Вокальные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:21, методичка

Описание

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель.

Содержание

Пояснительная записка с.3-7
Тематический план курса с.8-12
Содержание курса с.13-19
Самостоятельная работа студентов с. 20-21
Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32
Словарь специальных терминов с.33-35
Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37
Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42

Работа состоит из  1 файл

Основы вокальной методики.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

Полетность – свойство правильного поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале.

Портаменто (от итал. portare la voce – переносить голос) – в солном пении скользящий переход от одного звука мелодии к другому. Одно из средств выразительности в пении.

Постановка  голоса – процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования.

Прикрытие – вокальный прием, применяемый при формировании верхнего участка диапазона голоса выше переходных звуков.

Прямой голос  – голос, лишенный вибрато.

Регистр (от лат. registrum – список, перечень) – ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру.

Резонанс (от фр. resonance, от лат. resono – звучу в ответ, откликаюсь) – явление, при котором в теле, называемом резонатором, под воздействием внешних колебаний возникают колебания той же частоты.

Резонаторы – в голосовом аппарате – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр.

Ровность голоса – качество хорошо поставленного певческого голоса, заключающееся в едином тембровом звучании голоса по всему диапазону и на всех гласных.

Рулада (от фр. rouler – катать взад и вперед) – быстрый виртуозный пассаж в пении, род колоратуры.

Тембр (фр. timber) – окраска звука , качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами.

Тесситура (итал. tessitura – ткань) – звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса, без учета предельно низких и высоких звуков голоса.

Трель (итал. trillo, от trillare – дребезжать) – мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся соседних звуков, из которых нижний – основной, определяющий высоту трели, и верхний – вспомогательный.

Фальцет (лат. falsetto, от falso – ложный) – способ формирования высоких звуков, а также верхний регистр мужского певческого голоса, храрктеризующийся слабым звучанием и бедностью тембра.

Филировка, филирование (от фр. filer un son – тянуть звук) – умение плвно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот.

Фиоритура (итал. fioritura – цветение) – различного рода мелодические украшения.

Фонация – см. Голосообразование.

Форманта (от лат. formans – образующий) – группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса.

Форсирование (от фр. force – сила) – пение с чрезмерным напряжением голосового аппарата, нарушающее тембровые качества голоса, естественность звучания.

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение программы:

 

Дидактическое и материальное обеспечение программы:

 

    1. Лекционная аудитория.
    2. Доска для демонстрационного материала
    3. Наличие фортепиано в классе.
    4. Наличие видео- и аудиосистемы в классе.
    5. Схемы и модели голосового аппарата (в сагиттальном разрезе)
    6. Наличие видео- и аудио-курсов по вокальной методике различных авторов.
    7. Наличие фонотеки с записями различных певцов и вокальных групп.
    8. Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями и пр.

 

Литература

 

  1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – Москва: Музыка, 2007.
  2. Морозов, В. П.  Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. –  Москва: 2002.
  3. Ламперти, Ф. Искусство пения / Ф. Ламперти. – Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.
  4. Карягина, А. В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих + CD / А. В. Карягина. – Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.
  5. Морозов, Л. Н. Школа классического вокала: Мастер-класс (+DVD): учебное пособие / Л. Н. Морозов. – Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.
  6. Романова, Л. В. Школа эстрадного пения: учебное пособие + DVD. – 2-е издание / Л. В. Романова. – Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.
  7. Сафронова, О. Л. Распевки: хрестоматия для вокалистов + CD. / О. Л. Сафронова. – Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.
  8. Ховард, Э. Техника пения: Вокал для всех / Э. Ховард, Х. Остин. –  Москва: 2009.
  9. Словарь музыкальных терминов / сост. Е.А. Яных. – Москва: АСТ; Донецк: Агата; Владимир: ВТК, 2009.
  10. Самоучитель по пению. / Линда Маркуорт, перевод с английского. Москва: АСТ: Астрель, 2008.
  11. Левина, Е. Вокальные упражнения. Учимся петь и аккомпанировать: хрестоматия педагогического репертуара. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  12. Гонтаренко, Н. Б.  Сольное пение: Секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2006
  13. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано / В. Ровнер. – Москва: Нота, 2006.
  14. Крэмптон, Л. Энциклопедия рок- и поп-музыки год за годом / Л.Крэмптон, Д.Риз, перевод с англ. У.В.Сапциной, Н.С. Гусевой: Распространение на русском языке. – Москва: ООО «Росмэн- ИЗДАТ», 2004.
  15. Далецкий, О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий. – Москва, 2003.
  16. Джазовый словарь: учебное пособие. – Санкт-Петербург:  Ленинградский композитор, 2002.
  17. Стулова, Г. П.  Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. – Москва, 2002.
  18. Риггс, С.  Школа для вокалистов «Как стать звездой» / С. Риггс. – Москва, 2000.
  19. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская – Москва: Таланты-21 век, 2004.
  20. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология – 2-е издание / Л. Д. Столяренко.  – Ростов на Дону: Феникс, 2003.
  21. Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э.Леонова. – Москва: Кифара, 2002.
  22. Вайкль, Б. О пении и прочем умении /  Б.Вайкль. – Москва: Аграф, 2000.
  23. Эстрада в России. XX век:  Лексикон – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.
  24. Абдулов, А. А. Джазовые распевки: учебное пособие / А. А. Абдулов. – Санкт-Петербург, 1998 г
  25. Булучевский, Ю., Фомин, В. Краткий музыкальный словарь для учащихся /  – Москва: Музыка, 1998.
  26. Stoloff, B. Scat. Vocal Improvisation Techniques / B. Stoloff. – New York: The Margo Feiden Galleries, 1996.
  27. Крунтяева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова – Москва; Санкт-Петербург: Музыка, 1996.
  28. Козлянинова, И. П. Тайны нашего голоса /  И. П.Козлянинова, Э. М.Чарели. –  Москва: Русская жизнь,1992.
  29. Менабени, А. Г.  Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – Москва: 1987.
  30. Аникеева, З. И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов/ З. И. Аникеева. – Кишинев Штиинца:1985.
  31. Кочнева, И. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева. – Ленинград: Музыка, 1986.
  32. Тронина, П. Из опыта педагога-вокалиста / П. Тронина. – Москва:1976.
  33. Малинина, Е. М.  Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. –  Ленинград:1967.
  34. Чишко, О. С. Певческий голос и его свойства / О. С. Чишко. – Ленинград:  Музыка, 1966.
  35. Морозов, В. П.  Вокальный слух и голос / В. П. Морозов. –  Москва:1965.
  36. Назаренко, И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. –  Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Контрольно-измерительные  материалы для проведения входного среза знаний по предмету «основы вокальной методики»

