Вокальные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:21, методичка

Описание

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель.

Содержание

Пояснительная записка с.3-7
Тематический план курса с.8-12
Содержание курса с.13-19
Самостоятельная работа студентов с. 20-21
Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32
Словарь специальных терминов с.33-35
Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37
Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42

Работа состоит из  1 файл

Основы вокальной методики.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

             Список использованной литературы должен включать данные об использованных при выполнении работы источниках и группируется обычно в алфавитном порядке по логической схеме:

  1. Монографии и учебники - указывается фамилия(и) автора(ов), полное наименование работы, место издания, название издательства, год издания.
  2. Научные статьи - указывается автор(ы), полное название статьи, наименование источника, год выпуска, номер издания.
  3. Нотные сборники - указывается полное название, место издания, название издательства, год издания.
  4. Материалы сети Internet – указывается полный электронный адрес источника.

              Если источник опубликован под редакцией автора, то сначала указывается название источника, затем - фамилия ответственного редактора. Список литературы должен содержать только те источники, которые были использованы автором при написании работы.

             Список использованной литературы нумеруется сквозной нумерацией. Важно иметь ввиду, что для гуманитарных наук предпочтительнее использовать только новейшую учебную или монографическую литературу (за последние 5 лет, а лучше за последние 2 года).

             Необходимо правильно оформить научный аппарат. Каждая цитата, цифра, факт на каждой странице должны сопровождаться в нижней ее части указанием (ссылкой) на источник этой информации. Ссылка на источник оформляется по тем же правилам, что и список литературы с обязательным указанием страницы источника. Она обозначается в тексте арабской цифрой, вышестоящей по отношению к строке. При этом в нижней части страницы под чертой после аналогичной цифры приводится наименование соответствующего источника:

а) для книг – фамилия  и инициалы автора, название книги, место и год издания, а также использованная страница. Например: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007. – с.47;

б) для журнальных статей – фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год, номер и использованная страница. Например:

             Если на одной странице идут подряд ссылки на одно издание, то его полное наименование дается только в первый раз, а далее указывается: там же. С. ... Если на это издание делаются ссылки на следующих страницах, наряду с другими ссылками, то дают его неполное название (например: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. С.10). Когда источник не цитируется, а пересказывается своими словами, то в ссылке перед названием источника пишут См. (смотри). Например: См.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. С.7.

              Работа должна быть выполнена аккуратно и грамотно. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. После выполнения работы ее необходимо проверить с исправлением возможных грамматических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок. Курсовая работа должна быть переплетена (сшита скоросшивателем) и иметь вложенный в нее после этого чистый белый лист бумаги формата А4 для рецензии научного руководителя.    

   На последней странице списка литературы после его окончания, студент должен поставить свою подпись и дату завершения написания работы. 

Рецензирование  и оценка курсовой работы научным  руководителем

           Руководитель курсовой работы решает вопрос о допуске студента к защите. Рецензия становится составной частью курсовой работы, научный руководитель может указать в ней моменты, на которые студенту следует обратить внимание при подготовке к защите. К курсовой работе, которая не была допущена к защите и дорабатывается студентом, должна быть приложена предыдущая рецензия с тем, чтобы преподаватель мог проконтролировать ход устранения отмеченных в ней недостатков. 
            Курсовые работы оцениваются по 5-балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю. Студенты, не представившие в установленные сроки курсовые работы или не получившие за них положительную отметку, считаются имеющими задолженность, которую они должны ликвидировать. Необходимо помнить, что оценка за курсовую работу складывается не только из оценки содержания работы, то также оформления и защиты.

           Выполненные работы после их зачета или защиты не выдаются на руки студенту, а передаются в архив, где хранятся до окончания обучения студента.

 

Защита курсовой работы  

            Курсовая работа защищается студентом в установленное расписанием занятий время.

      Процедура  защиты состоит из:

- краткого (около 5 минут)   сообщения студента об основном содержании работы, выводах и рекомендациях по исследуемой проблеме; 
- ответов студента на вопросы преподавателя и других присутствующих на защите лиц;

- объявления оценки  и выставления ее в ведомость  и зачетную книжку студента.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец оформления титульного листа

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Тюменская Государственная академия Культуры, Искусств и Социальных Технологий

 

 

 

Институт  Музыки, театра и хореографии

Кафедра Вокального Искусства

Профиль Эстрадно-джазовое пение

 

 

 

Дисциплина: Основы вокальной методики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

 

 

 

 

 

Студент: Фамилия, имя, отчество, курс

Научный руководитель: ФИО

 

 

 

 

 

 

 

Название города

Год

План

(или Содержание)

 

стр

Введение   3

1.  4

2.  6

3.  12

Заключение   16

Приложения 17

Список литературы   19

 

 

Словарь специальных  терминов

Артикуляционный аппарат  — система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, глотка, нижняя челюсть (активные органы); зубы, твердое небо, верхняя челюсть (пассивные органы).

Артикуляция [латин. articulatio] (лингв.) Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.

Атака - (фр. attaque — нападение) — в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Различают три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака характеризуется плотным смыканием голосовых складок до начала звука… Мягкая атака, которой стремятся пользоваться певцы, характеризуется одновременностью смыкания голосовых складок и посыла дыхания. При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создает своеобразное придыхание… Может появиться утечка воздуха…

Беглость – техника пения в быстром движении.

