Становление русской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Мир в представлении древних славян …………………………………...3
2. Выбор веры…………………………………………………………………6
3. Письменность………………………………………………………………8
4. Летописи……………………………………………………………………13
5. Литература………………………………………………………………….16
6. Фольклор……………………………………………………………………18
7. Архитектура и строительство……………………………………………...19
8. Ремесло……………………………………………………………………....22
9. Искусство ……………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

- 1 -

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………2 

1. Мир в представлении древних славян …………………………………...3

2. Выбор веры…………………………………………………………………6

3. Письменность………………………………………………………………8

4. Летописи……………………………………………………………………13 

5. Литература………………………………………………………………….16

6. Фольклор……………………………………………………………………18

7. Архитектура и строительство……………………………………………...19

8. Ремесло……………………………………………………………………....22

9. Искусство ……………………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Культура - совокупность созданных обществом  материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку  каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

    Развитие  древнерусской культуры проходило  в непосредственной связи с развитием  восточнославянского народа, становлением государства, укреплением связей с  соседними странами. Культура выражает духовную сущность народа ,его взгляды на мир ,природу, человеческие отношения. Культура Руси складывается в те же века ,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она  складывалась и развивалась на достаточно большой территории, где жили различные племена: поляне, северяне, радимичи, и мног. др.

В связи  с этим  славянская  культура  имеет свои региональные черты –  одни для Поднепровья , другие для Северо – Восточной Руси и т.д.Еще одной особенностью развития культуры Руси было влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими народами и государствами.

     В пору уже своего государственного становления  Русь испытывала сильное влияние  соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Причем влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые 

     являлись  центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам. 

     1. Мир в представлении древних славян

     Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура,  художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Как у любых язычников, у славян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам. Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов, как например Зевс в античной культуре.Основными богами  были:

ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX – X вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу.

ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.

МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».

СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы» и русское наречие «хорошо» - «солнечно».

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:

  1. Праздник первых ростков - 2 мая.
  2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
  3. Ярилин день - 4 июня.
  4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
  5. Праздник Купала - 24 июня.
  6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
  7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
  8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
  9. Праздник Перуна - 20 июля.
  10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
  11. «Зажинки», окончание жатвы - 7 августа.

Годичный  цикл древнерусских празднеств складывался  из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним  из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминовения предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере еще сохранились языческие традиции, что привлекает внимание со стороны этнографов.

      Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

Раскопки  на территориях древних городов  показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о «Кащеевой смерти», о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны  были предметом  воображения тогдашних художников.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала

многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.

К сожалению, почти вся языческая архитектура  была деревянной и для нас почти  утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно  увидеть в отделке и орнаменте  языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

2. Выбор веры

Контакты  с соседними народами привели  к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Язычество уже не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Перед Русью встал вопрос о выборе принципиально новой религии.

    Летопись  рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили  представители всех религий. Наиболее убедительными показались князю  аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

    Крещение  Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. Аналогичные указания исходили от его наместников в Новгороде и других городах.

    Крещение  остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения  в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

    Многие  древние славянские верования вошли  на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

    Прежде  всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве.

Христианство  повлияло на нравы и мораль. Церковь  запрещала жертвоприношения, общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом  мировоззрении.

    Христианство  укрепило княжескую власть. Церковь  внушала подданным необходимость  беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав, укрепив  свое международное положение.

    Принятие  христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

    С христианством пришла письменность на славянском языке, стали создаваться  рукописные книги. При монастырях возникали  школы. Распространилась грамотность.

3. Письменность

     Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами  и молитвами. Однако есть свидетельство  о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

    Византийские монахи Кирилл и  Мефодий распространяли христианство  среди славянских народов юго-восточной  Европы. Греческие богословские  книги необходимо было перевести  на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья .

Информация о работе Становление русской государственности