Стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:13, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - выявить стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.
Задачи:
Рассмотреть место поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова.
Сделать обзорный анализ «Шести романсов на стихи А. С. Пушкина», исходя из анализа, выявить особенности драматургии цикла.
Проанализировать хоровой концерт «Пушкинский венок»
На основе сравнительного анализа двух циклов проследить черты стилистического единства в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
Г. В. Свиридов и поэзия.
Роль поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова
3. История создания и образный строй шести романсов на слова А. С. Пушкина
4. Анализ шести романсов на слова А. С. Пушкина
5. История создания и образный строй хорового концерта «Пушкинский венок»
6. Анализ номеров хорового концерта «Пушкинский венок»
III. Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.docx

— 902.81 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ГОУ СПО  «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ» 
 
 

ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА В МУЗЫКЕ Г. В. СВИРИДОВА 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 
 
 
 

                      Выполнила:                                                                                               студентка IV курса                 ОТМ

                                                                                                              Баранова А. П.

                                                                                                               Руководитель:

                                                                                                              преподаватель

                                                                                                              Трофимова Г. В. 
 
 
 
 

ЧИТА 2011 

План

    

     I. Введение

     II. Основная часть

  1. Г. В. Свиридов и поэзия.
  2. Роль поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова

       3. История создания и образный  строй шести романсов на слова  А. С. Пушкина  

       4. Анализ шести романсов на  слова А. С. Пушкина

       5. История создания и образный  строй хорового концерта «Пушкинский  венок»

        6. Анализ номеров хорового концерта  «Пушкинский венок»

    III. Заключение

    Список  используемой литературы

    Приложение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Творчество Г. В. Свиридова - значительное явление русской советской музыки. Г. В. Свиридов является последовательным преемником традиции русской национальной школы. Для музыки Г. В. Свиридова характерны гражданственность, высокая духовность, в ней звучит тема Родины, тема Поэта, Художника, его высокого предназначения. Музыкальный язык Г. В. Свиридова глубоко самобытен, в нем своеобразно претворены интонации крестьянских обрядов, городского романса, интонации современной речи. Простота и естественность выражения, глубокое и органичное слияние музыки и слова - вот те черты, которые свойственны произведениям данного композитора.

    Музыка и литература в общем  русле могучего русского искусства  всегда были близки. Стихи становились  романсами, поэмы и повести  операми. Эта традиция жива  и поныне, так что в самом  факте обращения композитора  к литературным текстам не  было ничего удивительного.

    В творчестве Г. В. Свиридова  восхищает то, что каждое его  обращение к литературе – это  всегда открытие. Г. В. Свиридов  берет поэзию не для того, чтобы  обогатиться, она обогащает поэзию сама, раскрывает, углубляет её, заставляет звучать полнее и громче.

    Г. В. Свиридов открыл музыке  С. Есенина, А. Исаакяна, он многократно обращался к творчеству А. Блока, В. Маяковского, Р. Бернса, В. Шекспира. Талант Г. В. Свиридова не мог обойти стороной и творчество великого А. С. Пушкина. К поэзии А. С. Пушкина Г. В. Свиридов обращался на протяжении всего творческого пути.

    Первое обращение состоялось в 1935 году, тогда Г. В. Свиридовым были созданы знаменитые «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина», в 1954 году Г. В. Свиридов приступил к созданию оратории «Декабристы», где использовал стихотворение А. С. Пушкина «Послание в Сибирь» и стихи поэтов – декабристов, в 1964 году Г. В. Свиридов сочиняет музыкальные иллюстрации к повести «Метель», а в 1979 году был создан хоровой концерт «Пушкинский венок».

    В своей работе мы проследили  обращения Г. В. Свиридова к  поэзии А. С. Пушкина на примере  произведений: цикл «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина» и хорового концерта «Пушкинский венок».

    Изучению творчества Г. В. Свиридова  посвящено достаточно большое  количество исследований. В нашей  работе мы обратились к монографии  А. И. Сохора, в которой рассказывается о жизни Г. В. Свиридова, характеризуются различные периоды его творчества. Нами были изучены статьи известных музыковедов (Ручьевская Е., Белоненко А.) из сборника «Музыкальный мир Г. Свиридова»,  посвященные изучению тем и жанров творчества композитора. Творчество Г. В. Свиридова и по сей день остаётся предметом исследования музыкантов разных уровней, что находит отражение в материалах Всероссийских научно – практических конференций «Свиридовские чтения».

    Целью нашей дипломной работы  было выявить стилистические  черты в произведениях Г. В.  Свиридова на стихи А. С.  Пушкина.

    В своей работе мы ставили  следующие задачи:

  1. Рассмотреть место поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова.
  2. Сделать обзорный анализ «Шести романсов на стихи А. С. Пушкина», исходя из анализа, выявить особенности драматургии цикла.
  3. Проанализировать хоровой концерт «Пушкинский венок»
  4. На основе сравнительного анализа двух циклов проследить черты стилистического единства в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.

       Дипломная работа состоит из трёх частей - введение, основная  часть в которую включены разделы: «Г. В. Свиридов и поэзия», «Роль поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова», «История создания и образный строй шести романсов на слова А. С. Пушкина», «Анализ шести романсов на слова А. С. Пушкина», «История создания и образный строй хорового концерта «Пушкинский венок», «Анализ номеров хорового концерта «Пушкинский венок» и заключение. 

Г. В. Свиридов и поэзия 

              Что мне дорого в поэзии? – высокое, благородное движение души.

