Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить возможности развития чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать теорию развития общих музыкальных способностей учащихся младших классов в психолого-педагогической литературе;

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..….…3
2. I.1. Сущность развития чувства формы…………………….…….….…..5
3. I. 2. Психологические новообразования младших школьников…...…..6
4. I. 3. Возможности применение игровой формы обучения в развитии чувства формы……………………………………………….………………9
5. II Обзор психолого-педагогической и методической литературы……12
6. III. 1. Диагностика уровня развитости чувства формы………...……...20
7. III. 2. Описание опытно-экспериментальной работы…...……………..23
8. III. 3. Диагностика уровня развитости чувства формы…….……….…25
9. Заключение……………………………………….………………………27
10. Список используемой литературы………………………….…………28
11. Приложения………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

«В концертном зале» IV класс, второе полугодие.

«„Патетическая“ соната». Соната № 8 продолжает знакомство учащихся с музыкой великого немецкого композитора XIX в. Л. Бетховена.

Прослеживая развитие одного образа и контрастного ему второго ребята приходят к пониманию средств музыкальной выразительности.

Задача педагога объяснить детям, что смена средств музыкальной выразительности говорит нам о появлении нового образа, а новый образ – это новая часть музыкального построения.

На последующих уроках полученные знания закрепляются в определении образов русской народной песни «Калинка».

5. Программа  «Музыка» В. В. Алеев, Т.В. Науменко.

«Построение музыки» 3 класс, IV четверть.

На протяжении всей четверти ребята знакомятся с музыкальными построениями (музыкальными формами). Авторы предлагают следующие темы уроков:

- одночастная форма. Главная  тема 3 части 6 симфонии П.Чайковского;

- двухчастная форма. Смена частей в музыке всегда связана со сменой различных элементов музыкальной речи (контрастом);

- музыкальная форма – рондо;

- вариационная форма;

- форма рондо и вариация;

- общие принципы построения той или иной формы.

При разборе формы с ребятами авторы предлагают методы, описанные выше (в программе Д. Б. Кабалевского).

6. «Музыкальное искусство» В. О. Усачева, Л. В.Школяр.

«В концертном зале» 3 класс, III четверть.

Музыкальная форма – вариации. На изучение одно- и двухчастных форм автор не отводит специального занятие. Разбор формы вариаций традиционно начинается с анализа образной сферы и средств музыкальной выразительности на примере русской народно песни «Ах, ты, степь широкая» в записи хора без инструментального сопровождения.

Авторы предлагают игровые приемы в качестве усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.

«Развивая чувство музыкальной формы, особое внимание надо уделить принципам построения форм рондо (контрастное сопоставление главной мелодии и эпизодов) и вариаций (постепенное видоизменение, варьирование одной темы - мелодии). Как мы видим, данная программа пересекается с программой «Музыка» Д. Б. Кабалевского по приемам работы и авторским рекомендациям.

7. «Музыка» Т. В. Надолинская, А. В. Лушкина, Н. А. Любомищенко.

«Развитие музыки» 2 класс, III четверть. («Как изменяется музыка»).

На примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. Книперра ребята разбирают изменение характера музыки, связанного с изобразительностью литературного текста.

Авторы предлагают начинать развитие чувства музыкальной формы с самого элементарного – деления произведения на фразы и мотивы, и только на последующих уроках дается понятие об одно-, двух- и трехчастных музыкальных построениях.

Из краткого анализа программ по музыке видно, что процессу развития чувства музыкальной формы каждый автор в той или иной степени уделяет внимание. Нельзя не взять во внимание один из центральных принципов построения программ – «забегание вперед и возвращение к пройденному» («перспективы и ретроспективы»), предполагающий продолжение развития чувства формы в средних и старших классах.

Начальное же ознакомление со структурой музыкальных произведений авторы отводят именно в младших классах.

Из вышесказанного видно, что развитием чувства формы у младших школьников занимаются многие ведущие педагоги-музыканты. Процесс развития реализуется во всех видах деятельности на уроках музыки: вокально-хоровой, игровой, в процессе восприятия музыкального произведения.

 

 

 

 

 

III. Диагностика уровня развитости чувства формы.

Исследования проводились в МОУ СОШ № 93 города Волгограда, в 3  «б» классе.

На первом этапе ребятам предлагалось прослушать музыкальное произведение (П. И. Чайковский «Времена года», «Июль» («Баркарола»)) и определить следующее:

- характер музыкального произведения;

- количество образов в произведении;

- схожесть или различие образов;

- средства музыкальной выразительности.

Результаты диагностики представлены в виде таблицы.

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

Итого:

- количество детей, справившихся с заданием на положительные баллы –  5;

- количество детей, справившихся с заданием на удовлетворительный балл – 6;

- количество детей, не справившихся с заданием – 7.

 

 

Второе задание. Педагог наигрывает фрагменты музыкальных произведений, ребятам предлагается определить, завершена ли музыкальная мысль в каждом из фрагментов.

 

 

 

 

 

 

Дети/музыкальные.произведения

1

2

3

4

5

1. Аржанова Ольга

 

 

 

 

 

2. Быкова Ольга

 

 

 

 

 

3. Белобородов Алексей

 

 

 

 

 

4. Данилов Вячеслав

 

 

 

 

 

5. Дудкина Елена

 

 

 

 

 

6. Ильинская Ирина

 

 

 

 

 

7. Калашников Юрий

 

 

 

 

 

8. Крыжановская Наталья

 

 

 

 

 

9. Кочетов Евгений

 

 

 

 

 

10. Лисицина Ксения

 

 

 

 

 

11. Остапенко Светлана

 

 

 

 

 

12. Попов Александр

 

 

 

 

 

13. Пешкин Михаил

 

 

 

 

 

14. Петрушина Арина

 

 

 

 

 

15. Покатило Радион

 

 

 

 

 

16. Савельев Константин

 

 

 

 

 

17. Ушакова Наталья

 

 

 

 

 

18. Феклистова Надежда

 

 

 

 

 

 

Итого:

- с заданием справились (ответили правильно на 3 и более) – 7 детей;

- с заданием не справились (ответили правильно на 2 и менее) – 11 детей.

 

 

 

 

 

 

III. 2. Описание опытно-экспериментальной работы.

Проведение формирующего этапа осуществлялось в естественных условиях (урок музыки) и в специально организованных (внеклассные мероприятия.)

На уроках музыки работа над развитием чувства формы осуществлялась в рамках темы «Построение музыки» (программа «Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак).

Главным принципом в работе была связь развития чувства музыкальной формы с игровой деятельностью, что в свою очередь нашло отражение в приемах и методах работы:

- ритмические и вокальные импровизации (допеть мелодию, «достучать» предложенный ритмический рисунок);

- сочинение музыкальных фраз и предложений;

- игры на определение настроения или настроений музыкальной пьесы;

- создание проблемной ситуации.

Игровые формы деятельности реализовывались в следующих заданиях:

- «…ребята, давайте проследим, как меняется настроение нашего петушка» (вариации на тему русской народной песни «Петушок» Н. Бородина);

- «…как вы думаете, а всегда ли солдаты весело и шумно маршируют? Могут ли они притаится, прислушаться, не подкрался ли враг слишком близко?» (П. И. Чайковский «Детский альбом», «Марш деревянных солдатиков»);

- «Когда русский человек веселится, он дарит веселье другим. Так если в танце закружился один человек, к нему тот час же присоединятся другие и танцоры и музыканты…(П. И. Чайковский «Детский альбом», «Камаринская»);

- «Ребята, наш самокат отправляется в путешествие, куда он поедет на этот раз? И снова едет наш самокат» (шуточная песня «Самокат» В. Алексеев. Песня написана в форме рондо).

Одной из темой внеклассного мероприятия «Спит, спит княжна».

Сначала детям предлагается послушать текст романса «Спящая княжна» А. П. Бородина, обратив внимание на мягкий, сонный характер главной темы («Спящая княжна») и сильный, могучий характер эпизодов («Лес», «Богатырь»).

Ребятам предлагается представить себе, как в музыке отразится характер литературного текста, какие средства музыкальной выразительности использовал бы каждый ребенок, будь он композитором. Для этого вначале вместе с педагогом определяется характер литературного текста, будто ребята присутствуют в сказке.

После определения предполагаемых средств музыкальной выразительности, ребятам, предлагается выбрать инструмент для большей выразительности каждого образа.

Информация о работе Развитие чувства формы у учащихся младших классов в процессе игровой деятельности