Школа бельканто Умберто Мазетти в русской вокальной културе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:32, дипломная работа

Описание

Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. Имеет "вокальную школу". Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент всегда при себе.
Италия - первая страна, в которой сформировалась национальная оперная школа, положившая начало оперному композиторскому и исполнительскому искусству, и где впервые четко определились основные черты национальной вокальной школы.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛАВА I.
1.1 Умберто Мазетти . (1867-1919)
1.2 Основные вокальные принципы Мазетти.
1.3 Процесс дыхания и его применение на практике.
1.4 Определение типов голоса.
3 ГЛАВА II.
2.1 Атака звука.
2.2 Положение гортани.
2.3 Роль резонаторной области при звуковой проэкции.
2.4 Регистры голоса, регистровый порог и освоение крайних звуков диапазона.
4. ГЛАВА III.
3.1 Работа над гласными и согласными, дикция, тембр и природные голосовые данные.
3.2 Развитие технических и музыкальных аспектов при пении.
3.3 Особенности и признаки национального вокального языка.
5. ГЛАВА IV.
4.1 Мазетти в классе и на сцене.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по мазетти.docx

— 92.31 Кб (Скачать документ)

Министерство  культуры Российской Федерации

Российской  академия музыки имени Гнесиных 
 
 
 
 

Школа бельканто Умберто Мазетти в русской вокальной культуре. 
 
 
 

Реферат

Студента

Лысенко Григория

Руково

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                      

 

      План.

1.  ВВЕДЕНИЕ

2. ГЛАВА I.

1.1 Умберто Мазетти  . (1867-1919)

1.2 Основные вокальные  принципы Мазетти.

1.3 Процесс дыхания  и его применение на практике.

1.4 Определение  типов голоса.

3 ГЛАВА II.

2.1 Атака звука.

2.2 Положение  гортани.

2.3 Роль резонаторной  области при звуковой проэкции.

2.4 Регистры  голоса, регистровый порог и освоение крайних звуков диапазона.

4. ГЛАВА III.

3.1 Работа над  гласными и согласными, дикция, тембр  и природные голосовые данные.

3.2 Развитие технических  и музыкальных аспектов при пении.                                                                                                                          

3.3 Особенности  и признаки национального вокального языка.

5. ГЛАВА IV.

4.1 Мазетти в  классе и на сцене.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и  свою теорию, т.е. Имеет "вокальную  школу". Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства. Доступность искусства пения  обусловлена тем, что певческий  инструмент всегда при себе.

Италия - первая страна, в которой сформировалась национальная оперная школа, положившая начало оперному композиторскому и  исполнительскому искусству, и где  впервые четко определились основные черты национальной вокальной школы.

Было время, когда  существование русской вокальной  школы, как самобытного национального  явления, отрицалось. Русское оперное  пение считалось продуктом итальянской  вокальной культуры, механически  воспринятой русскими оперными певцами, которые заложили основы русского оперного пения. Связь русского оперного пения  с песенным исполнительством народа, с искусством участников музыкально-драматических  жанров, бытовавших в России до появления  оперы, игнорировалась.

Семидесятые - девяностые годы XIX века следует считать "золотым  веком" в истории развития русского оперного искусства. За это тридцатилетие  создаются почти все классические русские оперы композиторов "Могучей  кучки" и Чайковского. Разрабатывая замечательное музыкальное наследие Глинки и Даргомыжского, русские  композиторы создали оригинальные, глубоко национальные оперы различного стиля. Здесь и эпическая опера  А. Бородина "Князь Игорь", проникнутая  идеями величия русского народа, и  замечательные эпические, сказочные  и народно-бытовые оперы Н.А. Римского-Корсакова, и монументальные исторические оперы  М. Мусоргского. Всех членов "Могучей  кучки" объединяла высокая идейность  их творчества, народность, реализм  в музыке. Творчество П.И. Чайковского, не следовавшего идеям "кучки", было также связано своими корнями  с народным искусством. Оно дало миру оперные шедевры, явившиеся  вершинами реализма в музыке. Творчество этих композиторов щедро обогатило  русский оперный репертуар и  требовало воплощения на сцене целой  галереи исторических, бытовых и  фантастических образов. Необычайно обогатилась  и романсовая литература. Это потребовало  от певцов совершенствования их вокально-технических  и сценических возможностей, поставило  новые сложные исполнительские  задачи. Нужно было освоить и новый  музыкальный язык, преодолеть многие трудности, связанные с дальнейшим развитием оперного и романсового  стиля.

В это непростое  время становления оперной школы  в Росси конец 19 начало 20 века руководство  музыкальных учебных заведений  пришло к выводу о необходимости  введения итальянской методике преподавания вокала базирующейся на специфике русских  языковых особенностях методических указаниях, оставленных Глинкой в замечательном  искусстве русских певцов, резко  отличным от пения иностранцев.

