Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования – выявить возможности развития чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать теорию развития общих музыкальных способностей учащихся младших классов в психолого-педагогической литературе;
1. Введение……………………………………………………………..….…3
2. I.1. Сущность развития чувства формы…………………….…….….…..5
3. I. 2. Психологические новообразования младших школьников…...…..6
4. I. 3. Возможности применение игровой формы обучения в развитии чувства формы……………………………………………….………………9
5. II Обзор психолого-педагогической и методической литературы……12
6. III. 1. Диагностика уровня развитости чувства формы………...……...20
7. III. 2. Описание опытно-экспериментальной работы…...……………..23
8. III. 3. Диагностика уровня развитости чувства формы…….……….…25
9. Заключение……………………………………….………………………27
10. Список используемой литературы………………………….…………28
11. Приложения………………………
В ходе разбора акцентировать внимание ребят на том, что «образ сна», повторяется в произведении несколько раз, причем он будто обрамляет каждый раздел.
После прослушивания романса А. П. Бородина «Спящая княжна» спросить ребят, какой с геометрической фигурой можно сравнить структуру произведения (см. приложение №1).
Рондо (от французского rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
III. 3. Диагностика уровня развитости чувства формы.
По окончанию опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня развитости чувства формы ребят. Задания диагностики остались прежними, их результаты представлены в виде таблиц.
Диагностика №1.
Дети/музыкальные.произведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Аржанова Ольга |
|
|
|
|
|
2. Быкова Ольга |
|
|
|
|
|
3. Белобородов Алексей |
|
|
|
|
|
4. Данилов Вячеслав |
|
|
|
|
|
5. Дудкина Елена |
|
|
|
|
|
6. Ильинская Ирина |
|
|
|
|
|
7. Калашников Юрий |
|
|
|
|
|
8. Крыжановская Наталья |
|
|
|
|
|
9. Кочетов Евгений |
|
|
|
|
|
10. Лисицина Ксения |
|
|
|
|
|
11. Остапенко Светлана |
|
|
|
|
|
12. Попов Александр |
|
|
|
|
|
13. Пешкин Михаил |
|
|
|
|
|
14. Петрушина Арина |
|
|
|
|
|
15. Покатило Радион |
|
|
|
|
|
16. Савельев Константин |
|
|
|
|
|
17. Ушакова Наталья |
|
|
|
|
|
18. Феклистова Надежда |
|
|
|
|
|
Итого:
- с заданием справились (ответили правильно на 3 и более) – 17 детей;
- с заданием не справились (ответили правильно на 2 и менее) – 1 ребенок.
Диагностика №2.
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
- количество детей, справившихся с заданием на положительные баллы – 15;
- количество детей, справившихся с заданием на удовлетворительные баллы – 2;
- количество детей, не справившихся с заданием – о.
Результаты повторной диагностики показали более высокие результаты, что свидетельствует о развитии чувства музыкальной формы детей.
Заключение.
В ходе исследования были выявлены целесообразность и действенность использования форм игровой деятельности в процессе развития чувства формы у учащихся младших классов.
Психологические новообразования младших школьников подростков (развитие ассоциативного мышления, развитие эмоционального багажа, приобретение умений и навыков анализа и сравнения) позволяют с успехом совершенствовать и развивать такие механизмы как память, мышление, воображение, что в свою очередь необходимо для развития чувства музыкальной формы.
Игровая форма помогают с меньшими затратами времени и с большой продуктивностью развивать чувство формы ребят, вследствие того, что не так давно игра была ведущим видом деятельности обучаемых.
Использование игрового метода в процессе обучения и воспитания детей наблюдается во многих, используемых в настоящее время, программах по музыке в общеобразовательных школах. В частности авторы предлагают использовать игровую деятельность в развитии специальных и общих музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, чувство формы (чувство единого целого) и других).
На примере учащихся МОУ СОШ №93 города Волгограда нам удалось лично убедиться в эффективности применения игровой деятельности в процессе развития чувства музыкальной формы у учащихся младших классов.
В ходе исследование нами были выявлены и экспериментально проверены возможности использования игровой формы обучения на начальном этапе развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
Вышесказанное свидетельствует о том, что гипотеза исследования была подтверждена – игровая деятельность эффективна в процессе развития чувства формы у учащихся младших классов.
Список используемой литературы:
1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие / Э. Б. Абдулин . М.: Академия, 2002
2. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. М., 1983. 50-132 с.
3. Алиев, Ю. Б. Программа по музыке (1-8 класс) / Ю. Б. Алиев. М.,Просвещение. 1993.
4. Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя музыки / Ю. Б. Алиев. М.: Просвещение. 2000.
5. Анисимов, Т. А. О взаимосвязи архетектуры и музыки: тезисы докладов.Волгоград,: Издательство волгоградского унмверситета. 378-381 с.
6. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / О. А. Апраксина. М.:Академия 1983.
7. Ветлугина, М. А. Музыкальное развитие ребенка / М. А. Ветлугина. М.: Просвещение. 1987. 45-76 с.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Просвещение. 1968. 34-132 с.
9. Гудилина, С. И. Искусство: изобразительное искусство и художественная культура: программа / С. И. Гудилина. М.: Просвещение. 1994.
10. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева. М.:1989. 23-79 с.
11. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1988. – 165-180 с.
12. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке / Д. Б. кабалевский. М.:Просвещение. 1967.
13. Кузина, В. С. Изобразительное искусство / В. С. Кузина., М.
14. Мейлах, Б. С. Художественное восприятие как научная проблема / Б.С. Мейлай. М.1971.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология /. В. С. Мухина. М.:Просвещение 1999. 45-76 с.
16. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и науку. М.: Просвещение. 1987. Вып. 2. 45-134 с.
17. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М., 1997. 45-69 с.
18. Радынова, О. П. слушаем музыку / О. П. Радынова. М.: Просвещение. 1990. 33-57 с.
19. Тарасов, Г. С. О психологии искусства / Г. С. Тарасов. Воросы психологии. 1992 №1
20. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей. / К. В. Тарасова. М.: Просвещение 1988. 67-96 с.
21. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М.-Л. 1947. 34-127 с.
22. Уваров М. С. Архитектоника – исповедь слова. Очерк №4 – Музыкакак модель исповедального дискурса / М. С. Уваров- М. 1994 г.
23. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / М.: Просвещение. 1987.
24. Шрпенгауэр А. Собрание сочинений. Т. 7/ А. Шопенгауэр – С-П. «Философ», 1973 г. 285 с.
Приложение №1.
«Сон»
Кода
«Сон»