Становление русской статистической школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:59, реферат

Описание

Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Еще в древнем мире необходимость сбора налогов, несения военной службы и для других общественных целей возникла потребность учета населения, его размещения, рода занятий.

Содержание

Понятие статистики…………………………………………………………………………………2
Статистика как практическая деятельность…………………………………………..5
Становление русской статистической школы……………………………………… 6
Список литературы………………………………………………………………………………… 9

Работа состоит из  1 файл

Статистика.docx

— 28.27 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Понятие статистики…………………………………………………………………………………2
  2. Статистика как практическая деятельность…………………………………………..5
  3. Становление русской статистической школы……………………………………… 6
  4. Список литературы………………………………………………………………………………… 9

Понятие статистики

     Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Еще  в древнем мире необходимость  сбора налогов, несения военной  службы и для других общественных целей возникла потребность учета  населения, его размещения, рода занятий. 
          В средние века с развитием феодализма учет распространился на имущество, земельные угодья и т.д. В крупных хозяйствах организуется даже внутрихозяйственный учет. 
          Все эти и другие формы учета и анализа носили чисто практический характер. Однако нередко проводились эпизодически, на примитивном уровне. 
          Возникновение и развитие капитализма потребовало обширной и достоверной информации о состоянии производства, источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции и т.п. 
         Развитие внутренней и международной торговли расширили разнообразие информации, включая информацию об иностранных государствах. Начиная с XVI в. в Италии, Голландии и др. странах составляются и издаются сборники о разных странах: о политическом устройстве, населении, промышленности, сельском хозяйстве, торговле, путях сообщения. Накапливается опыт в сборе, систематизации и обработке первичных статистических материалов. Появляется потребность в их анализе для выявления закономерностей общественного развития. 
         Однако рассматривая разнообразные случаи накопления и обобщения сведений в прошлые столетия необходимо помнить, что смысловое содержание статистической работы тоже изменялось. Так, например, в современной статистике рассматриваются только сведения, имеющие количественные выражения. К статистике не относят сведения о том, является ли данное государство монархией или республикой, какой язык в ней принят в качестве государственного и т.п. Но к статистике относятся
 

количественные  данные о численности жителей, пользующихся тем или иным языком в качестве разговорного. 
          Общей чертой сведений, составляющих статистику, служит то, что они всегда относятся не к одному единичному (индивидуальному) явлению, а охватывают связанными характеристиками целую группу таких событий (элементов). Исчезновение одного из элементов этой группы (как говорят, совокупности) не уничтожает ее как таковую. Так, население города остается как таковым и после того, как один житель его умер или переехал в другую местность. 
         Вместе с тем качественно отличное от других явление будет учитываться статистикой и в том случае, если представлено одним элементом. Например, автостроение как отрасль экономики было объектом статистики и тогда, когда оно было в бывшем СССР представлено единственным заводом АМО (теперешний АО ЗИЛ): в отрасли могли появляться и появлялись в последствии другие заводы. 

     Первой  опубликованной статистической информацией  можно считать глиняные таблички Шумерского царства (3-2 тысячелетие до р.х.).

     Вначале под статистикой понимали описание экономического и политического  состояния государства или его  части. Например, к 1792 г. относится определение: «статистика описывает состояние государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». И в настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение.  
 
 

     Однако  постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко. По Наполеону Бонапарту, «статистика — это бюджет вещей». Тем самым статистические методы были признаны полезными не только для административного управления, но и для применения на уровне отдельного предприятия. Согласно формулировке 1833 г., «цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».

     В ХХ в. статистику часто рассматривают  прежде всего как самостоятельную  научную дисциплину. Статистика есть совокупность методов и принципов, согласно которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и  интерпретация числовых данных. В 1954 г. академик АН УССР Б. В. Гнеденко дал следующее определение: «Статистика состоит из трёх разделов:

  1. сбор статистических сведений, то есть сведений, характеризующих отдельные единицы каких-либо массовых совокупностей;
  2. статистическое исследование полученных данных, заключающееся в выяснении тех закономерностей, которые могут быть установлены на основе данных массового наблюдения;
  3. разработка приёмов статистического наблюдения и анализа статистических данных. Последний раздел, собственно, и составляет содержание математической статистики».

 Термин «статистика» употребляют ещё в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез. 

     Статистика  как практическая деятельность

     Статистика  как практическая деятельность зародилась в глубокой древности. Ее появление  было обусловлено общественными  потребностями: необходимо было вести  учет населения, скота, земли. В античном мире учитывали родившихся; в специальные списки вносились юноши, достигшие возраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправных граждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включались сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах. Греческий философ Аристотель ещё за триста лет до нашей эры составил описание 157 городов государств.