Русская классическая опера второй половины XIX века формировала  в русских певцах качества синтетических  певцов-реалистов, в творчестве которых  сочетались вокальное мастерство, драматическая  выразительность и умение создавать  на сцене живые реалистические персонажи.

В основе русской  школы лежало народно-песенное исполнительство, вырабатывавшееся веками "естественным соотношением качеств голоса и напевных качеств языка" (Б. Асафьев).

20 сентября 1862 года  состоялось официальное открытие  Петербуржской консерватории. Вслед  за Петербуржской консерваторией, в 1866 году открывается Консерватория  в Москве. Талантливые итальянские  педагоги в частности Камилло  Эверарди и в дальнейшем его  приемник Умберто Мазетти сумели  приспособить свое мастерство  в воспитании голоса к запросам  русской оперы, сумели учесть  особенности фонетики русского  языка и русского исполнительского  стиля, воспитать национальных  певцов - ярких представителей русской  манеры пения. Цель данной работы - выявить достижения вокальной  школы и представить ее особенности. 

 

ГЛАВА I.

1.1 Умберто Мазетти  . (1867-1919)

Умберто Мазетти  Августович родился. 18.2.1867, в Италии городе Болонья. Началом своей артистической  карьеры сам считал то время, когда  он поступил в консерваторию.

Учился Мазетти  в Болонской консерватории по классам фортепьяно и композиции. У Д. Мартуччи (кл. Ф-п.) И у А. Буцци ,брал уроки пения. В дальнейшем имя  Мазетти будет связано не только с вокальной педагогикой, но и  композиторским искусством. Он написал  несколько опер, симфоний, ряд романсов, которые исполнялись под его  руководством в Болонье и Риме. По окончании консерватории в 1891 начал выступать в камерных концертах  как певец. Умберто Мазетти, несмотря на итальянское происхождение, называют представителем русской вокальной  традиции. Ассистент Буцци, он стал профессором пения Болонского музыкального лицея в 1895-99г.. В 1899 году судьба занесет  Мазетти в Россию. После смерти Эверарди директор Московской консерватории  В. И. Сафонов в 1899 году отправился в  Италию для приглашения нового профессора пения. Ознакомившись с методами преподавания известного педагога, Сафонов  пригласил Мазетти занять освободившуюся в Московской консерватории должность  профессора пения.  Обладая от природы  небольшим голосом лирическим тенором  Мазетти умело им пользовался  и не без успеха выступал в камерных концертах оперных постановках  в Росси и Европе. Когда началась первая мировая война, Мазетти не вернулся в Италию: чувство долга  не позволило ему оставить своих  учеников. Несмотря на тяжелейшие условия  жизни, он продолжал обучать вокалу. В Московской консерватории Мазетти  преподавал до последних дней своей  жизни. Ученики, исследователи, биографы отмечают силу его школы. По словам доктора искусствоведения, профессора РАМ имени Гнесиных Л. Б. Дмитриева, Мазетти «творчески сочетал… стилевые особенности русской вокальной  школы с итальянской культурой  владения певческим звуком… С  первых шагов, требуя осмысленного пения  и эмоционально окрашенного звучания голоса, он одновременно уделял огромное внимание красоте и верности образования  певческого тона. „Пойте красиво“, - одно из основных требований Мазетти». Должен еще, во избежание недоразумений, сказать, что воссоздать в воспоминаниях  методу Мазетти, как цельную и  законченную систему преподавания, по моему мнению, кажется, невозможно, ибо он лично относился отрицательно ко всякой теории вокального искусства  и, тем более, к попыткам учеников выяснить какой-либо спорный вопрос с точки зрения теоретической.

