Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить возможности развития чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать теорию развития общих музыкальных способностей учащихся младших классов в психолого-педагогической литературе;

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..….…3
2. I.1. Сущность развития чувства формы…………………….…….….…..5
3. I. 2. Психологические новообразования младших школьников…...…..6
4. I. 3. Возможности применение игровой формы обучения в развитии чувства формы……………………………………………….………………9
5. II Обзор психолого-педагогической и методической литературы……12
6. III. 1. Диагностика уровня развитости чувства формы………...……...20
7. III. 2. Описание опытно-экспериментальной работы…...……………..23
8. III. 3. Диагностика уровня развитости чувства формы…….……….…25
9. Заключение……………………………………….………………………27
10. Список используемой литературы………………………….…………28
11. Приложения………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности

Курсовая работа по методике преподавания музыки

 

 

 

              Исполнитель:  Свиридова Т.А.

___________________

Научный руководитель:  доц. Дубова Л. П

___________________

Дата допуска к защите:  _________________________

 

 

 

             

 

Волгоград 2010

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………..….…3

2. I.1. Сущность развития чувства формы…………………….…….….…..5

3. I. 2. Психологические новообразования младших школьников…...…..6

4. I. 3. Возможности применение игровой формы обучения в развитии        чувства формы……………………………………………….………………9

5. II Обзор психолого-педагогической и методической литературы……12

6. III. 1. Диагностика уровня развитости чувства формы………...……...20

        7. III. 2. Описание опытно-экспериментальной работы…...……………..23

8. III. 3. Диагностика уровня развитости чувства формы…….……….…25

9. Заключение……………………………………….………………………27

10. Список используемой литературы………………………….…………28

11. Приложения………………………………………………………..……30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Младший школьник — это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться.

В исследованиях Л.И. Божович, Д.В. Эльконина, Н.Г. Салминой,     Н.И. Гуткиной описаны основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил, психологическая готовность к классно-урочной системе.

Урок музыки в школе имеет свои особенности. Прежде всего, речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о справедливом воспитании ребенка, что считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующие музыкально развитие ученика.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

В существующих программах по музыки процесс развития музыкальных способностей реализуется по-разному, однако, не всегда уделяется внимание развитию чувства целого - чувства формы.

Подобных исследований применительно к начальному образованию фактически не  существует, тогда, как современные школы призваны решать не только задачи общей подготовки учащихся, но и формирования музыкаль-ной культуры школьников, а для этого необходимо развитие всех музыкальных способностей и чувства музыкальной формы в частности.

Объект исследования – процесс развития чувства формы  у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития чувства формы у учащихся младших классов средствами игровой деятельности.

Цель исследования – выявить возможности развития чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности.

Задачи исследования:

- проанализировать теорию развития общих музыкальных способностей учащихся младших  классов в психолого-педагогической литературе;

- изучить теоретические основы организации игровой деятельности в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;

- проанализировать программы и учебники по музыки;

-  организовать опытно-эксперементальную проверку условий развития чувства у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности.

Гипотеза исследования. Развитие чувства музыкальной формы  возможно в младших классах при использовании специально разработанной педагогической технологии, которую характеризуют:

-  опора на психолого-педагогическую литературу;

-  учет теоретических основ организации игровой деятельности;

- использование приемов и методов, существующих в современной педагогике (проблемные ситуации, игровые формы, направленные на разви-тие общих музыкальных способностей у учащихся).

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

-   наблюдение уроков;

- разработка диагностики и приемов развития чувства формы у учащихся младших классов;

-   проведение опытно-экспериментальной работы.

I. 1. Сущность развития чувства формы.

Форма - это понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи.

В древней философии понятие формы имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такое значение понятия формы имело у Платона и в особенности у Аристотеля.

              Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения и, вследствие этого, их форма может быть в любое мгновение познаваемой как целиком, так и в частностях. При этом большие очертания, как правило, охватываются раньше деталей. По этой причине музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна из другой и связываемых воедино при помощи памяти. Указанная особенность восприятия музыки определяет и сущность музыкальной формы, которая, протекая во времени, всегда представляет собой процесс, то есть развитие с той или иной степенью интенсивности иногда постоянной или, чаще, меняющейся.

              Музыкальная форма,  представляет собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, ограниченных друг от друга по смыслу.

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуеться взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределенных во времени. В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с ней может быть продолжена: крупные части формы, в какой-то мере,  напоминают главы литературного произведения, более мелкие – абзацы, фразы различной длины и даже слова.

Развитие чувства формы относится к развитию общих музыкальных способностей.

Развитие чувства музыкальной формы, проявляющееся в реакциях и воспроизведении ее в движениях идет в следующем нарастании:

- по степени контрастности отдельных их частей, предложений, фраз (от более к менее контрастным);

- по наличию симметричности построения (от симметричного к ассиметричному);

- в) по длине отдельных частей, предложений, фраз (от длинных к более коротким).

Развитие чувства музыкальной формы является обязательным на всех этапах обучения музыки в общеобразовательной школе, наряду с чувством ритма, ладовым чувством.

Проблеме развития чувства формы в младших классах уделяли внимание такие видные педагоги-музыканты как Д. Б. Кабалевский, Ю. Б. Алиев, В. К. Безбородова, О. А. Апраксина, Б. М. Теплов, О. П. Радынова.

 

 

  I. 2. Психологические новообразования младших школьников.

Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук.

На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и других.

С момента поступления в школу центральное место - социальный мотив - стремление к новой социальной позиции школьника. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же "уникальные и единственные". Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе.

Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задач . Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом.

Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития.

Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л . С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

- произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.

- сознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности.

- творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

- деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.

- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени

Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.

Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.

Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

- игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов;

- игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения;

Информация о работе Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности