Вокальные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:21, методичка

Описание

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель.

Содержание

Пояснительная записка с.3-7
Тематический план курса с.8-12
Содержание курса с.13-19
Самостоятельная работа студентов с. 20-21
Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32
Словарь специальных терминов с.33-35
Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37
Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42

Работа состоит из  1 файл

Основы вокальной методики.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

          Оценка «Хорошо»: студент демонстрирует достаточные познания в области вокальной методики, знает основные принципы и методы вокальной педагогики, владеет начальным инструментарием вокальной методики, но затрудняется с показом (знает комплекс основных вокальных упражнений с указанием целей и исполнительских задач, основные этапы в работе над вокальным произведением), определяет специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением (знает основные вокально-технические приемы в пении в соотнесении со стилем музыкальной эстрады), понимает особенности работы с женскими, мужскими и детскими голосами, знает некоторые методические труды в области вокальной методики.

          Оценка «Удовлетворительно»: студент демонстрирует недостаточные знания в области вокальной методики, может назвать основные принципы и методы вокальной педагогики, но не в состоянии раскрыть их полного содержания, затрудняется с показом вокальных упражнений и обозначением их целей и исполнительских задач, не может четко определить специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением, плохо ориентируется в выборе вокально-технических приемов в соотнесении со стилем музыкальной эстрады, не подкован в области знания вокально-методических трудов отечественных и зарубежных авторов.

           Оценка «Неудовлетворительно»: студент не демонстрирует знаний в области вокальной методики и практически не подкован по предмету, то есть не компетентен в вопросах вокальной педагогики.

           «Основы вокальной методики» тесно связаны с такими специальными предметами и предметами специализации как «Сольное пение», «Ансамбль», «История вокального исполнительства», «Гигиена певческого голоса» (осознание процесса голосообразования, умение творчески и самостоятельно интерпретировать вокальное произведение). В курсе общепрофессиональных дисциплин методика опирается на знания по предмету «Общая педагогике и психология» (проектирование педагогического процесса, понимание закономерностей развития личности ребенка). В работе с вокальным материалом на помощь приходят такие предметы как «Сольфеджио», «Гармония», «Музыкальная литература», «Анализ музыкальных форм» и т.д.

Теоретический курс по основам вокальной методики служит необходимой базой для ведения педагогической практики в области эстрадного пения. Поэтому для достижения наилучшего результата в изучении вокальной методики от студентов требуется проведение  большой самостоятельной работы в поиске интересной дополнительной информации, анализе различных исполнительских манер, формировании собственной профессиональной лексики и педагогического стиля общения.

Материалы, на основании  которых составлена программа:

Государственный образовательный стандарт высшего  профессионального образования  по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000.

          Рабочая учебная программа «Основы  вокальной методики» для студентов специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных технологий», составитель преподаватель кафедры вокального искусства М.Я.Вейсон.

        «Основы вокальной методики» - дисциплина общего модуля базовой части профессионального цикла. В результате изучения данной дисциплины студент должен:

 

Знать

Уметь

Владеть

основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики,

различные методы и приемы преподавания,

вокально-методическую литературу

ориентироваться в различных педагогических методах  и подходах при обучении пению  в различных возрастных группах  и различных типах образовательных  учреждений;

планировать учебный процесс, составлять учебные программы;

пользоваться  справочной литературой

методикой показа интонационно-ритмических и художественно-исполнительских  трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре;

приемами психической  саморегуляции;

методикой преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях  среднего профессионального образования, общеобразовательных школах и учреждениях  дополнительного образования детей


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  план курса, ОДО

 

 

 

 

 

Наименование  разделов и тем курса

Количество  часов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Всего

часов

Раздел 1.Введение в предмет.

 

2

2

3

7

Тема 1.1 Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные вопросы и понятия.

1

1

1

3

Тема 1.2. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики.

1

1

2

4

Раздел 2. Особенности воспитания эстрадного певца.

 

3

4

8

15

Тема 2.1. Специфика эстрадно-вокального исполнительства.

1

2

4

7

Тема 2.2. Педагогический репертуар.

1

1

2

4

Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.

1

1

2

4

Раздел 3. Певческий голос.

 

4

4

6

12

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.

1

1

2

4

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

1

1

1

3

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

1

1

1

3

Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

1

1

2

4

Раздел 4. Вокально-технические навыки.

 

9

6

18

33

Тема 4.1.  Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса.

1

1

3

5

Тема 4.2. Певческое дыхание.

2

1

4

7

Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.

2

1

4

7

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.

0,5

0,5

1

2

Тема 4.5. Певческая артикуляция и дикция.

2

1

3

6

Тема 4.6. Орфоэпия в пении.

1

1

2

4

Тема 4.7.Певческое вибрато.

0,5

0,5

1

2

Раздел 5.Постановка голоса.

 

18

18

35

71

Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.

2

2

2

6

Тема 5.2. Определение типа голоса.

2

2

2

6

Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

4

4

8

16

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.

1

1

1

3

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

2

2

4

8

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

2

2

4

8

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов.

2

2

4

8

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

3

3

10

16

Всего

36

34

70

140


 

 

Тематический  план курса, ОЗО

 

 

 

Наименование  разделов и тем курса

Количество  часов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Всего

часов

Раздел 1.Введение в предмет.

 

0,5

0,5

6

7

Тема 1.1. Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные вопросы и понятия.

 

2

2

Тема 1.2. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики.