Белый звук - термин, распространенный в вокальной практике для обозначения так  называемого открытого звучания голоса. В академической манере пения такое звучание не допускается. Белый звук применяется в классическом пении как выразительное средство. 

Бельканто -  (итал. belcanto – прекрасное пение) – стиль пения, сложившийся в Италии к середине XVII в. и господствовавший до 1-й половины XIX в. (эпоха бельканто). В современном понимании – эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение.

Вибрато - (итал.vibrato, лат. vibratio – колебание) – периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру.

Вокализ – (лат. vocalis - гласный) – музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определенных вокально-технических навыков или для концертного исполнения.

 Вокализация – (от итал. vocalizzazione) – исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова.

Вокальная школа – 1) Система вокально-исполнительских принципов и педагогических методов, формирующаяся в музыкальной культуре народов различных стран. 2) Совершенство владения техническими возможностями голоса (певец с хорошей или плохой вокальной школой).

Вокальное искусство  – см. Пение

Вокальный слух – специфическое сложное восприятие звука через мышечное чувство звука вместе с другими ощущениями, сопровождающими пение (вибрационными, ощущениями подскладочного давления, «столба» воздуха).

Головной голос – см. Фальцет.

Голос – 1) Звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми. Голос может быть речевым, певческим и шепотным. 2) Отдельная партия в хоре, ансамбле, оркестре.

 Голосоведение – движение каждого отдельного голоса и всех голосов вместе в многоголосном произведении.

Голосовой аппарат – система органов, служащая для образования звуков голоса и речи.

 Голосообразование, звукообразование, фонация – процесс образования звука голоса.

 Горловой  звук – специфическое звучание голоса, образующееся в результате того, что голосовые складки работают в режиме «пересмыкания», т.е. в процессе колебания фаза их сомкнутого состояния превалирует над разомкнутой, а сама гортань напряжена.

Детонирование (от фр. detonner – петь фальшиво) – пение с пониженной, реже с повышенной интонацией.

Диапазон [от греч. dia pason (chordon) – через все (струны)] – звуковой объем голоса или инструмента от самого нижнего до самого верхнего звука.

Дикция (от лат. diction - произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса.

Закрытый звук – звук, образуемый при пении закрытым ртом.

Звуковедение – термин, обозначающий различные виды ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т.п.).

Звукообразование – см. Голосообразование.

Импеданс (от лат. impeditio - препятствие) – обратное акустическое сопротивление, которое испытывают голосовые складки со стороны ротоглоточного канала.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – 1) Воплощение художественного образа в музыкальных звуках. 2) Небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот. 3) Точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении.

Йодль (нем. Jodel) – жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Южной Боварии и Швейцарии). Исполнение характеризуется резкой сменой головного (фальцетного) и грудного звучания без микста на широких интервалах и звуках разложенного аккорда.

Кантилена – (лат. cantilena - пение) 1) Певучее, звязное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato. 2) Напевная мелодия, вокальная или инструментальная.

Маска – термин вокальной практики, означающий ощущение вибраций в верхней части лица, возникающее во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей.

Медиум – (от лат. medius - средний) термин, применяемый в вокальной педагогике для обозначения средней части диапазона женских голосов.

Мелизмы - (от греч. melisma – песнь, мелодия) 1) Мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»). 2) Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке (форшлаг, мордент, группетто, трель).

Мелодекламация – (от греч. melos – мелодияи от лат. declamation – декламация) – художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения, а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки.

Мецца воче – (итал. mezza voce – вполголоса) –  пение в динамике mezza piano  с сохранением всех качеств опертого смешанного звукообразования, но с превалированием фальцетной работы голосовых складок.

Микст – (от лат. mixtus – смешанный) – регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование.

Мутация  - (от лат. mutation –изменение, перемена) – переход детского голоса в голос взрослого.

Мышечные приемы – способ прямого сознательного воздействия на работу отдельных частей голосового аппарата.

Народная манера пения – менера пения, характеризующаяся резким разделением регистров, большей открытостью звука.

 Носовой  призвук – призвук, возникающий  в тембре голоса при опускании мягкого неба, когда часть звуковых волн непосредственно попадает в носовую полость.

Опора – термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»).

Орфоэпия (от греч. orthos – правильный, epos – речь) – правильное литературное произношение текста.

Открытый звук – перенесение речевого звучания гласных в пение. Используют в народном пении.

Пассаж  (фр. passage, букв. – переход) – последование звуков в быстром движении, часто встречающееся в виртуозной музыке (аккордовые, гаммообразные и смешанные).

Певческая установка – термин, обозначающий положение, которое должен принять певец перед началом пения.

Певческие ощущения – ощущения, которые помогают певцу в контроле за голосообразованием.

Пение, вокальное искусство – эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса.

Переходные  звуки – звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса.

Позиция звука – термин, употребляемый в вокальной педагогике для выражения влияния тембра на восприятие высоты звука. Различают высокую и низкую позиции.

Информация о работе Вокальные методики