 

97 баллов – максимальное  значение.

Оценка «отлично» - 80-97 баллов; оценка «хорошо» - 65-79 баллов; оценка «удовлетворительно» - 50-64 баллов; оценка «неудовлетворительно» - ниже 50 баллов.

 

 

  1. Какие вокальные позиции различают в пении? – (2 балла)
  2. На какие типы подразделяются мужские голоса? – (2 балла)
  3. Какими свойствами обладает певческий голос? – (2 балла)
  4. Как называется тембральное качество голоса, благодаря которому он хорошо слышим в зале? – (2 балла)
  5. Какой слух контролирует процесс голосообразования? – (2 балла)
  6. Что такое фонация: прием округления звука, процесс образования звука или специфическое звучание голоса? – (1 балл)
  7. Какая из теорий звукообразования взята за основу на современном этапе науки? – (2 балла)
  8. Из каких понятий вокальной педагогики складывается термин «певческая опора»? – (2 балла)
  9. Из каких частей состоит голосовой аппарат? – (2 балла)
  10. Какой термин определяется как звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса? – (2 балла)
  11. Какая категория в вокальной педагогике определяет истинную природу голоса? – (2 балла)
  12. Назовите три любых принципа вокальной педагогики. – (3 балла)
  13. Высокая и низкая певческие форманты – это позиционное ощущение звука в процессе пения; группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса; или характеристики чистоты вокальной интонации? – (1 балл)
  14. Является ли верным утверждение, что для певческой орфоэпии характерна качественная редукция гласных? – (1 балл)
  15. Как называется открытое звучание голоса в вокальной практике? – (2 балла)
  16. Назовите несколько методов вокальной педагогики. – (3 балла)
  17. Почему вокальный навык характеризуют как идеомоторный? – (3 балла)
  18. Как называется период взросления детского голоса у мальчиков и у девочек? – (2 балла)
  19. Для исправления какого дефекта голоса может применяться твердая атака? – (3 балла)
  20. По каким основным принципам вокальной педагогики подбираются вокальные упражнения для конкретного голоса? – (3 балла)
  21. Какая форма обучения является основной в обучении пению? – (2 балла)
  22. Назовите несколько отличительных особенностей эстрадной манеры пения от академической. – (3 балла)
  23. Является ли целесообразным в работе над песней отдельно проучивать мелодию от текста. Если да, то обоснуйте это утверждение. – (3 балла)
  24. Как называется регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование? – (2 балла)
  25. Назовите несколько специфических вокальных приемов, характерных для эстрадного пения? – (3 балла)
  26. Движением какой мышцы в голосовом аппарате регулируется подскладочное давление в процессе фонации? – (2 балла)
  27. Примарные тоны певческого голоса  - это тоны, как правило, речевого диапазона, на которых голос звучит наиболее удобно и естественно; тоны, которые располагаются в верхнем участке диапазона голоса; или тоны, которые берутся с придыхательной атакой? – (1 балл)
  28. Является ли обязательным для всех певцов условием пение на пониженной гортани? – (2 балла)
  29. Назовите один из методов сглаживания регистров голоса. – (3 балла)
  30. Как называется певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике легато? – (2 балла)
  31. Какое понятие в вокальной педагогике отражает соблюдение певцом определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата? – (2 балла)

 

 

 

Вопросы к экзамену

 

  1. Методика обучения пению. Понятие и основные задачи.
  2. Раскрыть содержание четырех основных функций методики.
  3. Понятие вокальной педагогики.
  4. Раскрыть содержание основных принципов вокальной педагогики.
  5. Содержание обучения пению. Три основных компонента.
  6. Методы вокального обучения. Краткое описание каждого метода.
  7. Развитие зарубежной вокальной педагогики. Основные эпохи, школы, имена известных педагогов и их труды.
  8. Особенности развития вокальной педагогики в России.
  9. Охарактеризовать три основные манеры пения. Определить их принципиальные отличия.