4

4

Раздел 2. Особенности воспитания эстрадного певца.

 

0,5

0,5

14

15

Тема 2.1. Специфика эстрадно-вокального исполнительства.

 

7

7

Тема 2.2. Педагогический репертуар.

3

3

Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.

4

4

Раздел 3. Певческий голос.

 

1

1

10

12

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.

 

4

4

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

1

1

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

2

2

Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

3

3

Раздел 4. Вокально-технические навыки.

 

1

1

34

33

Тема 4.1.  Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса.

 

5

5

Тема 4.2. Певческое дыхание.

7

7

Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.

7

7

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.

2

2

Тема 4.6. Певческая артикуляция и дикция.

7

7

Тема 4.7. Орфоэпия в пении.

4

4

Тема 4.8.Певческое вибрато.

2

2

Раздел 5.Постановка голоса.

 

1

1

68

71

Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.

 

4

4

Тема 5.2. Определение типа голоса.

4

4

Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

14

14

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.

2

2

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

8

8

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

8

8

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов.

8

8

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

20

20

Всего

4

4

132

140


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Раздел 1.Введение в предмет.

 

  Тема 1.1.Вокальная педагогика вокальная методика. Основные вопросы и понятия.

Четыре основные функции  методики (организационная, информационная, интеграционная и контролирующая). Основные задачи  и цели вокальной  методики. Проблемные вопросы методики, неоднозначность взглядов.

 

Семинарское занятие  №1. Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные задачи, цели, функции и проблемы.

        Задание для самостоятельной работы студента: составить самостоятельно конспект по вокально-педагогическим принципам и методам вокального обучения.

 

Тема 1.2. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики.

Понятие основных вокально-педагогических принципов (принцип индивидуального  подхода, сознательности и творческой активности, посильной трудности  и др.). Три основных компонента содержания обучения пению (знания и навыки, опыт творческой деятельности, система ценностей через опыт эмоционально-волевого отношения к миру). Содержание и практическое освоение методов вокального обучения (концентрический, фонетический, акустический, объяснительно-иллюстративный и др.).

 

 

Раздел 2.Особенности воспитания эстрадного певца.

 

Тема 2.1.Специфика эстрадно-вокального исполнительства.

 Три основных манеры  пения: народная, академическая,  эстрадная. Художественные задачи  эстрадного исполнителя. Концертный  номер на эстраде. Имидж и  амплуа эстрадного артиста. Работа со звукоусилительной аппаратурой.

 

Семинарское занятие  №2. Специфика эстрадно-вокального исполнительства. Характеристика трех основных манер пения: народной, академической, эстрадной.

       Задание для самостоятельной работы студента: подобрать примеры исполнителей по трем манерам пения.

 

Тема 2.2. Педагогический репертуар.

 Основные критерии  подбора. Методические рекомендации  по разучиванию вокального произведения. Вокальная интерпретация.

 

 

Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.

        Психологическая подготовка музыканта к концертному выступлению. Некоторые методы психологической саморегуляции перед публичным выступлением. Аутотренинг и самовнушение, психологические установки и др.

 

Семинарское занятие  №3. Значение педагогического репертуара в воспитании эстрадного певца. Публичное выступление в деятельности певца.

     Задание для самостоятельной работы студента: подобрать примеры одного и того же вокального произведения в различных интерпретациях; составление конспекта методов психологической саморегуляции перед публичным выступлением.

 

 

Раздел 3.Певческий  голос.

 

Тема  3.1. Строение голосового аппарата.

         Три отдела голосового аппарата: дыхательный аппарат, гортань  с голосовыми связками, артикуляционный  аппарат. Их строение. Функционирование органов голосового аппарата в пении.

 

Семинарское занятие  №4. Строение голосового аппарата. Физические свойства и характеристики голоса.

         Задание для самостоятельной работы студента: охарактеризовать голос по трем физическим характеристикам на основании прослушанной записи. Анализируются как профессиональные, так и непрофессиональные голоса.

 

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

        Отличие певческого голоса от  речевого голоса. Три физических  свойства голоса (высота, сила, тембр). Три физические характеристики голоса (интонационная, динамическая, тембральная).

 

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

          Понятие звукообразования. Миоэластическая  теория. Нейрохронаксическая теория. Биомеханическая теория.

 

Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

          Деление голосов на женские,  мужские, детские; низкие, средние  и высокие; драматические и  лирические. Типы голосов, их характеристика. Примеры для иллюстрации различных  голосов (прослушивание аудиозаписей академических, народных, эстрадных и джазовых певцов).

 

Семинарское занятие  №5. . Современные теории звукообразования. Классификация певческих голосов. Проблема классификации эстрадных голосов.

        Задание для самостоятельной работы студента:  подобрать аудио-примеры различных типов голосов. 

 

Раздел 4.Вокально-технические  навыки.

 

Тема 4.1. Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса.

 Вокальный навык. Понятие, закономерности его формирования. Понятие вокального слуха. Необходимые вокальные навыки (звукообразование, дыхание, артикуляция, сглаженность регистров и др.)

 

Тема 4.2. Певческое дыхание.

Отличие певческого дыхания  от бытового дыхания. Типы дыхания.  Смешанный тип дыхания (нижне-реберный диафрагматический). Фазы дыхания (вдох, физиологическая задержка, выдох). Опора дыхания. Певческая опора. Воспитание певческого дыхания.

Информация о работе Вокальные методики