Чуткий ко всему  талантливому, Мазетти обладал редкой интуицией и большой природной  музыкальностью, он поставил своей  основной задачей - полноценное воплощение вокальной традиции Италии. Артист высокой певческой культуры, тонкий и глубокий знаток вокального искусства, М. Обладал способностью полно раскрывать творческую индивидуальность учеников. Один из крупнейших вокальных педагогов своего времени, он воспитал плеяду выдающихся рус. певцов и педагогов. Ученики: Л. Адамович, А. В. Александров, В. Барсова, И.Березнеговский, Н. Бравин, Б. Бугайский, Ф. Вахман, М. Владимирова, М. Гукова, О. Данильченко, А. Доливо, Е. Жуковская, Е. В. Иванова, А. Каратов, В. Кармилов, А. Киселевская, А. К. Кончевский, Е. Конюс, Н. Кошиц, М. Куренко, М. Куржиямский, В. Люминарский, З. Малютина, Е. Милькович, А. Нежданова, Н. Обухова, А. Орловская, О. Павлова, Е. Попелло-Давыдова, Е. Попова, В. Политковский, А. Преображенский, Р. Романов-Добржанский, В. Садовников, П. Скуба, С. Стрельцов, Н. Стриженова, К. Тугаринова, К. Чугунов, С. Шацкий. Как мы видим, У. Мазетти сумел объединить вокруг себя имена, составляющие гордость нашего вокального искусства. К числу учеников Мазетти принадлежал известный композитор и дирижер, организатор Ансамбля песни и пляски Советской Армии, народный артист СССР, лауреат Государственной премии профессор А.В. Александров (Окончивший в 1913 году Московскую консерваторию по классу пения у Мазетти и по классу инструментовки у Василенко) Мазетти как большинство итальянских maestri в том числе и Эверарди, был типичным педагогом-эмпириком. Особенно не жаловал Мазетти немецких педагогов-теоретиков. У немцев, говорил он, «много теорий, громадная литература, но, в результате, мало хороших певцов, да и те учились в Италии». Естественно, что на первый план Мазетти ставил роль учителя, которому ученик должен верить, и, «не мудрствуя лукаво», повиноваться. А «мудрствований» maestro не выносил и в известной степени, допускал самодеятельность ученика. Напр., в области исканий нового вокального нюанса и т. п.. Весь «секрет» правильного преподавания пения, не однократно повторял он, заключается «в ухе» учителя, который должен слышать и чувствовать малейшее отклонение голоса от правильного пути и, неустанно, направлять и исправлять ученика. Из сказанного логически вытекает, что Мазетти, как, впрочем, многие выдающиеся педагоги, не считал и не мог считать теорию вокального искусства наукой. Эта точка зрения прекрасно обоснована американским педагогом Русселем (М. 867.). «Пение не наука и никогда таковой не будет, как бы мы ни старались втянуть её в рамки научных дисциплин, говорил Руссель, и по этой причине так трудно вокальное преподавание. Лишь только вокальное искусство сделается наукой, как и преподавание и исполнение станут общими достоянием, а до тех пор преподавание, ведущее к истинной цели, остается всегда в руках наиболее опытных людей, приспособленных физически и духовно для работы в этой области основные принципы вокальной методики Мазетти.

                                                                                                                                                                                  1.2 Основные вокальные принципы Мазетти.

Принцип № 1: Живой звук

В каждом блоке  из мрамора, писал Мазетти, я вижу статую, как будто она уже готовая стоит предо мной, совершенные формы и динамика действия. У меня есть возможность только рубить шероховатые стенки. Лучший художник, мысли которого содержатся в мраморной оболочке; рукой скульптора можно только разрушить чары, чтобы освободить цифры, дремлющие в камне. Истинное произведение искусства, есть тень божественного совершенства. Часто говорил Мазетти.

При пении же. Вместо того чтобы сотворить скульптуры в мраморе, как Микеланджело, мы создаем скульптуры звука. Мы создаем тона и обертоны, которые заполняют пространство так же, как буквально, как скульптуры заполняют пространство. Мы раскрываем человеческую истину через уши, а не глазами, как Микеланджело.

Так же, как великие  мастера, мы тоже должны научиться задействовать "божественное совершенство", рубить ненужный звук, и раскрывать дремлющий голос, который является нашим от природы. Создать его в определенном месте в пространстве и времени. Великое пение творческий акт выявления самых глубоких аспектов человеческого существа. Наш фонд искусства очень редкий, потому что когда звук создался его можно наблюдать только на мгновение, после чего он может жить только в памяти тех людей, которые слушали его. Запись голоса позволила нам продлить акт творения и откровения во времени, но она не может заменить переживания акта творения в пространстве. Услышать запись живого исполнения оперы нашего любимого певца не то же самое, как выслушать его в пространстве в то время когда он был создан. Скульптура вибрирующего воздуха создает связь между художником и теми, кто был окутан ею, которые дышали самим воздухом, который вибрирует

Процесс, который Мазетти хотел, чтобы его студенты представляли себе с начала в уме, а затем с помощью мышечной активации, в конечном итоге стала внешним явлением: существо звука - транспортное средство, через которое певец психически соединяется со слушателями. Во многом певцы часто являются свидетелями этого творения, как и зритель.

Наша способность  иметь большую вокальную технику, в значительной степени зависит от нашей способности тщательно определить правильный звук во всем его богатстве гармоник. Имея правильный мысленный образ того, как мы должны звучать, является одним из трех основополагающих принципов большой техники.

Информация о работе Школа бельканто Умберто Мазетти в русской вокальной културе