Стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:13, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - выявить стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.
Задачи:
Рассмотреть место поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова.
Сделать обзорный анализ «Шести романсов на стихи А. С. Пушкина», исходя из анализа, выявить особенности драматургии цикла.
Проанализировать хоровой концерт «Пушкинский венок»
На основе сравнительного анализа двух циклов проследить черты стилистического единства в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
Г. В. Свиридов и поэзия.
Роль поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова
3. История создания и образный строй шести романсов на слова А. С. Пушкина
4. Анализ шести романсов на слова А. С. Пушкина
5. История создания и образный строй хорового концерта «Пушкинский венок»
6. Анализ номеров хорового концерта «Пушкинский венок»
III. Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.docx

— 902.81 Кб (Скачать документ)

Список  литературы

   1. Белоненко А. С. Музыкальный  мир Георгия Свиридова. – М., Советский композитор, 1990. – с  4 – 13.

    2. Бэлза И. Ф. Пушкин и Мицкевич  в истории музыкальной культуры. – М., Музыка, 1988. – с 205 – 207.

   3. Блок В. М. Русская и советская  музыка. – М., Просвещение, 1977. – с  188 – 194.

   4. Воробьева Т. Ю., Ефимова И.  В. И музыка и слово. О  творческом методе Г. В. Свиридова.  Красноярск, 2002. – с 8 – 22.

   5. Винокур Н. Г. Пушкин в музыке. – М., Советский композитор, 1974.

   6. Григорьева А. В. Музыка России. – М., Советский композитор, 1982. – с 114 – 127.

   7. Гринберг М. А. Советская музыка. – М., Советский композитор, 1956. – с 151 – 161.

   8. Громова В. Композиторы – лауреаты ленинской премии. М., Знание, 1971. – с 89 – 102.

   9. Долинская Е. Б. О русской музыке XX века (60 – е – 90 – е годы). – М., Композитор, 2004. – с 12 – 17.

  10. Друскин М. Советская музыка. – М., Советский композитор, 1956. – с 144.

   11. Дурандина Е. Е. Отечественная музыкальная литература 1917 – 1985. – М., Музыка, 2002. – с 151 – 208.

   12. Задерацкий В. В. Музыкальный современник / Синтез музыки и поэзии. – М., Советский композитор, 1987. – с 242 – 265.

    13. Золотов А. А. Книга о Свиридове. – М., Советский композитор, 1983. – с 119 – 129.

    14. Измайлова Л. П. Посвящается Пушкину. Музыка России. – М., Советский композитор, 1982. – с 114 – 127.

    15. Музыка в школе. Научно – методический журнал. №5 2010г.

    16. Персон Д. М. Георгий Васильевич Свиридов. – М., Советский композитор, 1974.

    17. Полякова Л. В. Вокальные циклы Г. Свиридова. – М., Советский композитор, 1971. – с 3 – 18.

   18. Полякова Л. В. Курские песни Г. Свиридова. – М., Советский композитор, 1970. – с 7 – 26.

    19. Сборник докладов X музыкального фестиваля имени Г. В. Свиридова «Свиридовские чтения». – Курск, Росинформресурс, 2008. – с 151 – 170.

    20. Свиридов Г. В. Романсы и песни для голоса и фортепиано. – М., Музыка, 1975. – с 11 – 35.

   21. Свиридов Г. В. Сочинения для хора. М., Музыка, 1990.

   22. Сохор А. И. Георгий Свиридов. – М., Музыка, 1964. – с 5 -7.

   23. Тараканов М. Е. Музыкальная культура РСФСР. – М., Музыка, 1987.

   24. Цендровский В. Музыка и современность / О гармонии Свиридова. -   М., Музыка, 1967. – с 118 – 159.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Шесть романсов на слова  А. С. Пушкина

Название «Роняет лес…» «Зимняя дорога» «К няне» «Зимний вечер» «Предчувствие» «Подъезжая  под Ижоры»
Общий характер настроения Глубокая печаль, тоска, одиночество Грустный, однообразный, утомительный образ дороги Теплота, сердечность Зловещее завывание  бури Настроение  печали, тоски, безысходности Задор, дерзость, веселье
Тональность cis - moll e – moll

C – Dur

e - moll

g - moll a - moll cis - moll C - Dur
Форма Сочетание сквозной и куплетной форм Куплетная (форма  второго плана – трехчастная) Строфическая Куплетно - вариационная Куплетная Куплетно - вариационная
Музыкальный язык Угловатый рисунок  мелодии, кварто – квинтовые ходы, октавное удвоение в партии ф – но, господство диатоники Трезвучная  опора мелодии, задержания, в аккомпанементе фигурации шестнадцатых передают движение Гибкая, мягкая вокальная мелодия, фортепианное сопровождение  изображает жужжание веретена Декламационная  мелодия, партия аккомпанемента передает завывание ветра Кварто –  квинтовая опора мелодии, нисходящие ходы в партии фортепиано Кварто –  квинтовые ходы преображаются в  ликующие фанфары, в партии сопровождения  слышны синкопированные аккорды, целотонная гамма, однако вокальная мелодия диатонична
Жанр Элегия Бытовой романс Элегия Бытовой романс Элегия Монолог
Время года Осень Зима Зима Зима Зима Весна
 
 

Хоровой концерт «Пушкинский  венок»

Название «Зимнее утро» «Колечушко, сердечушко» «Мери» «Эхо» «Греческий  пир» «Камфора и мускус» «Зорю бьют» «Наташа» «Восстань, боязливый» «Стрекотунья – белобока»
Общий характкр настроения Приподнятость, жизнерадостность Тоска, одиночество Легкий поэтический  образ Диалог образов: эхо и поэт Соразмеренность, покой Образ Востока, таинственность Образ раннего  утра Образ мимолетной грусти Мужественность, решительность Бытовая уличная  картина
Тональность D – Dur

e – moll

C - Dur

e - moll Des - Dur a - moll Des - Dur d - moll fis - moll gis - moll C – Dur

a - moll

d - dur
Форма Строфическая Куплетная Куплетная Строфическая Куплетная Куплетная Строфическая Куплетная Канон (трехголосное фугато) Куплетная
Музыкальный язык Кварто –  квинтовые (фанфарные) ходы, отсутствие распевов в мелодии, «проговаривание» текста Противопоставление  двух партий и образов – женского и мужского, близость русской песне Упругая танцевальная ритмика, вальсовый характер, использование  контрастных красок Использование секвенций, остановки на акцентной  доле, размеренный ритмический рисунок Имитация оркестра античности, подчинение классическим законам гармонии, использование  диатонического лада Хроматизмы, глиссандо, параллельные консонансы, имитации оркестра античности Использование онтрапунктов, имитация звука трубы, диатонический трихорды Использование ходов на сексту, непрерывность движения, диссонантная гармония Имитации, ход  на квинту звучит решительно, переменный размер, диатоника Хор подражает  найгрышу балалайки
Жанр Гимн Диалог Застольная  песня   Просодия     Баркарола Канон Плясовая

Информация о работе Стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина