Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить возможности развития чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать теорию развития общих музыкальных способностей учащихся младших классов в психолого-педагогической литературе;

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..….…3
2. I.1. Сущность развития чувства формы…………………….…….….…..5
3. I. 2. Психологические новообразования младших школьников…...…..6
4. I. 3. Возможности применение игровой формы обучения в развитии чувства формы……………………………………………….………………9
5. II Обзор психолого-педагогической и методической литературы……12
6. III. 1. Диагностика уровня развитости чувства формы………...……...20
7. III. 2. Описание опытно-экспериментальной работы…...……………..23
8. III. 3. Диагностика уровня развитости чувства формы…….……….…25
9. Заключение……………………………………….………………………27
10. Список используемой литературы………………………….…………28
11. Приложения………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

В ходе разбора акцентировать внимание ребят на том, что «образ сна», повторяется в произведении несколько раз, причем он будто обрамляет каждый раздел.

После прослушивания романса А. П. Бородина «Спящая княжна» спросить ребят, какой с геометрической фигурой можно сравнить структуру произведения (см. приложение №1).

Рондо (от французского rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.

 

 

 

 

 

 

III. 3. Диагностика уровня развитости чувства формы.

По окончанию опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня развитости чувства формы ребят. Задания диагностики остались прежними, их результаты представлены в виде таблиц.

Диагностика №1.

Дети/музыкальные.произведения

1

2

3

4

5

1. Аржанова Ольга

 

 

 

 

 

2. Быкова Ольга

 

 

 

 

 

3. Белобородов Алексей

 

 

 

 

 

4. Данилов Вячеслав

 

 

 

 

 

5. Дудкина Елена

 

 

 

 

 

6. Ильинская Ирина

 

 

 

 

 

7. Калашников Юрий

 

 

 

 

 

8. Крыжановская Наталья

 

 

 

 

 

9. Кочетов Евгений

 

 

 

 

 

10. Лисицина Ксения

 

 

 

 

 

11. Остапенко Светлана

 

 

 

 

 

12. Попов Александр

 

 

 

 

 

13. Пешкин Михаил

 

 

 

 

 

14. Петрушина Арина

 

 

 

 

 

15. Покатило Радион

 

 

 

 

 

16. Савельев Константин

 

 

 

 

 

17. Ушакова Наталья

 

 

 

 

 

18. Феклистова Надежда

 

 

 

 

 

 

Итого:

- с заданием справились (ответили правильно на 3 и более) – 17 детей;

- с заданием не справились (ответили правильно на 2 и менее) – 1 ребенок.

Диагностика №2.

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

- количество детей, справившихся с заданием на положительные баллы –  15;

- количество детей, справившихся с заданием на удовлетворительные баллы – 2;

- количество детей, не справившихся с заданием – о.

Результаты повторной диагностики показали более высокие результаты, что свидетельствует о развитии чувства музыкальной формы детей.

 

Заключение.

В ходе исследования были выявлены целесообразность и действенность использования форм игровой деятельности в процессе развития чувства формы у учащихся младших классов.

Психологические новообразования младших школьников подростков (развитие ассоциативного мышления, развитие эмоционального багажа, приобретение умений и навыков анализа и сравнения) позволяют с успехом совершенствовать и развивать такие механизмы как память, мышление, воображение, что в свою очередь необходимо для развития чувства музыкальной формы.

Игровая форма помогают с меньшими затратами времени и с большой продуктивностью развивать чувство формы ребят, вследствие того, что не так давно игра была ведущим видом деятельности обучаемых.

Использование игрового метода в процессе обучения и воспитания детей наблюдается во многих, используемых в настоящее время, программах по музыке в общеобразовательных школах. В частности авторы предлагают использовать игровую деятельность в развитии специальных и общих музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, чувство формы (чувство единого целого) и других).

На примере учащихся МОУ СОШ №93 города Волгограда нам удалось лично убедиться в эффективности применения игровой деятельности в процессе развития чувства музыкальной формы у учащихся младших классов.

В ходе исследование нами были выявлены и экспериментально проверены возможности использования игровой формы обучения на начальном этапе развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

Вышесказанное свидетельствует о том, что гипотеза исследования была подтверждена – игровая деятельность эффективна в процессе развития чувства формы у учащихся младших классов.

Список используемой литературы:

1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие / Э. Б. Абдулин . М.: Академия, 2002

2. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. М., 1983. 50-132 с.

3. Алиев, Ю. Б. Программа по музыке (1-8 класс) / Ю. Б. Алиев. М.,Просвещение. 1993.

4. Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя музыки / Ю. Б. Алиев. М.: Просвещение. 2000.

5. Анисимов, Т. А. О взаимосвязи архетектуры и музыки: тезисы докладов.Волгоград,: Издательство волгоградского унмверситета. 378-381 с.

6. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / О. А. Апраксина. М.:Академия 1983.

7. Ветлугина, М. А. Музыкальное развитие ребенка / М. А. Ветлугина. М.: Просвещение. 1987. 45-76 с.

8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Просвещение. 1968. 34-132 с.

9. Гудилина, С. И. Искусство: изобразительное искусство и художественная культура: программа / С. И. Гудилина. М.: Просвещение. 1994.

10. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева. М.:1989. 23-79 с.

11. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский.  М.:  Просвещение, 1988. – 165-180 с.

12. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке / Д. Б. кабалевский. М.:Просвещение. 1967.

13. Кузина, В. С. Изобразительное искусство / В. С. Кузина., М.

14. Мейлах, Б. С. Художественное восприятие как научная проблема / Б.С. Мейлай. М.1971.

15. Мухина, В. С. Возрастная психология /. В. С. Мухина. М.:Просвещение 1999. 45-76 с.

16. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский  // Музыкальное искусство и науку. М.: Просвещение. 1987. Вып. 2. 45-134 с.

17. Петрушин, В. И.  Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М., 1997. 45-69 с.

18. Радынова, О. П. слушаем музыку / О. П. Радынова. М.: Просвещение. 1990. 33-57 с.

19. Тарасов, Г. С. О психологии искусства / Г. С. Тарасов. Воросы психологии. 1992   №1

20. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей. / К. В. Тарасова. М.: Просвещение 1988. 67-96 с.

21. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М.-Л. 1947. 34-127 с.

22. Уваров М. С. Архитектоника – исповедь слова. Очерк №4 – Музыкакак модель исповедального дискурса / М. С. Уваров- М. 1994 г.

23. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / М.: Просвещение. 1987.

24. Шрпенгауэр А. Собрание сочинений. Т. 7/ А. Шопенгауэр – С-П. «Философ», 1973 г. 285 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

 

 

 

 

«Сон»

             

Кода                                                                                                     «Лес»      

 

 

 

«Сон»                                                                                                    «Сон»

Информация о работе Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности