Вокальные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:21, методичка

Описание

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель.

Содержание

Пояснительная записка с.3-7
Тематический план курса с.8-12
Содержание курса с.13-19
Самостоятельная работа студентов с. 20-21
Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32
Словарь специальных терминов с.33-35
Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37
Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42

Работа состоит из  1 файл

Основы вокальной методики.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

    Одним из главных итогов работы студента является усвоение им основных достижений современной науки по избранной теме. Таким образом, курсовая работа может стать основой для написания в будущем дипломной  работы.        

           Наиболее сильные, творчески выполненные курсовые работы могут быть рекомендованы научным руководителем к выставлению на ежегодные конкурсы студенческих научных работ, либо к опубликованию в научных изданиях.

 

           Руководство курсовой работой со стороны преподавателя предполагает:

- выяснение степени  подготовленности студента к  написанию курсовой работы по  данной учебной дисциплине;

- помощь в выборе  и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания, разработке плана;

- рекомендации по списку  литературы и методике ее изучения; 
- организацию и помощь в посещении научных центров, библиотек, конференций, проведении социологических, психологических, экономических и других исследований;

- консультации по содержанию, стилю и оформлению работы; 
- чтение подготовленной работы, указание недостатков и неточностей; 
- написание отзыва о возможности допуска курсовой работы к защите.  

 

Требования, предъявляемые к курсовой работе

 

1) Высокий научный уровень: использование основных законов (работа должна быть написана на основе действующего законодательства Российской Федерации в его последней редакции), категорий изучаемой учебной дисциплины, оптимальное соотношение теоретического и практического материала, связь теоретических положений с современной жизнью;

2) Применение разнообразных  методов научного исследования: анализа литературных источников, наблюдения, беседы, опроса, тестирования и др.;

3) Творческий подход к написанию работы: использование оригинальных источников, материалов экспериментов, социологических, психологических исследований, нестандартное изложение содержания, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций и т.п.;

4) Грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок на информационные источники, списка литературы, аккуратность исполнения.

Структура курсовой работы

 

             Работа должна содержать шесть обязательных структурных элементов, расположенных в следующей последовательности:

 
- титульный лист; 
- план; 
- введение; 
- «основная часть» (указываются ее главы или вопросы); 
- заключение; 
- приложения*; 
- примечания* и список использованной литературы.

 
             *Необязательный элемент. Курсовая работа может иметь приложения, помещаемые после заключения, и лист примечаний (сносок, вынесенных на отдельный лист), который должен находиться перед списком литературы.

 
          Титульный лист является первой страницей любой работы и содержит следующие записи: наименования страны, министерства, института, кафедры, вида работы (курсовая), дисциплины, темы, данные о выполнившем работу студенте (включая номер зачетной книжки) и проверяющем ее (руководящем ею) преподавателе, информацию о месте и годе выполнения. См. образец.

           На второй, следующей за титульным листом, странице помещается план работы, или содержание с указанием страниц каждой главы.

           Во введении студент обосновывает выбор темы работы, анализирует ее актуальность и практическую значимость, состояние разработанности в научной литературе (краткий обзор использованной литературы), формулирует цели, задачи и методы исследования, описывает структуру работы. Введение обычно занимает 2-3 страницы курсовой работы. 
           Основная часть работы содержит обычно 3-5 глав или разделов (которые могут делиться на параграфы), отражающих узловые моменты рассматриваемой темы. Каждый раздел работы должен начинаться с заглавия (названия). Сами главы должны быть сопоставимы по объему и иметь логическую связь между собой. Формулирование в конце каждого раздела краткого вывода облегчит в конце работы составление заключения.

            В заключении подводятся итоги выполненного исследования в виде обобщения его наиболее существенных положений. Выводы должны отражать содержание работы, быть краткими, ясными и четко сформулированными. В заключении студент может изложить свои предложения по совершенствованию вокально-педагогической практики в сфере дополнительного и средно-профессионального образования. Заключение обычно занимает 2-3 страницы курсовой работы.  
             Приложения размещаются до списка литературы. Как правило, в приложения выносятся большие таблицы, схемы и проч. Каждое приложение должно быть пронумеровано и начинаться с новой страницы. Общепринятым правилом считается наличие в работе по вокальной дисциплине примеров аудиозаписей различных исполнителей (на CD-носителе) и анализ тех или иных показателей голосообразования, а также подбор аудио-примеров с  различными вокально-техническими приемами.

               В список использованной литературы включаются только те источники, на которые имеются сноски (ссылки) в тексте работы, т.е. те, которыми студент непосредственно пользовался в процессе выполнения работы. Количество пунктов списка использованной литературы для курсовой работы – не менее 10. См. оформление курсовой работы.

 

График работы над курсовым проектом

 

Обычно, в курсовом проекте предусматривают следующие стадии:

    1. ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к работе;
    2. выбор темы работы;
    3. определение круга источников (подбор и изучение соответствующей литературы);
    4. сбор и анализ практического материала;
    5. составление (уточнение) подробного плана курсовой работы;
    6. написание отдельных параграфов, введения и заключения;
    7. оформление работы и представление ее научному руководителю;
    8. рецензирование и оценка курсовой работы научным руководителем;
    9. защита курсовой работы.

