Когда нет возможности достать воды,  например в пустыне,  достаточно обтереться песком. Сама молитва состоит, по меньшей мере,  из двух «ракатов»,  а каждый «ракат» – это ритуал, включающий ряд точно предписанных телесных движений и столь же строго установленный порядок религиозных формул, которые должен произнести молящийся. Чтобы не сделать малейшей ошибки, которая лишила бы молитву ее действия, верующие располагаются в мечетях рядами позади предстоятеля (имама)   и подражают всем его движениям. Суть молитвы состоит в восхвалении и прославлении Аллаха его служителями, лишь в редких случаях носит она несколько иной характер, например при солнечном и лунном затмении, при сильной засухе, при выносе тела умершего, вообще при всяких важных предприятиях и во время поста.

        Пятница  является днем всеобщей молитвы,  когда все мусульмане должны  собираться на коллективную молитву  в главную мечеть города, села, округа. Коран призывает:  “Крепко  держитесь все вместе на пути  Аллаха и не разделяйтесь…”.  Салят –  проявление и символ  мусульманской веры, литургическая  форма молитвы, соблюдение которой  является долгом каждого мусульманина.

        Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум).  Мусульманский пост отличается от христианских и других религиозных постов.  Ислам категорически запрещает в дневное время суток не только прием пищи и питье, но и нюхать что-либо съедобное – от восхода солнца до захода солнца. Пост длится 30  дней в мусульманском месяце рамадан. Кроме этого обязательного поста существует еще дополнительный пост по обету или просто по желанию.

        От  соблюдения мусульманского поста  освобождаются следующие категории  людей: больные, старые люди, беременные  женщины и кормящие матери, а  также няни, кормящие ребенка  своей грудью, путешественники и  воины,  которые находятся в  сражении (проходящие обычную воинскую  службу от поста не освобождаются).

        Это,  пожалуй,  наиболее выраженный  общинный обряд в исламе. Мухаммед  говорил, что из всех обязанностей  души именно саум любим богом,  ибо он вовремя поста наиболее  заметен. 

        Все  время должно быть в принципе  посвящено человеком Аллаху, занято  молитвами, чтением Корана и  религиозных сочинений, благочестивыми  размышлениями. Главными обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан.

        Кроме  ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое  количество запретов,         регулирующих различные стороны  жизни мусульманина.  Мусульманину  запрещено пить алкогольные напитки,  есть свинину, играть в азартные  игры. Ислам запрещает ростовщичество  – риба. Конечно, не все эти  и другие правила строго соблюдаются,  но время от времени, в частности  в 70-егоды XX  в., в различных мусульманских государствах усилился контроль за соблюдением культовых правил, например поста в месяц рамадан.

        Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой –  если у него есть к тому физическая и материальная возможность) является хаджж – паломничество в Мекку.

        Чтобы  вникнуть в существо мусульманского  паломничества, необходимо иметь  представление о местах, где оно  проходит. Местом паломничества  является Саудовская Аравия –              область Хиджаз,  где находятся два небольших священных города мусульман – Мекка и Медина. В Мекке находится Кааба со священным «черным камнем» (Хаджар аль-асвад),  в окрестностях Мекки – холмы Сафа и Мерв, священный колодец Земзем и в долине Арафат – местность Муздалаф.  В Медине находятся могилы Мухаммеда,  его дочери Фатимы, праведных халифов Абу Бакра,  Омара,  Османа,  могилы жены Мухаммеда Айши,  Мечеть Мухаммеда (Масджид набави).  На пути из Мекки в Медину паломники посещают г. Таиф.

        Шариатом  определены основные условия  и требования к паломнику.

        Паломник должен быть:

        совершеннолетним;

        неумалишенным  и свободным (не рабом);

        не  вынужденным совершать паломничество,  когда у него есть неотложные  дела или дорога опасна; 

        физически  здоровым, чтобы исполнить требования паломничества.

        Паломник должен иметь:

        достаточно  времени,  чтобы исполнить всю  церемонию хаджжа;

        дорожный  провиант;

        верховых  животных для поездки  (в современных  условиях средства для приобретения  билетов на воздушный, морской  и наземный транспорт);

        достаточно  средств на расходы семьи и  людей,  содержание которых поручено  ему; 

        возможность  все устроить так,  чтобы после  возвращения из хаджжа его  хозяйство не пришло в упадок.

        Для бедного человека паломничество необязательно.

        Шариат  допускает хаджж по найму. Если  мусульманин имеет средства, но  здоровье не позволяет ему  совершить поездку, он может  вместо себя послать в Мекку  другого. 

        Паломничество  совершается в месяце зуль – хиджжа,  который,   как рамадан,  является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам.  Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

        Окончание  хаджжа является главным мусульманским  праздником идаль – адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

        Пятой обязанностью мусульманина является закят – обязательный налог на имущество и доходы,  который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака – добровольные пожертвования и милостыня.

        Одно  из предписаний мусульманской  религии состоит в священной  войне за веру (джихад). Это вполне  понятно,  если вспомнить,  что  само мусульманское движение  возникло из потребности арабов  в объединении и в добывании  новой земли.  В Коране это  предписание изложено ясно:  в  течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются   «запретными»)               надлежит воевать с многобожниками, с неверными,  истреблять их,  захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,  свойственные исламу даже в  большей степени,  чем другим мировым религиям. Однако в последствии мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий.  К многобожникам,  то есть последователям племенных и политеистических культов,  отношение резко враждебное: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!» (9: 124).

         К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают  уважение. Это и понятно, ведь  на идейной почве именно этих  религий, на путях их упрощения  выросла идеология ислама. Однако  в Коране есть предписание  воевать с теми, «которым ниспослано  писание», – с иудеями и христианами,  – если они не веруют в  Аллаха и не подчиняются религии  истины (9: 29).

         На практике в исламе всякое  разделение между сторонниками  иных религий стерлось: все они  рассматривались как неверные (джяур),  подлежащие или истреблению,  или покорению.  Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

         Ислам является очень широкой  по охвату системой социального  регулирования. Почти все стороны  жизни мусульманина считаются  религиозно значимыми. 

         Мужчина становится мусульманином  после того, как над ним в  раннем возрасте совершается  обряд обрезания.  Заключение  брака совершается в присутствии  духовных лиц, ими фиксируется  и закрепляется чтением священных  текстов Корана.  Развод для  мужчины мусульманина относительно  прост, для женщины осложнен, но  тоже возможен. Ислам разрешает  мужчине иметь до четырех жен,  если он в состоянии их одинаково  хорошо содержать. В настоящее  время на практике многоженство  встречается относительно редко,  а в некоторых мусульманских  странах оно несколько ограничено  законодательством. Похоронный обряд  также предполагает чтение определенных  сур Корана. Хоронят обычно в  день кончины. Тело кладут в  могилу завернутым в саван,  без гроба,  головой к Мекке.  Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда  воскреснут, чтобы предстать перед  Аллахом и ответить за свои  дела и намерения. 

        Мужчины-мусульмане  должны ходить с покрытой головой.  Для этого служат разные шапочки  типа тюбетейки,  а также различные  виды чалмы – шарфа, особо  повязанного вокруг головы. Женщины  должны закрывать лицо и тело  от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман  широкая и удобная для носки  в тех странах,   в основном  южных,  где живет большинство  мусульман. Обычным атрибутом  благочестивого мусульманина являются  четки из 99 или 33 бусин, служащие  для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление  Аллаха и повторение его девяносто девяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.

Информация о работе Характеристика ислама как мировой религии