10.Определить основные  исполнительские задачи эстрадного  певца.

11.Значение педагогического  репертуара в воспитании эстрадного  певца.        Основные  критерии подбора.

12. Разучивание вокального  произведения. Основные методические  рекомендации.

13. Исполнительская интерпретация  вокального произведения.

14. Роль публичного выступления в деятельности эстрадного певца. Некоторые методы психологической саморегуляции перед публичным выступлением.

15. Строение голосового  аппарата. Функционирование его  органов в пении.

16. Физические свойства  голоса.

17. Физические характеристики голоса.

18. Современные теории  звукообразования.

19.  Классификация певческих  голосов (классическая схема).

20.  Режим и гигиена  певческого голоса. Меры по охране  голоса.

  1. Формирование вокальных навыков. Понятие вокального навыка, закономерности его формирования. Перечень вокальных навыков.
  2. Вокальный слух. Его воспитание.
  3. Дыхание в пении. Его организация. Типы дыхания. Опора дыхания.
  4. Воспитание певческого дыхания.
  5. Понятие певческой опоры.
  6. Работа гортани в пении.
  7. Певческие регистры голоса. Их характеристика.
  8. Методы сглаживания регистров голоса.
  9. Регистровые возможности использования голоса в пении.
  10. Певческая атака. Ее виды и роль в пении.
  11. Понятие певческой артикуляции. Роль гласных и согласных в певческом голосообразовании. Методы нивелирование гласных в пении.
  12. Значение дикции в пении. Методы улучшения певческой дикции.
  13. Особенности певческой орфоэпии.
  14. Певческое вибрато. Его роль в пении.
  15. Основные критерии оценки голоса.
  16. Проблема правильного определения типа голоса в вокальной педагогике.
  17. Особенности проведения первых занятий. Основные принципы.
  18. Вокальные упражнения. Их цели и задачи.
  19. Методические установки распевания голоса.
  20. Виды вокальных упражнений.
  21. Особенности работы с женскими голосами.
  22. Особенности работы с мужскими голосами.
  23. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов.

 

 

 

 

 

Вопросы к итоговой государственной аттестации

1.Методика обучения  эстрадному пению. Основные задачи, принципы, функции.

2.Особенности учебно-воспитательного  процесса в ДМШ и ДШИ.

3.Певческий голос.  Его физические свойства и характеристики. Режим и гигиена голоса.

4.Индивидуальный урок  как форма учебной работы по  специальности в ДШИ и ДМШ.  Типы индивидуальных занятий.  Примерная схема.

5.Современные теории  звукообразования: миоэластическая,  нейрохронаксическая, биомеханическая.

6.Педагогический репертуар  как основной источник вокального  обучения и воспитания. Критерии  подбора вокальных произведений. Методические рекомендации по  работе над песней.

7.Специфика эстрадно-вокального  исполнительства. Отличие эстрадной  манеры пения от народной и академической. Специфические вокально-исполнительские приемы в эстрадном пении.

8.Индивидуальный план  как основа индивидуального обучения  и воспитания в ДШИ и ДМШ.  Основные принципы составления  индивидуальной программы обучения.

9.Строение голосового аппарата.

10.Содержание обучения  пению детей. Три основных компонента.

11.Формирование вокальных  навыков. Взаимодействие слуха  и голоса. Роль вокальных упражнений  в формировании навыков.

12.Основные принципы  обучения пению детей.

1.Певческое дыхание. Певческая опора. Воспитание певческого дыхания.

2.Документальное отражение содержания  и методов вокально-педагогической  работы в ДШИ и ДМШ. Образовательные  программы. Учебные планы. Рабочие  учебные программы.

13.Работа гортани в пении.  Регистры певческого голоса. Характеристика натуральных регистров. Формирование смешанного регистра. Методы сглаживания регистров голоса.

Атака звука. Виды и роль атаки в  пении.

14.Педагогические стили общения  учителя с учеником

15.Специфика работы с женскими  и мужскими голосами. Характеристика, диапазон, регистры.

16.Система методов вокальной  работы с детьми.

17.Певческая артикуляция и дикция. Формирование гласных и согласных  в пении. Работа органов артикуляционного  аппарата. Фонетический метод. Отличие  певческой орфоэпии от речевой.

18.Система оценки и контроля  качества обучения в ДМШ и  ДШИ.

Информация о работе Вокальные методики