 

 

Выбор темы курсовой работы

          Тема курсовой работы должна отражать наиболее актуальные проблемы дисциплины «Основы вокальной методики» и иметь четкую практическую направленность. Студент выбирает тему сам или с помощью преподавателя. При выборе темы можно воспользоваться примерным перечнем тем курсовых работ, разработанных преподавателем в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины. Данный перечень тем утверждается на кафедре. В процессе работы возможна корректировка темы исследования.

          Примерный перечень тем курсовых работ (5-ый семестр)

  1. Особенности детского голосообразования в эстрадном пении.
  2. Функционирование голосового аппарата в различных манерах пения.
  3. Современный урок эстрадного пения в ДМШ и ДШИ.
  4. Современный урок эстрадного пения в системе СПО (средне-профессиональное образование).
  5. Основные проблемы преподавания методики обучения эстрадному пению в системе СПО.
  6. Певческие зажимы и методы борьбы с ними.
  7. Использование зарубежного вокально-методического опыта в работе с начинающими певцами.
  8. Публичное выступление в деятельности певца и эстрадное волнение.
  9. Специфика эстрадного пения.
  10. Формирование вокальных навыков в свете современных певческих методик.
  11. Методы постановки певческого дыхания в современных зарубежных методиках.
  12. Формирование индивидуального тембра у эстрадного исполнителя.
  13. Формирование вибрато в голосе певца.
  14. Пение и сценическое движение.
  15. Возрастная эволюция голоса.
  16. Специфика восприятия певцом собственного голоса, методы контроля процесса голосообразования.

 
Определение круга  источников

            После ознакомления с основными требованиями и выбора темы курсовой работы студент с помощью руководителя определяет круг источников и составляет первоначальный список литературы (источников) по теме работы. Затем студент ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе библиотеки, а также при необходимости в сети Internet. Важно выявить наиболее полный круг источников, что позволит комплексно исследовать тему. На основе проведенного поиска составляется список литературы, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.

 

Сбор  и анализ практического материала

Составление плана курсовой работы          

После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой работы и согласовывает его с научным  руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно. 
          План - логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов темы курсовой работы или формулировок, выходящих за рамки исследования. Обычно работа состоит из трех параграфов, но если этого требуют интересы исследования, то их количество может быть либо меньше, либо больше трех.         

Возможно использование  различных принципов построения плана. Если избран хронологический  принцип, то каждому определенному историческому периоду, как правило, посвящается отдельный параграф. Тематический принцип предполагает структуру, при которой параграфы будут посвящены отдельным проблемам или вопросам темы. 
          В каждом плане, помимо параграфов, должны быть введение и заключение.

 

Написание отдельных разделов и параграфов           

Определив круг источников, составив план, студент  переходит к углубленному изучению материала. Начинать изучение темы лучше  всего с чтения соответствующих  разделов учебников. Затем следует переходить к чтению более сложного материала - общей и специальной литературы. Читая материал, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтения уясняются все незнакомые слова и термины. Для этого используются словари и справочники. 
          В процессе работы возникает необходимость сделать какие-либо сноски. При этом целесообразно сноски делать на отдельном листе бумаги. На каждом листе должны быть указаны полные и точные данные источника, из которого сделана выписка (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы и т.п.).          

Проведя такую  предварительную и, пожалуй, наиболее трудоемкую работу, можно переходить к написанию отдельных разделов курсового проекта. 
          Нецелесообразно начинать писать работу с введения. Это методически неверно. Рекомендуется начать работу с одного из параграфов. Не обязательно с первого. Главное при этом - осмыслить факты, выявить тенденции развития процессов. Обычно в первой части параграфа излагают общую постановку вопроса, а затем переходят к рассмотрению его отдельных сторон. Изложение материала должно подчиняться логике и последовательности, а выводы - обоснованности. В изложении материала следует стремиться к ясности языка, четкости стиля, необходимо также избегать повторов.

           Для подтверждения собственных мыслей автор может использовать цитаты из различных источников. При этом любая цитата должна быть приведена со ссылкой на источник. Ссылаться на источник нужно и тогда, когда в тексте курсовой работы приводятся конкретные цифры, факты, схемы и т.п. из других работ. Ссылки обычно делаются постранично. Такой порядок цитирования используется, как правило, в учебниках и учебных пособиях. 
          Завершая параграф, постарайтесь сформулировать вывод или выводы, которые вытекают из содержания данного раздела. Это потом пригодится и при написании заключения.

           Окончив работу над всеми параграфами, их затем прочитывают целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Здесь вносятся в текст необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски и т.п. 
         После написания разделов работы следует приступить к подготовке введения, в котором должна быть обоснована актуальность избранной темы, показано ее теоретическое и практическое значение, а также приведена краткая характеристика степени разработанности избранной темы в современной науке. Во введении также формулируются цели и задачи работы. 
          Завершающим этапом является подготовка заключения, излагаются основные выводы, вытекающие из содержания работы. 
         

Оформление курсовой работы  

           Курсовая работа выполняется на одной стороне листов белой бумаги формата А4. Объем курсовой работы (без приложений) должен составлять 20-30 страниц печатного текста шрифтом Times New Roman, размер 14.  
             По сторонам листа курсовой работы оставляются поля следующих размеров: с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм. Листы нумеруются на верхнем поле посередине строки сквозной нумерацией (включая приложения). Первой страницей работы (не нумеруется) является титульный лист. План, введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения начинаются с заголовка на новой странице.

Информация о работе Вокальные методики