     В 1061 г. в Англии проведена всеобщая перепись населения, в ходе которой обследовано 240 тысяч дворов. Монгольские ханы проводили переписи в середине XIIIв. для взимания дани с захваченных русских земель.

     На  Руси первыми статистическими источниками  были летописи IX-XII вв., однако официально считается, что российская статистика появилась  в 1802 году, когда Высочайшим Манифестом было повелено: «каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении вверенных ему частей». С годами менялись методы статистического наблюдения, система статистических показателей, методология сбора обработки информации. Однако актуальность и значимость государственной статистики для развития страны всегда остаются неизменными.

     В процессе практических статистических работ начали складываться определённые правила сбора и обработки  данных, приёмы анализа информации. Появляется необходимость теоретического научного осмысления накопленной практики. 
 

Становление русской статистической школы

     Среди ярких представителей русской описательной школы статистики выделяется один из первых просветителей России В.Н.Татищев (1686-1750), который поставил вопрос о  едином текущем учёте населения, указал на недостатки ревизий, разработал конкретные предложения по их проведению; рост народонаселения он рассматривал в неразрывной связи с развитием  экономике и культуры России.

     К представителям этого относят и  учённого энциклопедических знаний М.В. Ломоносов(1711-1765). М.В. Ломоносов усовершенствовал программу обследования Татищева, разослал её в города и уезды. Материалы о населении и экономике России в разрезе сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта в течение длительного времени поступали в Российскую академию наук и были обработаны уже после смерти М.В.Ломоносова. Его работы не были чисто описательными, им был присущ аналитический характер. Также яркими представителями русской описательной школы являются И.К. Кириллов (1689-1737), И.И. Голиков (1735-1801), С.Н. Плещев (1752-1802), М.И. Чулков (1740-1793) и другие. Собранные ими материалы стали источником сведений по экономической теории России с древних времён до XVIII в.

     Превращению статистики из науки описательной в  науку теоретическую, формированию статистики как науки положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями  этого направления русской статистики были Д. Бернулли (1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815) и другие.

     Уже в начале XIX в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно-демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книги «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К.Ф. Герман(1767-1838) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большое значение имеют работы К.И. Арсеньева (1789-1856), в которых он утверждал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

     Наиболее  прогрессивные для этого времени  теоретические основы статистики как  самостоятельной науки были созданы  Д.П. Журавским (1810-1856). Он дал системное  изложение основ теоретической  базы статистики как науки, определение  статистической науки, уделил большое  внимание вопросу достоверности  данных, методу группировок, раскрыл  принцип единства количественного  и качественного анализа.

     Большое влияние на развитие русской статистической мысли оказали русские демократы-революционеры: А.Н. Радищев (1749-1802), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1874). Эти выдающиеся деятели  внесли определённый вклад в теорию и практику статистики. Ими разработаны  программные вопросы экономической  и судебной статистики, делались попытки  определять средние величины, поставлен  вопрос о социально-экономическом  значении метода группировок.

     Свою  роль в истории статистики сыграли  представители академической школы  статистики, характерной особенностью которой было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы явились  Э.Ю. Янсон (1835-1893), А.И. Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков (1849-1919) и  А.А. Кауфман (1864-1919).

     Академическая статистика и её представители оказали  большое положительное влияние  на развитие статистической наук в  России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия была одним из признанных центров научной статистической мысли.

     Большое влияние на развитие математического  направления в статистике России произвели работы русских математиков  П.П. Чебышева (1821-1894), А.А. Маркова (1856-1922), А.М. Ляпунова (1857-1919).

     Исторический  опыт советской статистики как науки  был обобщён в трудах В.И. Хотимского (1892-1937), В.С.Немчинова (1894-1964), В.Н. Старовского (1905-1975), А.Я. Боярского (1906-1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некрама (1886-1949) и других учёных.

     В послевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу  о предмете статистики, её соотношении  с математической статистикой. В  1954 г. этот вопрос обсуждался на научном совещании, которое ещё раз подтвердило значение статистики как самостоятельной общественной науки. После совещания вышли в свет новые монографии, учебники по общей теории статистики. В это время значительный вклад в теорию индексного метода был внесён учёными С.М. Югенбергом, Г.И. Баклановым, Л.С. Казинцовым, В.Е. Адамовым и др. Большим шагом вперёд к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.

     В настоящее время ведётся работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему  учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. 

     Список  литературы

    1.Учебник «Общая теория статистики» И. И. Елисеева, 2005г.

    2. Ю.С. Ивченко «Статистика» 2009г.

    3. Орлов А.И. «Прикладная статистика»

    4. Балинова «Статистика в вопросах и ответах», Москва, 2005г.

    5. http://www.vuzlib.net

Информация о работе Становление русской статистической школы