                                                    Г. В. Свиридов 

    Г. В. Свиридов – один из самых ярких и своеобразных художников своего времени. В двадцатом веке редко можно встретить композитора, сознательно посвятившего свое творчество вокальной музыке, раскрывающего в произведениях этого жанра сокровенные мысли о жизни и смерти, о добре и зле, о Родине, её истории и народе, о своих предках и современниках, об искусстве и его высокой этической миссии.

    Оратории и кантаты, вокально – инструментальные поэмы и циклы романсов и песен – все это многочисленные разветвления избранного композитором рода музыки, ни одна из ветвей которого не является побочной, второстепенной, а все равно значительны.

    «Поэтическое и музыкальное соединилось в творчестве Свиридова весьма изысканно и тонко. Сплетение это рождает ни с чем не сравнимые, не испытанные ранее ощущения. Слово будто рождается заново, приобретает новое звучание, все больше наполняется смыслом. Каждый маленький союз поэзии и музыки творит целый мир. Собранные вместе в цикл, эти миры образуют необъятную Вселенную, бесконечно разнообразную и сложную, но в то же время живущую по общим простым законам», - отмечает Л. В. Полякова.

    В своем творчестве Свиридов  громадную роль отводит поэтическому  слову. Он обращается, как правило,  к вершинам мировой поэзии  – более всего русской  и  советской, среди его соавторов:  А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,  С. А. Есенин, А. Блок, А. Исаакян,  Р. Бёрнс, В. Шекспир.

    Г. В. Свиридов всегда очень  требовательно относился к поэтическому  тексту и избирал, как правило,  лишь действительно высокие поэтические  образцы. Правда, в некоторых случаях  он обращался со стихами свободно, сокращал, иногда заменял слова  или соединял строки из разных  стихотворений, но делал это  всегда очень тактично, с сохранением  стиля поэта, а главное –  ради более полного музыкального  раскрытия художественной идеи.

    «Бережно воссоздавая индивидуальные черты разных поэтов, композитор вместе с тем в определённом плане сближает их уже в процессе отбора, контролируемого пристрастием к тому или иному кругу образов, тем, сюжетов. Но окончательное превращение каждого из них в «единомышленника» совершается под воздействием музыки – она властно вторгается в поэтический материал и преобразует его в новое художественное произведение, где решающей оказывается индивидуальность композитора», (М. Элик).

    Г. В. Свиридов чрезвычайно  чуток к слову и никогда  не позволяет себе пройти мимо  его выразительных возможностей. Вместе с тем, декламационность  его вокальных партий не преследует  цели воплотить непосредственно  речевые интонации. Как правило,  композитору удается «сочетать  песенную гибкость и широту  мелодии с точностью и психологической  правдивостью декламации» - отмечает  Л. Полякова.

    Тема поэта, его рождения, судьбы, предназначения – одна из главных  свиридовских тем. Сама по себе  не новая в европейской музыкальной  культуре, в русской музыке впервые  столь определённо прозвучала  она именно у Г. В. Свиридова.

    Тема Родины, сплетённая с темой  поэта, его личности и судьбы, постепенно утвердилась у Г.  В. Свиридова как многогранная  и разноликая тема России. Она  - в картинах природы, особое  свойство которой – её одушевлённость, символичность, её таинственность, дарящая изумление, возрождающая  ощущение чуда жизни.

    Традиционная для камерной вокальной  музыки любовная лирика в творчестве  Г. В. Свиридова занимает более скромное место. Она своеобразна по окраске – светла, открыта.

    Интересно проследить развитие  еще одной темы – темы юности, осмысливаемой и оцениваемой,  когда она уде миновала, с наступлением  «осени» жизни. Выступает она  элегически, как тема прекрасной, закономерно и естественно отцветающей поры жизни, мысль о которой полна возвышенной и просветленной грусти. 
 

Роль  поэзии А. С. Пушкина  в творчестве Г. В. Свиридова 

              ...В бурные времена  возникают особо  гармоничные художественные  натуры, воплощающие  в себе высшее  устремление человека, устремление к  внутренней гармонии  человеческой личности  в противовес хаосу  мира... Эта гармония  внутреннего мира  соединена с пониманием  и ощущением трагичности  жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека - вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.

                                                                                         Г. Свиридов

    Первые вокальные опыты Свиридова  появились в 30 – х годах.  Особое внимание среди них  привлекает цикл на стихи А.  С. Пушкина.

    Развитие русского романса непосредственно  связано с лирикой этого великого  русского поэта. На протяжении  вот уже более ста пятидесяти  лет его стихи вдохновляют  композиторов разных поколений.

    Первые романсы на пушкинские  стихи были созданы ещё при  жизни поэта, причём сама среда  благоприятствовала их возникновению.  В ту пору существовало большое  количество кружков, объединяющих  музыкантов и поэтов.

    Уже в эту эпоху складываются  две традиции музыкального претворения  лирики Пушкина. Одна связана  с бытовым романсом и песней, вторая – с камерным или  концертным романсом.

    Поэзия Пушкина активно участвовала  в самом процессе становления  русского романса. Она не только  давала толчок возникновению  новых произведений, обогащению  их образности и тематики; именно  благодаря ей отшлифовывались типичные для эпохи жанры вокальной лирики: элегия, русская песня, восточный и испанский романсы, серенада и другие.

    Следующий этап развития пушкинской  темы в русском романсе начинается  во второй половине XIX века и в определённом смысле продолжается до наших дней.

Информация о работе Стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина