Особенности творчества Сергея Сергеевича Прокофьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:06, реферат

Описание

Сергей Прокофьев был одним из великих творцов XX века, создавших новаторский музыкальный театр. Сюжеты его опер и балетов поразительно контрастны. Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров, так и количеством созданных им произведений. Свыше 130 опусов написал композитор за период с 1909 по 1952 год. Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанными с детства.

Содержание

1.Введение.
2. Об авторе. Биография композитора.
3. Основная часть. Анализ произведений.
3.1. История создания и содержание балета «Ромео и Джульетта»
3.1.1 .Особенности произведения
3.2. История создания и содержание кантанты «Александр Невский»
3.2.1. Особенности произведения
4. Выводы.
5. Приложения.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

3.1.1. Особенности произведения 

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху в творчестве Сергея Прокофьева. Балет "Ромео и Джульетта" стал одним из самых значительных завоеваний на пути поисков нового хореографического спектакля. Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению реализма. Музыка Прокофьева передает тончайшие психологические движения человеческой души, богатство шекспировской мысли, страстность и драматизм его первой из совершеннейших трагедий. Отсекая все побочное или второстепенное в трагедии, Прокофьев свое внимание сосредоточил на центральных смысловых моментах: любовь и смерть; роковая вражда между двумя родами веронской знати – Монтекки и Капулетти, приведшая к гибели влюбленных. “Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких музыкальных портретов-характеристик. "Ромео и Джульетта" - балет глубоко новаторский. Новизна его проявляется и в принципах симфонического развития.  

Симфонизированная драматургия балета заключает три  разных типа.  
Первый – конфликтное противопоставление тем добра и зла. Все герои – носители добра показаны разнообразно и многопланово. Зло композитор представляет более обобщенно, приближая темы вражды к темам рока XIX века, к некоторым темам зла XX века. Темы зла возникают во всех действиях, кроме эпилога. Они вторгаются в мир героев и не развиваются.

Особенно хорошо тема добра раскрывается в эпизоде Джульетты-девочки произведения Прокофьева.

А тема зла раскрывается в эпизоде «Монтеки и Капулетти, танец рыцарей», благодаря тяжелой мелодии и написанию этой части балета в басовом ключе. 

 
Второй тип симфонического развития связан с постепенной трансформацией образов – Меркуцио и Джульетты, с раскрытием психологических состояний  героев и показом внутреннего  роста образов.

Так представлен  образ Меркуцио вначале:

А в конце  его образ становится более сложным и динамичным благодаря развитию мелодии:

Третий тип  обнаруживает черты вариационности, вариантности, свойственные симфонизму Прокофьева в целом, он особенно затрагивает лирические темы.  
Все три названных типа подчинены в балете также принципам киномонтажа, особому ритму кадрового действия, приемам крупных, средних и дальних планов, приемам "наплывов", резких контрастных противопоставлений, придающих сценам особый смысл.
 

3.2. История создания и содержание контанты «Александр Невский»

    Фильм "Александр Невский" вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материале музыки к фильму кантату. Зиму 1938-1939 года он посвятил этой работе и создал кантату, состоящую из семи частей. Задача оказалась очень непростой. "Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки", - жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла.

    Широта музыкальных  обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов. В кантате  семь частей:

  1. "Русь под игом монгольским" - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические подпевки с диковатым всхлипывающим форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.
  2. В былинной "Песне об Александре Невском" возникает главная тема России, ее непобедимости и величия (А и было дело на Неве реке).
  3. В части "Крестоносцы во Пскове" впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.
  4. Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора "Вставайте, люди русские", рожденная русской народной песенностью.
  5. Центр кантаты - грандиозная картина "Ледового побоища". Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема "Вставайте, люди русские", и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).
  6. "Мертвое поле" - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.
  7. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу" завершает кантату.
 
 

3.2.1. Особенности произведения

Кантата вобрала  в себя все лучшее, что было в  киномузыке. Музыка всех частей точно  соответствует содержанию и литературному тексту. Практически, налицо музыкальная живопись, особенно в «симфонических» частях кантаты («Русь под игом монгольским», «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище»).  

Содержание рисуется музыкой с графической четкостью. Контрастные моменты сменяют  друг друга с кинематографической калейдоскопичностью, особенно в «Ледовом побоище», где темы русских и крестоносцев мелькают подобно кадрам на экране. В годы войны кантата стала очень часто исполняемой, т.к. содержание ее именно в эти годы зазвучало особенно актуально, и в первую очередь четвертая часть - «Вставайте, люди русские!» 
17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории. В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева - универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю.
 

4. Выводы. 

1)Мужественное искусство Прокофьева резко противостояло произведения господствовавших в музыке многочисленных эпигонов Скрябина и Дебюсси. В лучших сочинениях этого времени обнаруживались возросшая энергия ритмов, смелое расширение рамок тональности за счёт полиладовых и плакатно-красочных созвучий, новая трактовка фп. 2)Прокофьев сохранил свою особую эстетическую позицию, продолжавшую традиции М. П. Мусоргского и других русских классиков.

Они проявляются  и в общем характере музыки, и в ритмической ее четкости, и в некоторых типичных оборотах. Но, вместе с тем, в острых изгибах мелодии, неожиданных гармонических сопоставлениях ощущается самобытный прокофьевский стиль. 
3)Композитор был полон сил, энергии и планов. Писал он фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими произведениями.

4)Сергей Прокофьев был одним из великих творцов XX века, создавших новаторский музыкальный театр. Сюжеты его опер и балетов поразительно контрастны

5) Прокофьев умело соединял музыку и драму, ярко мог раскрыть основной конфликт произведения.

6)Прокофьев обладал  удивительной способностью точно  раскрывать образы героев, он это делал с большим мастерством и огромной выразительной силой. 

5. Приложения.

Детство С.С.Прокофьева

 

 С. С. Прокофьев. Хор "Вставайте, люди русские" из кантаты "Александр Невский". Страница партитуры. Автограф. 

Балет «Ромео и  Джульетта» 
 

6.Список литературы.

1.Советская музыкальная  литература под редакцией М.С.  Пекелиса;

2.И. Марьянов  “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;

3.Л. Далько  “Сергей Прокофьев популярная  монография”;

4.Советская музыкальная  энциклопедия под редакцией И.А.Прохоровой  и Г.С. Скудиной.

5. Катонова С.  Балеты Прокофьева. М., 1982 
6. Котомина С. Отечественная музыкальная литература 1917-1985.М., 1996 
7. Савкина М. Сергей Сергеевич Прокофьев. М., 1982 
8. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. М., 1968
 

Информация о работе Особенности творчества Сергея Сергеевича Прокофьева